Приложение МААМ

Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников

Деряева Юлия
Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

“Учите ребёнка каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам – он

будет долго и напрасно мучиться, но

свяжите двадцать таких слов с

картинками, и он их усвоит на лету”

К. Д. Ушинский

Проблемы речи детей дошкольного

возраста:

• Односложная, состоящая лишь из простых

предложений речь. Неспособность грамматически

правильно построить предложение.

• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

• Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и

доступно сформулировать вопрос, построить краткий

Публикация «Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников» размещена в разделах

или развёрнутый ответ.

Неспособность построить монолог: например,

сюжетный или описательный рассказ на

предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Отсутствие логического обоснования своих

утверждений и выводов.

• Отсутствие навыков культуры речи : неумение

использовать интонации, регулировать громкость

голоса и темп речи и т. д.

• Плохая дикция.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и

облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.

Мнемотехника. – в переводе с греческого – «искусство

запоминания». Это система методов и приемов,

обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и

воспроизведение информации, знаний об особенностях

объектов природы, об окружающем мире, эффективное

запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие

речи.

Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти,

мышления, воображения, внимания, а именно

психических процессов, ведь именно они тесно

связаны с полноценным развитием речи.

Для чего нужна мнемотехника

дошкольникам.

• Актуальность мнемотехники для дошкольников

обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей

преобладает зрительно – образная память. Чаще

всего запоминание происходит непроизвольно, просто

потому, что какой-то предмет или явление попали в

поле зрение ребенка. Если же он будет пытаться

выучить и запомнить то, что не подкреплено

наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех

рассчитывать не стоит.

Мнемотехника для дошкольников как раз помогает

упростить процесс запоминания, развить

ассоциативное мышление и воображение, повысить

внимательность.

С помощью мнемотехники можно решать

следующие задачи:

развитие связной и диалогической речи у детей;

развитие у детей умения с помощью графической

аналогии, а также с помощью заместителей

понимать и рассказывать знакомые рассказы,

сказки, стихи;

• обучение детей правильному

звукопроизношению;

развитие у детей умственной активности,

сообразительности, наблюдательности, умения

сравнивать, выделять существенные признаки;

развитие у детей психических процессов:

мышления, внимания, воображения, памяти.

Как применять мнемотехнику в детском саду.

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод

запоминания, обычно осваивается на простых приемах. Для начала

детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями,

которые обозначают одно слово, словосочетание, его

характеристики или простое предложение. Затем воспитатель

усложняет, демонстрируя мнемодорожки – три- четыре квадрата с

картинками, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3

предложения. И, наконец, самая сложная структура –

мнемотаблица. Это схема, в которой заложена определенная

информация. Суть заключается в том, что на каждое слово или

словосочетание придумывается картинка (изображение). Ребёнок,

глядя на эти схемы –рисунки легко может запомнить и

воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к

этому процессу можно подключить и ребёнка, таким образом

мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на

фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы

запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом

мышлении, наблюдательности.

СТРУКТУРА МНЕМОТЕХНИКИ

Работа по мнемотаблице строится из

нескольких этапов:

Этап №1 - Рассматривание таблицы и

разбор того, что на ней изображено.

Этап №2 - Перекодирование информации,

т. е. преобразование из абстрактных

символов слов в образы.

Этап №3 - Осуществляется пересказ

информации (сказки, рассказа) с опорой на

символы (образы,т. е происходит отработка

метода запоминания

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом

в работе по развитию связной речи детей, их используют

для:

*обогащения словарного запаса,

*при обучении составлению рассказов,

*при пересказах художественной литературы,

*при отгадывании и загадывании загадок,

*при заучивании стихов.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или

частично графическое изображение персонажей сказки,

явлений природы, некоторых действий и др.

Главное – нужно передать условно-наглядную схему,

изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотехникой можно начинать

заниматься с младшего возраста, а

рациональнее вводить её с 4-5 лет,

когда у детей накоплен основной

словарный запас.

Размер мнемотаблиц может быть различным

— в зависимости от возраста детей, от уровня

их развития. Рекомендуется следующие

размеры таблиц:

для младших дошкольников — таблицы на 4

клетки, на 9 клеток ;

для дошкольников среднего возраста —

таблицы на 9 клеток, на 16 клеток;

для дошкольников старшего возраста —

таблицы на 16 клеток, на 25 клеток.

Мнемотаблицы особенно эффективны при

разучивании стихотворений.

Использование опорных рисунков для

обучения заучиванию стихотворений увлекает

детей, превращает занятие в игру. В дошкольном

возрасте преобладает наглядно-образная память, и

запоминание носит в основном непроизвольный

характер. Зрительный же образ, сохранившийся у

ребенка после прослушивания, сопровождающегося

просмотром рисунков, позволяет значительно

быстрее запомнить текст.

Этапы работы над стихотворением:

- Выразительное чтение стихотворения.

- Сообщение, что это стихотворение дети будут

учить наизусть. Затем еще раз чтение

стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

- Вопросы по содержанию стихотворения, помогая

детям уяснить основную мысль.

- Выяснить, какие слова непонятны детям,

объяснить их значение в доступной для детей

форме.

- Чтение отдельно каждой строчки стихотворения.

Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

- Дети рассказывает стихотворение с опорой на

мнемотаблицу.

Стихотворение «Оленёнок» Ю. Кушак

РЕЗУЛЬТАТЫ:

У детей:

-расширяется круг знаний об окружающем

мире;

-появляется желание пересказывать тексты,

придумывать интересные истории;

-появляется интерес к заучиванию стихов,

скороговорок, загадок;

-словарный запас выходит на более высокий

уровень;

-дети преодолевают робость, застенчивость,

учатся свободно держаться перед аудиторией.

Пересказ литературных произведений

заметно влияет на речевую деятельность

дошкольников. Дети запоминают образные

слова и словосочетания, учатся владеть

живым родным языком. Они проявляют

больше творчества, сочиняя собственные

рассказы на заданный сюжет.

Дошкольник, знающий много стихов,

впоследствии более успешен в обучении, т. к.

именно стихи помогают развить его память.

Чем больше стихов сможет запомнить

ребенок, тем легче ему будет в школе

обучаться новому материалу.

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников
Опубликовано: 22 сентября 2023 в 19:46
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Деряева Юлия (УИ 1878688) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД