МААМ-картинки

Поддержка детской инициативы посредством развивающей предметно-пространственной среды подготовительной логопедической группы

Татьяна Ковальская
Поддержка детской инициативы посредством развивающей предметно-пространственной среды подготовительной логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы

Предметно-пространственный мир включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. В этом окружении ребенок – действующее лицо, которое по мере взросления осваивает свойства объектов, их пространственные отношения.

В ДОО предметно-пространственная развивающая среда рассматривается как открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе развития детей.

По мнению Л. С. Новоселовой, предметно-развивающая среда должна :

Публикация «Поддержка детской инициативы посредством развивающей предметно-пространственной среды подготовительной логопедической группы» размещена в разделах

быть системной, отвечающей целям воспитания и обучения

инициировать деятельность ребенка

учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка

обеспечивать возможность взаимодействия детей между собой и со взрослыми

иметь, наряду с консервативными компонентами, часто меняющиеся составляющие Это порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование и т. д., так и развитие детей в ней

обеспечивать возможность ребенка жить в 3-мерном предметном пространстве

В ФГОС дошкольного образования построение предметно-пространственной среды в ДОО занимает одну из ключевых позиций.

Создание и обновление предметно-развивающей среды, в соответствии с основными направлениями развития детей представлено :

1. Физическое развитие : Охрана жизни и укрепление здоровья 1. Физкультурный зал (оснащён необходимым спортивным оборудованием и инвентарём). 2. Физкультурные уголки в каждой возрастной группе. 3. Спортивная площадка. 4. Медицинский блок.

2. Познавательное развитие : 1. Учебная зона в каждой группе 2. Уголки - лаборатории (в старших, подготовительных группах). 3. Библиотеки детской литературы в группах и в методическом кабинете. 4. Зоны конструирования (во всех возрастных группах). 5. Уголки природы (во всех возрастных группах). 6. Мини-музей 7. Кабинет познавательного развития.

3. Художественно-эстетическое развитие 1. Музыкальный зал. 2. Картинная галерея. 3. Мини-музей русского быта 4. Изобразительные уголки во всех возрастных группах. 5. Музыкальные уголки во всех возрастных группах. 6. Костюмерная. 7. Театрализованная зона (в каждой возрастной группе). 8. Уголки ручного труда

В процессе создания модели в подготовительной логопедической группы, перед нами стояла цель - создание предметно-пространственной развивающей среды как системы условий для обеспечения поддержки детской инициативы :

1) использование имеющейся предметно-развивающей среды для инициативы в организации совместных игр и развития диалогической речи

2) поддержка инициативы самостоятельной познавательной деятельности детей

3) поддержка инициативы взаимодействия с взрослыми и сверстниками в организации самостоятельной познавательной деятельности.

4) развитие познавательной и речевой активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;

5) поддержка творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.

В первую очередь мы старались, чтобы предметно-пространственная развивающая среда способствовала развитию субъектного опыта ребенка в познавательной деятельности с материалами предметного мира. Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определенного вида деятельности (творческая деятельность, игра, экспериментирование, конструирование). Они не имеют четкого разграничения, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой уголок по желанию ребенка можно легко и быстро преобразовать в другой.

Самостоятельная деятельность детей организуется посредством создания развивающих центров разной направленности в группе детского сада.

Содержание модели:

- создание в группе необходимого количества предметов, пособий, муляжей, мелких игрушек и дидактических игр

- разработаны уголки познавательной активности

- стена интеллектуального развития, где дети могут рассмотреть в доступной форме карты, схемы, таблицы, фиксировать наблюдения, решать ребусы, кроссворды

-мини-лаборатория, где созданы условия, имеются приборы и материалы для демонстрации и организации самостоятельного экспериментирования

- разнообразие предметов по цвету, форме, размеру, материалу, весу

-крупногабаритные модули, состоящие из отдельных сегментов, различных по форме, объему, цвету, которые можно соединять при помощи пуговиц, клепок, шнурков и использовать для развития сенсорных представлений

В центре группы располагаются схемы, пиктограммы, пооперационные карты, алгоритмы и таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. При действии с предметами у ребенка должна возникать проблемность, побуждающая к активному действию ради ее решения. Для этого педагог должен включать материал не только разной степени сложности, но и позволяющей выявить индивидуальную изобретательность ребенка к его содержанию, виду и форме, разным способам проработки, стимулирующей детей к творчеству (самовыражению) без боязни в чем-то ошибиться, сделать что-то не так «неправильно».

Каждый центр обеспечивает для детей развитие личности через организацию самостоятельной деятельности ребенка, побуждающую к этому яркими, многофункциональными, современными предметами, игрушками и пособиями, характеризующиеся необычностью, будящие фантазию и воображение ребенка, сопутствующие игре и творчеству.

В одной и той же зоне согласно принципу интеграции можно заниматься различными видами деятельности. Так, природный уголок может стать местом уединения, книжным уголком или исследовательским центром.

Таким образом, предметно-пространственная развивающая среда, обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие детей и взрослых. Это дает возможность педагога более гибко и динамично включить ребенка в активную целенаправленную и разнообразную деятельность в атмосфере доброжелательности и благополучия, знать и умело использовать его индивидуально-личностные особенности. В целом данная предметно-пространственная развивающая среда поддерживает инициативу дошкольников в разнообразных видах деятельности.

