Татьяна Радикальцева
Мнемотехника в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ
Мнемотехника, в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ.
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. Одной из таких методик является – мнемотехника.
Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации.
Публикация «Мнемотехника в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами; Большева Т. В. – коллажем; Глухов В. П. - блоками-квадратами; Ткаченко Татьяна Александровна - предметно-схематическими моделями; Ефименкова Л. Н. - схемой составления рассказа.
Особенность этой методики - применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется ёлка, а для домашних – дом. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Дидактическим материалом служат мнемотаблицы, мнемосхемы, в которые заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, воображения, развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом рисунке, перекодирование информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы, а также мнемотехника помогает в развитие связной речи, лексико-грамматической стороны речи, развитие правильной артикуляции звуков, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Приёмы мнемотехники мы начинаем уже использовать на занятиях с детьми раннего возраста. Ушинский К. Д. писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Чтобы выработать у детей определённые навыки и умения, в обучающий процесс вводим мнемотаблицы потешек, дразнилок, мнемосхемы (алгоритмы) одевания, умывания.
Это - прежде всего как начальная, "пусковая", наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц, мнемосхем позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить соответствии с поставленными учебными задачами.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная, небо - голубое. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса - состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь - большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических схем.
В нашем МАДОУ созданы логопедические группы. У детей- логопатов существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушения звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Необходимо учить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, особенно важно развивать наглядно-образное мышление, автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки.
Применение моделирования в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, позволяет улучшить качество обучения и воспитания, обеспечивает наглядную основу изучаемого, что способствует развитию фонематического слуха, мыслительных операций и более прочному запоминанию материала.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры, которые можно активно включать в структуру коррекционно-развивающих занятий. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
- модель должна отображать обобщённый образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.