Крюкова Екатерина
Мнемотехника для начинающих. Фотоотчет
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
В процессе работы с младшими дошкольниками и в результате наблюдений мною было отмечено, что у детей плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать даже самое небольшое и простое по содержанию литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал.
Публикация «Мнемотехника для начинающих, Фотоотчет» размещена в разделах
Следуя из проблемы, озвученной выше, передо мной встала задача создать для детей условия, при которых дети будут учиться связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли.
Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат - понятными изображениями, которые обозначают одно слово (лиса, белка, елка, лягушка, цыпленок, солнышко). Затем задание усложняла. По наводящим вопросам дети давали характеристику той или иной картинке. Получалось словосочетание или простое предложение. (Лиса рыжая, хитрая. Солнце желтое, теплое).
После мнемоквадратов знакомила детей с мнемодорожками – это уже квадрат из двух - четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 3 предложения. Вначале это были мнемодорожки состоящие из двух квадратов. По ним дети составляли предложения.
Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того, приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Очень удобно пользоваться методом мнемотаблиц при составлении описательных рассказов. Описательный рассказ - это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ, что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
1. Цвет.
2. Форма.
3. Величина.
4. Из чего состоит (детали)
5. Из какого материала сделана игрушка?
6. Как с этой игрушкой можно играть?
Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Пересказ с помощью мнемотаблиц.
С помощью мнемотаблиц можно пересказывать сказки и рассказы. Дети видят всех действующих лиц и своё внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Работа с использованием мнемотехнологии эффективна и дает положительные результаты.
Сегодня можно твердо сказать, что данная технология соответствует принципу «развивающего обучения», а ее внедрение позволяет выстроить процесс обучения на адекватных возрасту дошкольников видах деятельности.