Виктория Савельева
Многосенсорное обучение ребенка грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдения за детьми из года в год подтверждает тот факт, что большая часть детей имеет ведущий кинестетический канал восприятия, т. е. они воспринимают информацию через ощущения, с помощью движений. От того, какой канал ведущий у ребенка, зависит освоение многих важных навыков, например, чтения и письма.
Методики обучения грамоте в основном предполагают визуально-аудиальные методы подачи материала («Послушай», «Посмотри», «Прочитай», которые подходят не всем детям. Задачей логопеда становится сделать процесс обучения многосенсорным с учетом всех типов восприятия информации.
Публикация «Многосенсорное обучение ребенка грамоте» размещена в разделах
Обучая детей грамоте, логопед перемещает детей с листа бумаги в другие плоскости для полноты ощущений и повышения качества усвоения материала. Дети «рисуют» буквы пальчиком в воздухе, на песке, различных крупах. Ребенку недостаточно увидеть и написать букву, он хочет эту букву ощутить, потрогать, подержать в ладошках. На помощь приходят самые разнообразные многофактурные материалы : буквы из нождачной и бархатной бумаги, из фольги, объемные - из ткани, из пластмассы, из пенопласта, из дерева и др. Дети сами выкладывают буквы из орехов, конфет, пуговиц, бусинок, лепят из пластилина, из теста. Буквы из теста после запекания можно понюхать и даже съесть! Для полноты кинестетических ощущений можно предложить выложить буквы из разноцветных стеклянных камешков разных размеров и формы, предварительно подержав их в горячей воде (они станут теплыми). Ребенок осязает цвет, форму, размер, структуру, получает тепловые ощущения. Очень полезна игра «Угадай букву», когда дети «рисуют» пальцем буквы друг другу на спине или на руке, т. е. ощущают изображения своим телом. Обучая ребенка понятиям «твердый» и «мягкий» согласный звук можно сделать фишки в виде синего кружка из дерева и зеленого кружка из тонкого поролона. Тогда ребенок «ощутит на себе» понятия «твердый» и «мягкий», легче и быстрее запомнит необходимую информацию.
Дети с удовольствием воспринимают информацию от лица сказочных персонажей, которые говорят разными голосами, называют детей по именам, гладят по голове, жмут им руки, дотрагиваются и играют (куклы-перчатки).
Обучая чтению и письму такими методами и приемами, логопед разговаривает с детьми «на одном языке», им понятном, близком и доступном.