Деряева Юлия
Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
“Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам – он
будет долго и напрасно мучиться, но
свяжите двадцать таких слов с
картинками, и он их усвоит на лету”
К. Д. Ушинский
Проблемы речи детей дошкольного
возраста:
• Односложная, состоящая лишь из простых
предложений речь. Неспособность грамматически
правильно построить предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
• Употребление нелитературных слов и выражений.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и
доступно сформулировать вопрос, построить краткий
Публикация «Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
или развёрнутый ответ.
• Неспособность построить монолог: например,
сюжетный или описательный рассказ на
предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие логического обоснования своих
утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи : неумение
использовать интонации, регулировать громкость
голоса и темп речи и т. д.
• Плохая дикция.
Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и
облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.
Мнемотехника. – в переводе с греческого – «искусство
запоминания». Это система методов и приемов,
обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и
воспроизведение информации, знаний об особенностях
объектов природы, об окружающем мире, эффективное
запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие
речи.
Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти,
мышления, воображения, внимания, а именно
психических процессов, ведь именно они тесно
связаны с полноценным развитием речи.
Для чего нужна мнемотехника
дошкольникам.
• Актуальность мнемотехники для дошкольников
обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей
преобладает зрительно – образная память. Чаще
всего запоминание происходит непроизвольно, просто
потому, что какой-то предмет или явление попали в
поле зрение ребенка. Если же он будет пытаться
выучить и запомнить то, что не подкреплено
наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех
рассчитывать не стоит.
• Мнемотехника для дошкольников как раз помогает
упростить процесс запоминания, развить
ассоциативное мышление и воображение, повысить
внимательность.
С помощью мнемотехники можно решать
следующие задачи:
• развитие связной и диалогической речи у детей;
• развитие у детей умения с помощью графической
аналогии, а также с помощью заместителей
понимать и рассказывать знакомые рассказы,
сказки, стихи;
• обучение детей правильному
звукопроизношению;
• развитие у детей умственной активности,
сообразительности, наблюдательности, умения
сравнивать, выделять существенные признаки;
• развитие у детей психических процессов:
мышления, внимания, воображения, памяти.
Как применять мнемотехнику в детском саду.
Мнемотехника в детском саду, как результативный метод
запоминания, обычно осваивается на простых приемах. Для начала
детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями,
которые обозначают одно слово, словосочетание, его
характеристики или простое предложение. Затем воспитатель
усложняет, демонстрируя мнемодорожки – три- четыре квадрата с
картинками, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3
предложения. И, наконец, самая сложная структура –
мнемотаблица. Это схема, в которой заложена определенная
информация. Суть заключается в том, что на каждое слово или
словосочетание придумывается картинка (изображение). Ребёнок,
глядя на эти схемы –рисунки легко может запомнить и
воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к
этому процессу можно подключить и ребёнка, таким образом
мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на
фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы
запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом
мышлении, наблюдательности.
СТРУКТУРА МНЕМОТЕХНИКИ
Работа по мнемотаблице строится из
нескольких этапов:
Этап №1 - Рассматривание таблицы и
разбор того, что на ней изображено.
Этап №2 - Перекодирование информации,
т. е. преобразование из абстрактных
символов слов в образы.
Этап №3 - Осуществляется пересказ
информации (сказки, рассказа) с опорой на
символы (образы,т. е происходит отработка
метода запоминания
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом
в работе по развитию связной речи детей, их используют
для:
*обогащения словарного запаса,
*при обучении составлению рассказов,
*при пересказах художественной литературы,
*при отгадывании и загадывании загадок,
*при заучивании стихов.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или
частично графическое изображение персонажей сказки,
явлений природы, некоторых действий и др.
Главное – нужно передать условно-наглядную схему,
изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотехникой можно начинать
заниматься с младшего возраста, а
рациональнее вводить её с 4-5 лет,
когда у детей накоплен основной
словарный запас.
Размер мнемотаблиц может быть различным
— в зависимости от возраста детей, от уровня
их развития. Рекомендуется следующие
размеры таблиц:
для младших дошкольников — таблицы на 4
клетки, на 9 клеток ;
для дошкольников среднего возраста —
таблицы на 9 клеток, на 16 клеток;
для дошкольников старшего возраста —
таблицы на 16 клеток, на 25 клеток.
Мнемотаблицы особенно эффективны при
разучивании стихотворений.
Использование опорных рисунков для
обучения заучиванию стихотворений увлекает
детей, превращает занятие в игру. В дошкольном
возрасте преобладает наглядно-образная память, и
запоминание носит в основном непроизвольный
характер. Зрительный же образ, сохранившийся у
ребенка после прослушивания, сопровождающегося
просмотром рисунков, позволяет значительно
быстрее запомнить текст.
Этапы работы над стихотворением:
- Выразительное чтение стихотворения.
- Сообщение, что это стихотворение дети будут
учить наизусть. Затем еще раз чтение
стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
- Вопросы по содержанию стихотворения, помогая
детям уяснить основную мысль.
- Выяснить, какие слова непонятны детям,
объяснить их значение в доступной для детей
форме.
- Чтение отдельно каждой строчки стихотворения.
Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
- Дети рассказывает стихотворение с опорой на
мнемотаблицу.
Стихотворение «Оленёнок» Ю. Кушак
РЕЗУЛЬТАТЫ:
У детей:
-расширяется круг знаний об окружающем
мире;
-появляется желание пересказывать тексты,
придумывать интересные истории;
-появляется интерес к заучиванию стихов,
скороговорок, загадок;
-словарный запас выходит на более высокий
уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость,
учатся свободно держаться перед аудиторией.
Пересказ литературных произведений
заметно влияет на речевую деятельность
дошкольников. Дети запоминают образные
слова и словосочетания, учатся владеть
живым родным языком. Они проявляют
больше творчества, сочиняя собственные
рассказы на заданный сюжет.
Дошкольник, знающий много стихов,
впоследствии более успешен в обучении, т. к.
именно стихи помогают развить его память.
Чем больше стихов сможет запомнить
ребенок, тем легче ему будет в школе
обучаться новому материалу.