Эльмира Казакова
Многофункциональная напольная дидактическая игра «Речевая тропинка»
▼ Скачать + Заказать документы
Пособие представляет собой покрытие размером 2*3 м, расстилаемое на полу. На покрытии изображена тропинка, вдоль которой расположены различные герои и предметы, перемещаясь по тропинке, ребенок выполняет различные задания.
Для каждого занятия педагог сам решает, какие игры
будут предложены ребенку.
Публикация «Многофункциональная напольная дидактическая игра „Речевая тропинка“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Напольные игры
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2020
1. Обогащение словарного запаса по лексическим темам: «Домашние животные и их детеныши», «Овощи-фрукты»;
2. Развивать навыки звукоподражания у неговорящих детей с ОВЗ и детей младшего дошкольного возраста;
3. Развитие темпа и ритма речи;
4. Закрепление знаний о цвете;
5. Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, развитие общей и мелкой моторики;
6. Воспитание мотивации к учению путем применения игровых упражнений.
Дидактическая игра предполагает 2 варианта проведения:
1 вариант - для неговорящих детей (вызывание звукоподражаний).
2 вариант - для детей с речевыми нарушениями и детей с ОВЗ.
Вариант 1
ИГРОВАЯ ЗАДАЧА:
«Давай пойдем гулять по тропинке. Дорога будет долгая. Посмотрим, кого же мы там встретим». Далее по мере движения по тропинке ребенку предлагаются задания:
Игра «Кто как голос подает?».
Педагог: Посмотри, кто это? Кошка. Как говорит кошка? Ребенок: мяу. (Далее собака, лошадь, корова)
Игра «Разложи листья по цвету»
«Посмотри на дорожке лежат листочки, подул сильный ветер и листья разлетелись (предлагаем ребенку листья из бумаги, разложи листочки на дорожку: красный положим к красному листочку, желтый к желтому, зеленый к зеленому».
Игра «Овощи - фрукты»
«Перед нами огород, там растут овощи (на покрытии лежат пластиковые овощи, возьми морковку, как ты ее съешь? Ребенок: АМ-АМ. (также огурец, помидор).
А теперь перед нами сад, где растут деревья, сорви яблоко, сорви грушу. Как ты их съешь?
Игра «Пройди по кочкам».
«Посмотри перед нами дорожки с кочками, выбери по какой дорожке пойдешь ты. Будем наступать на большую кочку и говорить долго ТОООП, а по маленьким пойдем быстро: топ-топ»
Игра «Рыбалка»
«Мы пришли к речке, кто там плавает? Рыбки. Давай покормим рыбок, будем бросать им червячков и говорить: НА, (ребенку предлагаются резиновые червячки). Молодец! Покормили рыбок, рыбки уплыли, а теперь давай поиграем, будем бросать камушки в речку и говорить: БАХ!»
Игра «Солнышко и тучка»
«Кажется начинается дождик, посмотри какая тучка нависла. Давай послушаем музыку, если музыка будет звучать веселая мы подойдем к солнышку, а если грустная – то к тучке, и покажем, как дождик закапает: КАП-КАП!»
ИТОГ: «Молодец! Долго-долго мы гуляли, очень много повидали. Шарик в руки ты бери, в группу весело иди!»
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
Ребенку предлагается пройти по тропинке, рассмотреть картинки, назвать их с помощью звукоподражания и выполнить определенные задания: разложить листики, сорвать овощи и фрукты, покормить рыбок.
В конце тропинки ребенок получает приз: шарик (он может быть воздушный, либо наклейка в виде шарика).
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Пройти по тропинке, выполняя задания.
«Домашние животные» - изобразить голоса животных.
«Листья» - разложить листочки по цвету.
«Огород – сад» - сорвать овощи и фрукты, изобразить, как мы едим.
«Кочки» - пройти по кочкам, соблюдая темп и ритм.
«Речка» - кормить рыбок и бросать камушки со звукоподражаниями.
«Солнышко – тучка» - определить настроение музыки и встать к нужной картинке (веселая музыка – к солнышку, грустная – к тучке, изображая дождик: КАП-КАП!