Приложение

Модель предметно-пространственной развивающей среды

Уголок конструирования

Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу; формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).

Уголок конструирования

Строительный материал Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы

Комплект больших мягких модулей (22 – 52 элемента)

Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т. п.) Конструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам («Лидер», «Элтик-АВТО», «Кроха» и др.)

Детали конструктора Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) (от 62 до 83 элементов)

Плоскостные конструкторы Коврик-трансформер (мягкий пластик) «Животные»

Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования

Уголок экспериментирования и познавательно-исследовательской деятельности

Задачи: развитие первичных естественно-научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение, формирование умения комплексно обследовать предмет.

Материалы для уголка экспериментирования и

познавательно-исследовательской деятельности

бъекты для исследования в действии Доски-вкладыши и рамки-вкладыши со сложными составными формами (4-8 частей, геометрическая мозаика, танграм, набор объемных тел для группировки и сериации (цвет, форма, величина, набор: счетные палочки Кюизинера, головоломки, наборы картинок, таблиц, графические головоломки, календари, карты, глобусы, детские атласы, иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, планшеты, аудио- и видеоматериалы,

коллекции марок, коллекции монет.

Нормативно-знаковый материал: Разрезные азбуки и кассы, наборы карточек с цифрами, наборы карточек с изображением количества предметов (от 1 до 10) и соответствующих цифр, наборы кубиков с цифрами, с числовыми фигурами и т. д.

Уголок продуктивной деятельности

Задачи: развитие интереса и желания заниматься творческой деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалов, развитие пальцевой моторики, творческого воображения.

Материалы для уголка продуктивной деятельности

Для рисования Наборы цветных карандашей (24 цвета, графитные карандаши, наборы фломастеров, наборы шариковых ручек, гуашь, палитры, кисти, банки для промывания ворса кисти от краски (0,25 и 0,5 л, подставки для кистей, бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается педагогом в зависимости от задач обучения

Для лепки Глина, пластилин, стеки разной формы, доски, 2020 см, салфетка

Для аппликации Ножницы с тупыми концами, файлы из прозрачной синтетической пленки для хранения обрезков бумаги, подносы для форм и обрезков бумаги, щетинные кисти для клея, розетки для клея, бросовый и природный материал, бумага различная по фактуре

Дидактический уголок

Задачи: развитие познавательной сферы ребенка, развитие интереса к познавательной деятельности.

Материалы для дидактического уголка

Для развития творческого мышления Настольно-печатные игры; игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат (игры шашечного хода); головоломки; логические задачи; кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей;

Для развития творческого воображения Мозаики, «Танграм», «Пентамино»

Книжный уголок

Задачи: развитие интереса к познанию новой информации, развитие интереса к чтению.

Для развития интереса к новым знаниям Иллюстрированные детские энциклопедии, развивающие книги-игрушки

Для развития интереса к чтению, словесному творчеству Настольный театр по сказкам.

Публикации по теме:

Анализ компонентов развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОСАнализ компонентов развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в соответствии.

Фотоотчёт о создании предметно-пространственной развивающей среды в музыкальном центре нашей группыФотоотчёт о создании предметно-пространственной развивающей среды в музыкальном центре нашей группы Приветствую всех друзей и коллег! В этом учебном году наше дошкольное образовательное учреждение уделило большое внимание развитию музыкальной.

Использование предметно-пространственной развивающей среды группы для активизации речевой деятельности детей-логопатов Наш детский сад не первый год работает над проблемой обновления предметно – пространственной развивающей среды. Развитие ребенка во многом.

Моделирование развивающей предметно-пространственной средыМоделирование развивающей предметно-пространственной среды Важнейшим условием реализации программы «Детство» является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды.

Развитие самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды Развитие самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды Самостоятельность – это одна.

Организации предметно-пространственной развивающей среды детского сада с опорой на схему единства характера средыОрганизации предметно-пространственной развивающей среды детского сада с опорой на схему единства характера среды Детский сад сегодня функционирует и развивается в условиях нестабильной социально- экономической и образовательной ситуации. Больших изменений.

Организация предметно-пространственной развивающей средыОрганизация предметно-пространственной развивающей среды Педагоги группы Киселева Татьяна Юрьевна и Зонина Софья Аркадьевна Все групповое помещение поделено на центры различной направленности,.

Организация развивающей предметно-пространственной среды средней группы в соответствии с ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды средней группы в соответствии с ФГОС .

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в подготовительной группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в подготовительной группе Готовя группу к новому учебному году, я тщательно продумывала организацию предметно-пространственной среды. Ребята переходят из старшей.

Результаты организации развивающей предметно-пространственной среды второй младшей группыРезультаты организации развивающей предметно-пространственной среды второй младшей группы ГБОУ СОШ № 10 СПДС “Аленушка” Результаты организации развивающей предметно-пространственной среды 2 младшей группы СПДС «Аленушка» (корпус.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поддержка детской инициативы посредством развивающей предметно-пространственной среды подготовительной логопедической группы
Опубликовано: 21 сентября 2015 в 20:40
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поддержка детской инициативы посредством развивающей предметно-пространственной среды подготовительной логопедической группы» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ковальская (УИ 367510) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД