Анна Немчинова
Многофункциональная ширма как элемент предметно-развивающей среды группы
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно, игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. Игра – это то средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Основной пласт творческих игр, присущих дошкольникам, составляют сюжетно-ролевые игры.
Для того чтобы предметно-развивающая среда нашей группы наиболее соответствовала требованиям ФГОС ДО, нами была изготовлена многофункциональная ширма, которая предназначена для сюжетно-ролевых игр и театрализованной деятельности.
Публикация «Многофункциональная ширма как элемент предметно-развивающей среды группы» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Ширмы. Напольные и настольные ширмы для игр
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2016
Многофункциональная ширма отвечает всем требованиям, предъявляемым к предметно-развивающей среде группы, а именно:
1) Безопасность – ширма исключает травмирование об острые углы, удары и ушибы в результате неустойчивости, складывается в плоское состояние по окончании игр;
2) Насыщенность - наличие кармашков обеспечивает достаточную заполняемость ширмы разнообразными атрибутами для игр;
3) Трансформируемость – ширма помогает изменить предметно-пространственную среду в зависимости от ситуации, зонировать пространство, а также дает возможность разнообразно использовать различные составляющие предметной среды;
4) Полифункциональность – наличие ширмы позволяет использовать предметы, не обладающие жестко закрепленным способом употребления, а также игрушек-заместителей (например, палочка вместо градусника, стул вместо машины и т. д.);
5) Вариативность – для обеспечения вариативности ширма имеет 6 панно, которые закрепляются на липучках и могут легко сменять друг друга, обеспечивая свободный выбор детей, а наличие кармашков дает возможность периодически менять атрибуты для игр;
6) Доступность – все дети имеют свободный доступ к ширме.
Немаловажным является и то, что наличие ширмы помогает реализовать гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему полу. Следовательно, важнейшее условие формирования гендерной идентичности – это создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек.
Именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, защищая Родину, строят мосты, ремонтируют автомобили. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) – у мальчиков. Доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) – у девочек.
При помощи ширмы легко разыграть следующие сюжеты:
«Утро в семье», «Обед в семье», «У нас в семье – младенец», «Вечер в семье», «Мама укладывает детей спать», «Выходной день в семье», «В семье заболел ребенок», «Помогаем маме стирать белье», «Большая уборка дома»
«К нам пришли гости», «Идем в кафе», «Мама готовит обед», «Мама пришла с работы», «Поход в ресторан», «Испечем торт для мамы»
«На приеме у врача», «Вызов врача домой», «Поранили пальчик», «Болит горлышко», «Ставим укольчик», «Делаем прививку»
«Папа – хороший хозяин», «Строим автобус», «Учимся водить автобус», «Автобус везет пассажиров», «Ремонт машин», «Заправляю машину», «Мойка машин» и т. д.
В своей работе мы можем использовать всю ширму (например, вместе с детьми создаем гостиничный комплекс, в котором есть кафе, номера, медицинский кабинет, мойка и заправка машин, СТО, либо только часть панно (например, даем мальчикам задание починить машины, требующие ремонта, а девочкам предлагаем в это время приготовить для мальчиков обед).
Кроме того ширма может быть использована для создания уголка уединения – при помощи ширмы ребенок может отгородиться от общего пространства и отдохнуть.