Папки-передвижки

Мнемотехника как средство развития памяти дошкольника

Светлана Тарасова
Мнемотехника как средство развития памяти дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Память – это психический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Публикация «Мнемотехника как средство развития памяти дошкольника» размещена в разделах

У детей дошкольного возраста еще отсутствуют процессы памяти как специальные действия, направленные на запоминание и припоминание. Ребенок этого возраста еще не умеет целенаправленно запоминать и припоминать. В дошкольном детстве идет процесс улучшения памяти ребенка. Если для восприятия возможности развития в этом возрасте ограничены, то для памяти они гораздо более широкие.

Для улучшения памяти необходимо воспитывать у ребенка приемы запоминания и припоминания. Этому способствует мнемотехника.

Мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры (В. А. Козаренко).

Цель обучения с использованием приемов мнемотехники - развитие памяти детей через систему работы с использованием различных приемов мнемотехники.

Задачи мнемотехники :

основная задача мнемотехники - указать методы для запоминания в короткое время такового огромного числа данных, которое без вспомогательных приемов было бы затруднительно уяснить.

развитие памяти детей, ее различных видов.

развитие у детей психических процессов (мышление, внимание, воображение)

развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки.

формировать у детей навыки запоминания любой информации.

Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Как указывают авторы Валерия Сергеевна Мухина, Галина Анатольевна Урунтаева, в дошкольном возрасте бурно развивается память ребенка. И для обогащения этого развития необходимо применять различные мнемотехнические приемы.

На современном этапе вопрос мнемотехники рассматривают Марат Зиганов и Владимир Козаренко. В своей книге «Практическая система запоминания» авторы представляют рекомендации использования мнемотехники в развитии памяти человека.

При верно организованном обучении можно добиться выраженного эффекта в развитии памяти в дошкольном возрасте, т. е. на полтора-два года ранее обычного.

У детей особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.

Для детей дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы : цыпленок - желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.

Мнемотехника помогает развивать : ассоциативное мышление и память. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Мнемотехнические приемы запоминания – это такие специальные приемы, которые призваны облегчить процесс запоминания. ]

Первый из них прием образования смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации (Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Название цвета начинается на ту же букву, что и слова в предложении)

Еще один прием - Ритмизация, то есть перевод информации в стихи, песни, рифмованные или ритмизованные строки. В современной педагогике этот прием успешно используется для запоминания правил правописания, таблицы умножения и другого учебного материала.

Следующий прием- Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов. Так, например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова. Это прием может быть как помощником, так и «вредителем». Иногда созвучные слова запоминаются, а значение оригинала при этом восстановить не удается.

Прием Нахождение ярких, необычных образов, картин, сюжетов, которые по «методу связок» Можно делать «оживление (представлятьдействии) добавлять краски, запахи, вкус. Можно менять размеры предметов и делать их фантастическими.

Метод Цицерона. Например, надо запомнить названия ягод, овощей и фруктов. Внимательно мысленным взором обводим кукольный уголок и раздаем еду игрушечным героям. Зайцу- морковку, мишке-малину, козочке- капусту, мышке-репку. и т. д.

Прием «Мнемотаблицы» Для того чтобы выработать у детей самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т. п.

Итак, основные приемы мнемотехники :

Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации

Рифмизация

Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощь созвучных

Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы, которые соединяются с запоминаемой информацией

Метод Цыцерона на пространственное воображение

Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти

Метод запоминания цифр: закономерности, знакомые числа.

Мнемотехника (от греч. –искусство запоминания, мнемотехника- совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудильное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.

Также термин «мнемотехника» (аналог пиктограммы) употребляется как обозначение визуализации (в виде изображения, набора символов либо предметов) некоего объекта, субъекта либо явления, достаточно полно описывающей его и облегчающей его запоминание или идентификацию.

Техника мнемоника облегчает запоминание, но лишь в отдельных случаях (там, где придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро). Однако в некоторых случаях неверное применение мнемотехники может оказать и прямой вред, при подмене осмысленного (логического) запоминания механическим заучиванием.

Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти из памяти через несколько дней. Для прочного и одновременно легкого запоминания следует напомнить слово содержанием (методы мнемотехники)- чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильным ощущениями.

Мнемотехника (определение в новых современных системах запоминания) - система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов, запоминание последовательности, закрепление в памяти

Искусство запоминания было особенно важным в дописьменные периоды человеческой истории. Так жрецы, сказатели должны были запоминать огромные объемы информации. Даже после появления письменности искусство запоминания не утратило своей актуальности. Очень малое количество книг, дороговизна материалов для письма, большие масса и объем написанной книги- все это побуждало запомнить текст. Сказывалось также и длительное времянахождения в дороге во время путешествий, когда читать и писать было невозможно и приходилось пользоваться тем, что есть в памяти.

Публикации по теме:

Оценка физического развития дошкольника (фотоотчет)Оценка физического развития дошкольника (фотоотчет) Как происходит оценка физического развития ребенка? Безусловно, необходимо учитывать отдельные стороны его двигательных возможностей. Это.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника»Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника» Игра-один из тех видов детской деятельности,которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучения их различным действиям.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника».Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника». Ни с чем не сравнить ту радость, которую вызывает у детей праздничное театрализованное представление. Радостное настроение повышает активность.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника.Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

План индивидуального образовательного маршрута развития дошкольника ФИО ребенка Группа Актуальные проблемы ребенка. Недостаточное овладение основными движениями. Не сформированы элементарные математические.

Народное искусство для всестороннего развития дошкольникаНародное искусство для всестороннего развития дошкольника Современное время – это время социальных перемен. Меняются приоритеты, жизненные позиции, человеческие взаимоотношения… Трудно сейчас.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника как средство развития памяти дошкольника
Опубликовано: 23 марта 2022 в 21:28
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника как средство развития памяти дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Тарасова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД