Анна Филиппова
Консультация для педагогов «Почему надо развивать фонематический слух у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Что мы называем фонематическим слухом?
Фонематический слух — основной компонент восприятия речи, т. е. способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Фонематический слух является основной предпосылкой овладения письмом.
Сегодня в школе, существующая методика обучения чтению, основана на звуковом анализе слова, поэтому ребенку важно иметь хорошо развитый фонематический слух. Он помогает нам понимать смысл сказанного, различать слова и формы слов, похожие по звучанию. Развитие фонематического слуха у детей очень поможет им в обучении чтению, письму и иностранным языкам.
Чтобы дети к моменту начала подготовки к школе умели определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, необходимо развивать у них фонематический слух.
Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнесения буквы с фонемой.
Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. К. Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко - слоговое строение слова». То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.
Фонематическое восприятие - первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ - вторая. Ещё один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ - в более позднем возрасте. И наконец, фонематическое восприятие - способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, а звуковой анализ - способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме. Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением звуков. «В процессе формирования звукопроизношения, важное значение имеет слух. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Недостаточное развитие фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искажены». Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи. Необходимыми предпосылками для обучения грамоте ребенка являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа.
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение! Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. При этом основной причиной ошибок является нарушение именно фонематического слуха.
Развитый фонематический слух позволяет:
правильно произносить звуки;
четко произносить слова;
владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);
овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
успешно освоить письмо и чтение.
Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи.
Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков.
Поэтому, важно развить у ребенка в дошкольном возрасте фонематический слух! При этом важно помнить, что занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. Игра, являясь ведущей деятельностью дошкольного возраста, позволяет сделать процесс обучения дошкольников доступным и интересным. Занятия строятся в игровой форме, но носят обучающий характер.
Игра – лучший способ, поэтому предложенные вам игры, помогут развить не только фонематический слух, но и другие параметры речи: обогатят словарный запас, поспособствуют активизации высших психических функций: памяти, внимания, мышления. Играйте с пользой и с удовольствием.
Игра «Веселый звук».
Обучение умению слышать заданный звук среди других звуков, в слогах, словах.
Инструкция: Я буду называть слова (звуки,слоги). Ты, когда услышишь звук [К] - хлопни в ладоши (подпрыгни, присядь и т. п.).
Например. Слова: п, м, К, и; то, ап, Ку. са; [K]онь, соро[K]а, самовар, плато[K].
То же с любыми другими звуками.
Игра «Подбери слова на заданный звук».
Инструкция: я буду называть тебе звук, а ты подбирать на него слово (слова, в зависимости от решаемой задачи).
Например. Взрослый: подбери слово на звук [А]; ребенок: аист.
То же и на другие звуки. К 6-7 годам ребенок должен уметь подбирать до 10 слов на заданный звук.
Вариант игры. Можно подбирать слова, чтобы заданный звук находился в середине; в конце слова.
Игра «Подскажи звук»
Взрослый предлагает ребенку договаривать последний звук.
Инструкция: Я буду говорить слово (предложение). Ты будешь договаривать последний звук.
Например. Взрослый: На солнышке грелся черноухий котено… Ребенок:. К.
Игра «Общий звук»
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук, и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
Инструкция: Я буду произносить слова. Ты (вы) внимательно слушаешь и называешь общий звук, который есть во всех словах.
Например. Взрослый: шуба, кошка, мышь. Ребенок: Ш. (или полным ответом: «Во всех словах есть звук Ш».
Игра «Зоркий глаз»
Ребенку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.
Инструкция: Посмотри вокруг и назови предметы, в названии которых есть этот звук.
Например: звук Т.
Игра «Определить место звука в слове».
Инструкция: Определи, где находится звук [K] в слове: в начале, в середине, или в конце.
Например. Слова: кот, фикус, носок.
То же с любыми другими звуками.
Упражнение «Повторение цепочек слогов
с оппозиционными звуками, смешиваемыми в речи».
Это упражнение важно для детей, у которых трудности с различением похожих звуков. Слоги взрослый с различным интонированием (громко и тихо). Например, слоги с глухими согласными произносит тихо, а со звонким - громко (за-за-СА). Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т. е. глухи - звонкие, твердые = мягкие, свистящие - шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са.
Инструкция: я буду называть цепочки слогов. Ты слушаешь, а затем проговариваешь их также как я.
Например. Взрослый: за-за-СА; ребенок: за-за-СА
Примеры слоговых цепочек:
Са-за, за-са, са-за-са, за-са-за
Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша
Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла
Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща
«Хлопай-топай».
Инструкция: Я буду говорить слоги. Ты, когда услышишь слог со звуком «Г» - хлопай, а со звуком «К» - топай (га, ку, го, ко).
Так же со звуками, которые близки по звучанию и произношению и,которые
ребенок путает в речи, например т-д, р-л, ч-щ, с-ш, ш-ж, к-г.
Игра «Назвать слово с заданным звуком».
Инструкция: Я назову несколько слов, ты назовешь из них, только слово со звуком «Б»:
Например. Взрослый: озеро – бант – том; ребенок: бант.
То же и с другими звуками.
Игра «Скажи наоборот»
Взрослый проговаривает два-три звука, а ребенок должны произнести их в обратном порядке.
Инструкция: я назову звуки. Ты произнесешь их в обратном порядке.
Например. Взрослый: П, О. Ребенок: О, П.
Вариант игры: произносить не звуки, а слоги (КУ-УК, слова КОТ-ТОК).
Игра «Кто внимательнее?».
Определение общего звука в словах.
Инструкция: Я называю слова (можно с опорой на картинки). Ты внимательно слушаешь и отгадываешь, какой общий звук есть во всех названных словах.
Например. В словах: ваза, медуза, коза, мимоза, стрекоза - общий звук «З».
Этот общий звук в словах нужно выделять голосом.
Игра «Угадай слово».
Взрослый произносит слово, называя по порядку звуки с паузами между ними, ребенок должен назвать слово целиком.
Инструкция: Я буду говорить звуки по порядку, а ты угадай, какое слово получилось.
Например: с,у,п к,о,т р,о,з,а к,а,ша л,а,п,ш,а г,о,с,ть.
Надо помнить, что эту игру надо начинать с коротких слов из 3-4 звуков.
Есть разновидность этой игры: можно называть слово не по звукам, а по буквам.
Произнести по порядку все звуки (буквы) в слове.
Инструкция: Назови слово по звукам (или буквам, в зависимости от
задачи).
Например. Взрослый: ДОМ; ребенок: д, о, м.
Начинаем с коротких слов.
Игра «Четвертый лишний»
Взрослый подбирает 4 картинки таким образом, чтобы 3 картинки
содержали в названии заданный звук, а одна- нет, и раскладывает их перед ребенком.
Инструкция: определи, какая картинка лишняя и почему.
Например. Взрослый: дом, дудочка, санки, дуб; ребенок: лишнее слово «санки», т. к. во всех словах есть звук «Д», а в слове «санки»-нет.
Если ребенок затрудняется в выполнении задания, можно его попросить внимательно послушать звуки в словах. Определяемый звук, взрослый может голосом выделять.
Вариант игры: подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное) и т. д.
Это упражнение способствует развитию внимания, логического мышления.
Игра «Сто вопросов - сто ответов с одного звука».
Взрослый бросает мяч ребёнку, и задает ему вопрос.
Инструкция: Я задаю тебе вопрос. Ты, возвращая мяч мне, отвечаешь на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И]. звук задает взрослый (может и ребенок, по ситуации)
Например:
-Как тебя зовут?
-Игорь.
-А фамилия?
-Ильин.
-Откуда ты приехал?
-Из Иванова.
-Что там растёт?
-Ирисы.
Игра «Цепочки слов»
Инструкция: первый говорит слово, следующий называет слово на последний
звук слова, сказанного предыдущим игроком, и т. д.
Образуется цепочка слов.
Например. 1-ый игрок: аисТ; 2-ой игрок: тапкИ; 3-ий игрок: индюК; 4-ый…
Пока не закончится словарный запас.
Это аналог игры «Города», всем известной с детства.
Вариант этой игры с картинным материалом. Вместо припоминания слов на нужный звук подбирается картинка, из подготовленного набора. Только надо подобрать
Игра «Веселые слова».
Взрослый показывает ребенку картинку (или без картинки) и громко, четко называет изображение ("банан"). Затем объясняет:
Инструкция: Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я назову его правильно, хлопни в ладоши (действия, совершаемые ребенком, могут быть самыми разнообразными)
Например: "Ванан - маман - фафан - банан".
Затем взрослый показывает следующую картинку.
Игра «Самый внимательный»
В этой игре понадобятся картинки, названия которых звучат очень
похоже, Например: мак, сок, дом, рак, сук, лак, ком, сом, коза, коса, лужа, лыжа.
Инструкция: Я назову несколько слов, а ты отберешь эти картинки
и разложишь их в названном мной порядке.
Играть начинают с малого количества картинок (3-4, затем их количество может увеличиваться, по возможностям ребенка.
Игра «Подбери по звучанию»
Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак,
сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок:
мак жук сетка норка каток
лак бук метка корка платок
Инструкция: я даю тебе картинку. Ты должен положить ее под ту картинку из лежащих, название, которой звучит похоже.
Игра «Незнайка - путешественник»
Игра на выделение звука на фоне слова. Заданным может быть любой звук.
Задание: Незнайка собрался в путешествие ему можно взять с собой только те предметы, в названии которых есть определенный звук (например, звук «Р», Незнайка запутался. Помогите Незнайке отобрать предметы, в названии которых есть звук «Р»,
На наборном полотне выставляются предметные картинки (или выкладываются на столе) в одних есть звук «Р», в названии других – нет.
Игра «Чистоговорки»
Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.
Инструкция: Я начну говорить чистоговорку, Ты (Вы договариваешь последний слог)
Например: Взрослый: Ба-ба-ба – стоят два стол. Ребенок: ….БА.
За-зу-за - идет ко. (за).
Ти-ди-ти - птичка ле. (ти).
Лю-лу-лю – свеклу я по. (лю).