ВАРИАНТ 2
ИГРОВАЯ ЗАДАЧА:
«Давай пойдем гулять по тропинке. Дорога будет долгая. Посмотрим, кого же мы там встретим». Далее по мере движения по тропинке ребенку предлагаются задания (по выбору педагога) :
Игра «Мама и малыш»
«Посмотри, кого мы встретили? Ребенок: котенка, щенка, теленка и жеребенка. Педагог: они потеряли свою маму. Давай поможем и вернем маму каждому детенышу. Это кошка, (ребенку предлагается картинка с изображением животного, чья мама кошка? (далее также с собакой, коровой и лошадью)». Ребенок кладет картинку животного к детенышу.
Игра «Чей голосок?»
«Послушай голоса животных и подойди к животному, который так подает голос. Как подает голос кошка? Ребенок: МЯУ. Педагог: правильно, она мяукает. (также с собакой, коровой и лошадью).
Игра «Цветные листья»
Вариант 1: «Посмотри на дорожке лежат листочки, подул сильный ветер и листья разлетелись (предлагаем ребенку листья из бумаги, разложи листочки на дорожку: красный положим к красному листочку, желтый к желтому, зеленый к зеленому».
Вариант 2: «Пройди только по красным листьям, либо только по зеленым, либо по желтым».
Игра «Овощи и фрукты»
«Посмотри, слева у нас огород, а справа сад с деревьями. (ребенку предлагаются картинки с овощами и фруктами). Рассмотри картинки, назови, что на них изображено, положи овощи на картинку с огородом, а фрукты на деревья в саду».
Игра «Пройди по кочкам».
«Посмотри перед нами дорожки с кочками, выбери по какой дорожке пойдешь ты. Будем наступать на большую кочку и говорить долго ТОООП, а по маленьким пойдем быстро: топ-топ». (Педагог может использовать для отработки произношения любые односложные слова).
Игра «Ловись, рыбка»
«Посмотри, мы оказались у пруда, где плавают рыбки, давай возьмем удочки и поймаем их» (на полотно кладутся рыбки, вырезанные из бумаги, с металлической частью для магнитной удочки). Ребенок ловит нужную рыбку и кладет в ведерко.
Варианты:
1) Поймай большую - маленькую рыбку;
2)Поймай рыбку того цвета, который назову.
3)Найди рыбку такого же цвета, как у меня, но другого размера;
Когда все рыбки выловлены, объясняем, что рыбки долго не могут без воды и нужно их отпустить (отпускаем рыбок в пруд).
Игра «Солнышко и тучка»
«Кажется начинается дождик, посмотри какая тучка нависла. Давай послушаем музыку, если музыка будет звучать веселая мы подойдем к солнышку, а если грустная – то к тучке, и покажем, как дождик закапает: КАП-КАП!»
ИТОГ: «Молодец! Долго-долго мы гуляли, очень много повидали. Шарик в руки ты бери, в группу весело иди!»
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
Ребенку предлагается пройти по тропинке, рассмотреть картинки, выполнить задания: узнать животное по голосу, помочь малышу найти свою маму, разложить овощи и фрукты, пройти по кочкам с заданным ритмом, поймать рыбок нужного цвета и размера.
В конце тропинки ребенок получает приз: шарик (он может быть воздушный, либо наклейка в виде шарика).
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Пройти по тропинке, выполняя задания.
«Домашние животные» - узнать животное по голосу, найти детенышу животного его маму.
«Разноцветные листья» - пройти по листьям нужного цвета.
«Огород – сад» - сорвать овощи и фрукты, изобразить, как мы едим.
«Кочки» - пройти по кочкам, соблюдая темп и ритм.
«Речка» - кормить рыбок и бросать камушки со звукоподражаниями.
«Солнышко – тучка» - определить настроение музыки и встать к нужной картинке (веселая музыка – к солнышку, грустная – к тучке, изображая дождик: КАП-КАП!
РЕЗУЛЬТАТ:
Дидактическая напольная игра «Речевая тропинка» позволяет:
• учитывать индивидуальные особенности детей с нарушениями речи и детей с ОВЗ и продуктивно организовать работу по вызыванию речи у неговорящих детей и обогащению словарного запаса, развитию темпо-ритмической стороны речи детей младшего и среднего дошкольного возраста, а также детей с ОВЗ;
• развить активность и самостоятельность детей;
• снять мышечное напряжение и быструю утомляемость детей с ОВЗ;
• запоминать новую информацию, ориентироваться в необычных ситуациях.