Получи документы

Многообразие фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста

Инна Гирина
Многообразие фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ

«Многообразие фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста»

Цель семинара:

Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых и больших фольклорных форм в педагогическом процессе.

Задачи:

развитие речевой деятельности детей в различных видах

Публикация «Многообразие фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

деятельности с использованием малых и больших фольклорных форм;

формирование у педагогов понимания значимости

использования устного народного творчества в воспитании детей.

Актуальность.Слово «фольклор» появилось в XIX веке, пришло из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.

Устное - из уст в уста

Народное - автор - народ

Творчество - создано в результате труда

Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она старше педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе.

Поэтому, начинать знакомить детей с фольклорными произведениями надо как можно раньше.

Цели и задачи развития речи через фольклорные жанры:

Цель: приобщение детей к истокам русской культуры.

Задачи:

Формировать навыки разговорной речи;

Расширять словарный запас;

Воспитывать звуковую культуру речи;

Развивать связную речь;

Расширять представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);

Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;

Обеспечивать формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;

Доставлять детям радость и обогащать новыми эмоциональными впечатлениями.

Фольклорные жанры можно использовать в разных видах деятельности:

в обучении правильному произношению;

в приобщении детей к национальной культуре;

в основной образовательной деятельности;

в беседах;

в наблюдениях;

в народных подвижных играх;

в играх на развитие мелкой моторики;

в театрализованной деятельности;

в инсценировках;

на утренних гимнастиках;

в похвале или порицании;

перед сном;

в работе с родителями.

Фольклорные жанры:

Малые:

Потешка

Пестушка

Колыбельная песенка

Прибаутка

Закличка

Считалка

Дразнилка

Загадка

Приговорка

Поговорка

Пословица

Скороговорка

Молчанка

Голосянка

[b]Большие (крупные):[/b]

Сказка

Басня

Былина (часто используются с подготовительного возраста)

Народная песня

Предание и сказ

Легенда

Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Жизненные процессы, такие как одевание, купание, сопровождающиеся словами очень помогают малышу. В эти моменты он запоминает и откликается, сопровождает слова действиями - играет в ладушки, притоптывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт. Это не только забавляет, но и радует ребенка.

При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие. Малую форму фольклора можно обыграть разными способами. При этом можно использовать театр (пальчиковый, маски и т. д.). Так же могут быть использованы разные игрушки. Играя в театр и игрушки, дети быстро представляют и запоминают сказки, потешки и т. д. Надевая маску или костюм, ребенок представляет себя тем или иным персонажем.

Потешка - это короткий стишок (реже песенка, предназначенная для

развлечения детей младенческого возраста и сопровождающаяся

элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания потешек, её содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру.

Назначение потешек — позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоциональное состояние.

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца.

Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в

самом начале своей жизни.

Колыбельные - песни, исполняемые матерью или няней при укачивании

ребенка. Назначение их - размеренным ритмом и монотонным мотивом

успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели.

Колыбельная песня является одним из древнейших жанров фольклора, на что

указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега.

Преобладающие темы — убаюкивание, приглашение помощников для убаюкивания, мысли о будущем убаюкиваемого ребенка, нередко явления и предметы окружающей действительности, могущие заинтересовать и позабавить ребенка, если бы только он понимал слова песни.

Прибаутки (от слова баять, то есть рассказывать) - это небольшой стишок, в котором присутствует сюжет - действующим персонажем может быть любое животное, птица или человек.

Помимо того, что прибаутки помогают ребенку познавать окружающий мир в веселой игровой форме, они развивают в нем позитивное восприятие. В

прибаутках для детей используются слова, которые несут сильную эмоциональную окраску, настраивая ребенка на будущее здоровье, счастье и радость. Это стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает

мама своему ребёнку.

Заклички - один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Считалки - вид русского игрового фольклора, рифмованные стишки, посредством произнесения которых проводится жеребьевка в играх детей. Считалки исполняются в особой манере, так, чтобы ударный слог или отдельное слово совпадали с указанием на одного из участников игры; тот, на которого пришелся заключительный слог, выбывает из жеребьевки. Считалка произносится до тех пор, пока не останется последний, которому выпадает водить в игре.

Дразнилки тесно связаны с прозвищами, употребление которых

уходит корнями в древнюю Русь. В крестьянской среде фамилий не было, их заменяли прозвища, которые давались человеку окружавшими его людьми. В каждом из прозвищ отражалась какая-нибудь внешняя примета его носителя, чаще всего – иронически преувеличенная. От таких прозвищ и произошли дразнилки, которые по значению и представляют собой рифмованные прозвища, развернутые в небольшие стихотворения.

Загадки - жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ. Как правило, большинство загадок построено на перечислении признаков загаданного предмета. Значение загадок трудно переоценить. Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность. Загадки развивают в детях догадливость, воображение.

Приговорки - общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Приговорка, построенная по принципу просьбы - пожелания, самим словесным строем настраивает ребёнка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде. Для каждого растения своё определение, ласковое слово.

Поговорками называются выражения, употребляемые в разговоре, чаще всего, в форме сравнений, для того, чтобы придать речи особую наглядность. Поговорки называются также «присловьями» и «присказками». Поговорки - «золотой запас» русского языка, поскольку являются одним из ярких

изобразительных приемов.

Скороговорки - зародились на Руси в глубокой древности. Они выполняли очень важную функцию - помогали научить ребенка быстро и отчетливо говорить. Употребление скороговорок детьми также помогало освоить произношение трудных сочетаний звуков, которые встречаются в некоторых словах.

Скороговорки широко распространены и в современной жизни. Они используются и как развлечение (одна из игр, и как своеобразное лечебное средство, с помощью которого можно избавиться от косноязычия.

Пословицы — представляют собой краткие народные изречения применительно к различным явлениям жизни.

Обычно пословицы состоят из двух частей, которые рифмуются между собой. Пословицами называют один из наиболее древних жанров народного

творчества. Поскольку они передавались из уст в уста, то главной их особенностью стали точность и лаконичность содержания.

Молчанки-неподвижная детская игра, в которой проигрывает тот, кто первый заговорит. Число участников не ограничено. Испытанию молчанием предшествует призывающий к нему текст, содержащий «яркие, образные картины», как правило юмористического содержания. Летели три утки,

Молчи три минутки!

Голосянка, или волосянка (от "голосить" - "говорить, орать, петь громко, кричать нараспев"). Участники соревнуются в том, кто дольше протянет тот или иной звук, не переводя дыхания. Обычно они повторяют рифмованный текст вслед за водящим. Голосянки полезное физическое упражнение - развивает лёгкие.

Обращение к истокам народной мудрости было актуально во все времена, но особенно в наше время, когда утрачивается духовная связь поколений. Мудрые, доступные детям истины помогают им адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений.

Умелое использование фольклора в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста позволяет педагогам установить прочную связь с ребенком, помогает принять ребенку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.

Фольклор – это народная педагогика, это опыт воспитания детей целых поколений.

Публикации по теме:

Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возрастаДидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.

Техника «коллаж» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста 1 слайд Тема моего выступления «Техника коллаж в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2 слайд «Сделать серьезное занятие.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста» Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. Бывают.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Творческий отчет «Значение дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, это восприятие.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Значение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возрастаЗначение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра - одна из более совершенных и эффективных форм реализации развития речи у детей на разных возрастных этапах. Она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Многообразие фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 6 января 2024 в 19:18
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Многообразие фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Инна Гирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД