Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Почему надо развивать фонематический слух у дошкольников»

Анна Филиппова
Консультация для педагогов «Почему надо развивать фонематический слух у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Что мы называем фонематическим слухом?

Фонематический слух — основной компонент восприятия речи, т. е. способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Фонематический слух является основной предпосылкой овладения письмом.

Сегодня в школе, существующая методика обучения чтению, основана на звуковом анализе слова, поэтому ребенку важно иметь хорошо развитый фонематический слух. Он помогает нам понимать смысл сказанного, различать слова и формы слов, похожие по звучанию. Развитие фонематического слуха у детей очень поможет им в обучении чтению, письму и иностранным языкам.

Чтобы дети к моменту начала подготовки к школе умели определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, необходимо развивать у них фонематический слух.

Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнесения буквы с фонемой.

Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. К. Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко - слоговое строение слова». То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

Фонематическое восприятие - первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ - вторая. Ещё один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ - в более позднем возрасте. И наконец, фонематическое восприятие - способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, а звуковой анализ - способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме. Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением звуков. «В процессе формирования звукопроизношения, важное значение имеет слух. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Недостаточное развитие фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искажены». Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи. Необходимыми предпосылками для обучения грамоте ребенка являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа.

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение! Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. При этом основной причиной ошибок является нарушение именно фонематического слуха.

Развитый фонематический слух позволяет:

правильно произносить звуки;

четко произносить слова;

владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);

овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;

успешно освоить письмо и чтение.

Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи.

Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков.

Поэтому, важно развить у ребенка в дошкольном возрасте фонематический слух! При этом важно помнить, что занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. Игра, являясь ведущей деятельностью дошкольного возраста, позволяет сделать процесс обучения дошкольников доступным и интересным. Занятия строятся в игровой форме, но носят обучающий характер.

Игра – лучший способ, поэтому предложенные вам игры, помогут развить не только фонематический слух, но и другие параметры речи: обогатят словарный запас, поспособствуют активизации высших психических функций: памяти, внимания, мышления. Играйте с пользой и с удовольствием.

Игра «Веселый звук».

Обучение умению слышать заданный звук среди других звуков, в слогах, словах.

Инструкция: Я буду называть слова (звуки,слоги). Ты, когда услышишь звук [К] - хлопни в ладоши (подпрыгни, присядь и т. п.).

Например. Слова: п, м, К, и; то, ап, Ку. са; [K]онь, соро[K]а, самовар, плато[K].

То же с любыми другими звуками.

Игра «Подбери слова на заданный звук».

Инструкция: я буду называть тебе звук, а ты подбирать на него слово (слова, в зависимости от решаемой задачи).

Например. Взрослый: подбери слово на звук [А]; ребенок: аист.

То же и на другие звуки. К 6-7 годам ребенок должен уметь подбирать до 10 слов на заданный звук.

Вариант игры. Можно подбирать слова, чтобы заданный звук находился в середине; в конце слова.

Игра «Подскажи звук»

Взрослый предлагает ребенку договаривать последний звук.

Инструкция: Я буду говорить слово (предложение). Ты будешь договаривать последний звук.

Например. Взрослый: На солнышке грелся черноухий котено… Ребенок:. К.

Игра «Общий звук»

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук, и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Инструкция: Я буду произносить слова. Ты (вы) внимательно слушаешь и называешь общий звук, который есть во всех словах.

Например. Взрослый: шуба, кошка, мышь. Ребенок: Ш. (или полным ответом: «Во всех словах есть звук Ш».

Игра «Зоркий глаз»

Ребенку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.

Инструкция: Посмотри вокруг и назови предметы, в названии которых есть этот звук.

Например: звук Т.

Игра «Определить место звука в слове».

Инструкция: Определи, где находится звук [K] в слове: в начале, в середине, или в конце.

Например. Слова: кот, фикус, носок.

То же с любыми другими звуками.

Упражнение «Повторение цепочек слогов

с оппозиционными звуками, смешиваемыми в речи».

Это упражнение важно для детей, у которых трудности с различением похожих звуков. Слоги взрослый с различным интонированием (громко и тихо). Например, слоги с глухими согласными произносит тихо, а со звонким - громко (за-за-СА). Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т. е. глухи - звонкие, твердые = мягкие, свистящие - шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са.

Инструкция: я буду называть цепочки слогов. Ты слушаешь, а затем проговариваешь их также как я.

Например. Взрослый: за-за-СА; ребенок: за-за-СА

Примеры слоговых цепочек:

Са-за, за-са, са-за-са, за-са-за

Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша

Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла

Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща

«Хлопай-топай».

Инструкция: Я буду говорить слоги. Ты, когда услышишь слог со звуком «Г» - хлопай, а со звуком «К» - топай (га, ку, го, ко).

Так же со звуками, которые близки по звучанию и произношению и,которые

ребенок путает в речи, например т-д, р-л, ч-щ, с-ш, ш-ж, к-г.

Игра «Назвать слово с заданным звуком».

Инструкция: Я назову несколько слов, ты назовешь из них, только слово со звуком «Б»:

Например. Взрослый: озеро – бант – том; ребенок: бант.

То же и с другими звуками.

Игра «Скажи наоборот»

Взрослый проговаривает два-три звука, а ребенок должны произнести их в обратном порядке.

Инструкция: я назову звуки. Ты произнесешь их в обратном порядке.

Например. Взрослый: П, О. Ребенок: О, П.

Вариант игры: произносить не звуки, а слоги (КУ-УК, слова КОТ-ТОК).

Игра «Кто внимательнее?».

Определение общего звука в словах.

Инструкция: Я называю слова (можно с опорой на картинки). Ты внимательно слушаешь и отгадываешь, какой общий звук есть во всех названных словах.

Например. В словах: ваза, медуза, коза, мимоза, стрекоза - общий звук «З».

Этот общий звук в словах нужно выделять голосом.

Игра «Угадай слово».

Взрослый произносит слово, называя по порядку звуки с паузами между ними, ребенок должен назвать слово целиком.

Инструкция: Я буду говорить звуки по порядку, а ты угадай, какое слово получилось.

Например: с,у,п к,о,т р,о,з,а к,а,ша л,а,п,ш,а г,о,с,ть.

Надо помнить, что эту игру надо начинать с коротких слов из 3-4 звуков.

Есть разновидность этой игры: можно называть слово не по звукам, а по буквам.

Произнести по порядку все звуки (буквы) в слове.

Инструкция: Назови слово по звукам (или буквам, в зависимости от

задачи).

Например. Взрослый: ДОМ; ребенок: д, о, м.

Начинаем с коротких слов.

Игра «Четвертый лишний»

Взрослый подбирает 4 картинки таким образом, чтобы 3 картинки

содержали в названии заданный звук, а одна- нет, и раскладывает их перед ребенком.

Инструкция: определи, какая картинка лишняя и почему.

Например. Взрослый: дом, дудочка, санки, дуб; ребенок: лишнее слово «санки», т. к. во всех словах есть звук «Д», а в слове «санки»-нет.

Если ребенок затрудняется в выполнении задания, можно его попросить внимательно послушать звуки в словах. Определяемый звук, взрослый может голосом выделять.

Вариант игры: подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное) и т. д.

Это упражнение способствует развитию внимания, логического мышления.

Игра «Сто вопросов - сто ответов с одного звука».

Взрослый бросает мяч ребёнку, и задает ему вопрос.

Инструкция: Я задаю тебе вопрос. Ты, возвращая мяч мне, отвечаешь на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И]. звук задает взрослый (может и ребенок, по ситуации)

Например:

-Как тебя зовут?

-Игорь.

-А фамилия?

-Ильин.

-Откуда ты приехал?

-Из Иванова.

-Что там растёт?

-Ирисы.

Игра «Цепочки слов»

Инструкция: первый говорит слово, следующий называет слово на последний

звук слова, сказанного предыдущим игроком, и т. д.

Образуется цепочка слов.

Например. 1-ый игрок: аисТ; 2-ой игрок: тапкИ; 3-ий игрок: индюК; 4-ый…

Пока не закончится словарный запас.

Это аналог игры «Города», всем известной с детства.

Вариант этой игры с картинным материалом. Вместо припоминания слов на нужный звук подбирается картинка, из подготовленного набора. Только надо подобрать

Игра «Веселые слова».

Взрослый показывает ребенку картинку (или без картинки) и громко, четко называет изображение ("банан"). Затем объясняет:

Инструкция: Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я назову его правильно, хлопни в ладоши (действия, совершаемые ребенком, могут быть самыми разнообразными)

Например: "Ванан - маман - фафан - банан".

Затем взрослый показывает следующую картинку.

Игра «Самый внимательный»

В этой игре понадобятся картинки, названия которых звучат очень

похоже, Например: мак, сок, дом, рак, сук, лак, ком, сом, коза, коса, лужа, лыжа.

Инструкция: Я назову несколько слов, а ты отберешь эти картинки

и разложишь их в названном мной порядке.

Играть начинают с малого количества картинок (3-4, затем их количество может увеличиваться, по возможностям ребенка.

Игра «Подбери по звучанию»

Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак,

сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок:

мак жук сетка норка каток

лак бук метка корка платок

Инструкция: я даю тебе картинку. Ты должен положить ее под ту картинку из лежащих, название, которой звучит похоже.

Игра «Незнайка - путешественник»

Игра на выделение звука на фоне слова. Заданным может быть любой звук.

Задание: Незнайка собрался в путешествие ему можно взять с собой только те предметы, в названии которых есть определенный звук (например, звук «Р», Незнайка запутался. Помогите Незнайке отобрать предметы, в названии которых есть звук «Р»,

На наборном полотне выставляются предметные картинки (или выкладываются на столе) в одних есть звук «Р», в названии других – нет.

Игра «Чистоговорки»

Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.

Инструкция: Я начну говорить чистоговорку, Ты (Вы договариваешь последний слог)

Например: Взрослый: Ба-ба-ба – стоят два стол. Ребенок: ….БА.

За-зу-за - идет ко. (за).

Ти-ди-ти - птичка ле. (ти).

Лю-лу-лю – свеклу я по. (лю).

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Что такое сенсорика и почему её необходимо развивать у детей?»Консультация для родителей «Что такое сенсорика и почему её необходимо развивать у детей?» Сенсорика — это область, связанная с восприятием человеком информации через органы чувств. Она включает в себя зрение, слух, осязание, обоняние.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях «Почему надо беречь воду»Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях «Почему надо беречь воду» «Почему надо беречь воду?» Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях. Цель: Закрепить знания о значении воды.

Консультация для родителей «Что такое творческие способности и как их развивать у дошкольников?» Очевидно, что рассматриваемое нами понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность".

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Почему надо развивать фонематический слух у дошкольников»
Опубликовано: 25 февраля 2025 в 19:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Почему надо развивать фонематический слух у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Филиппова (УИ 1146235) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 февраля 2025 среда
Фисташковое творчество
Всемирный день неторопливости
27 февраля 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД