МААМ-картинки

Мнемотаблица для описания лисы и петуха к занятию «Путешествие в сказочный лес» (1 фото)

Елена Тимонина
Мнемотаблица для описания лисы и петуха к занятию «Путешествие в сказочный лес»
▼ Скачать + Заказать документы

Мнемотаблица для описания лисы и петуха к занятию «Путешествие в сказочный лес»

Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоми-нания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой бо-гини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запомина-ния». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.).

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Публикация «Мнемотаблица для описания лисы и петуха к занятию „Путешествие в сказочный лес“» размещена в разделах

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотех-ники.

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облег-чающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искус-ственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффектив-ное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет пол-ностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания инфор-мации.

Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваемся с такими проблемами в раз-витии детей, как:

маленький словарный запас

неумение согласовывать слова в предложении

нарушение звукопроизношения

плохое развитие связной речи

несформированность психических процессов

несовершенство различных видов мышления.

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать :

зрительную и слуховую память

зрительное и слуховое внимание

воображение

восприятие

развивает кругозор

развивает все стороны речи

Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой сле-дующие задачи:

1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование инфор-мации).

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Со-действовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим состав-лять схемы и воспроизводить их.

7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родите-лями детей.

Методы и приёмы мнемотехники

Во-первых, большое внимание надо уделить развитию у детей восприятия:

зрительного

слухового

кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата)

обонятельного

вкусового

осязательного.

Для этого на занятиях необходимо использовать множество разнообразных игр и упражнений для тренинга перечисленных выше чувств.

Например:

«Что изменилось?», «Чего не стало?»

«Кто ушёл?»

«Кто позвал?»

«Развесим и соберём слова»

«Парные открытки»

«Узнай на ощупь»

«Чудесный мешочек»

«Узнай на вкус» и другие.

Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой инфор-мации.

Здесь будут наиболее эффективны следующие методы:

метод «крокирования» (от франц. croquis – чертеж, схема, набросок) - ис-пользование чертежей, схем, набросков, зарисовок. Этот метод является наиболее доступным и широко применяемым. Также здесь используются мнемотаблицы и коллажи. Для детей средней и старшей группы можно ис-пользовать более легкие таблички с рисунками, главное при составлении таб-лиц, чтоб рисунки были связаны между собой, т. к. дети, для запоминания таблиц должны составить рассказ или связать их по смыслу, или классифици-ровать. Коллаж - это определенный формат картона или плотный лист бума-ги, на который наклеиваются или накладываются, рисуются различные кар-тинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Используя коллаж, мы выпол-няем следующие задачи:

Закрепление различных методов запоминания.

Развитие фотографической памяти.

Расширение словарного запаса, образного восприятия, умение говорить, рас-сказывать.

Обучающая задача, т. к. в коллаж вмещают различную информацию.

Также используем игры и игровые упражнения, так называемые «кроки». Напом-ню, что это различные чертежи, схемы, наброски, зарисовки.

Например:

Упражнение «Чтение письма по рисунку» - дети получают письмо -схему, которое они должны расшифровать. («Письмо весне»)

Игры:

«Цепочка слов»,

«Кто больше запомнит слов»

«10 слов» и т. п.

Зарисовка слов дает возможность развивать воображение, мышление, творческие способности детей, способствует запоминанию слов, заставляет думать. Таким об-разом, у детей получается цепочка рисунков, по которой они легко вспомнят все слова. Эту игру можно усложнить, предложив детям закрыть свои подсказки, и вспомнить, что было нарисовано, а еще можно вспомнить и воспроизвести наброс-ки по памяти на другом листочке.

метод, использующий образное мышление (эйдетизм или эйдотехника-«живая» память, искусство создания образов для эффективного запоминания.) Этот способ основан на предположении о том, что существует эйдетическая память, т. е. есть люди, которые могут один раз посмотреть на такую таблицу, закрыть глаза (или перевести взгляд на однотонную поверхность) и считать информацию прямо из своего воображения. Предполагается, что информация может быть сохранена какое-то время мозгом, как фотография. Этот метод состоит из следующих этапов:

Ребенок «переносится» в какую либо воображаемую ситуацию.

Совершает в воображаемой ситуации «осмотр» пространства.

Ребенок рассказывает о местонахождении различных объектов.

«Возвращаясь» из воображаемой ситуации, ребенок все увиденное

зарисовывает.

Очень хорошо использовать этот метод не только для развития памяти, но и для развития воображения, фантазии.

Например:

«Давайте отправимся покататься на облаках»,

«Путешествие в сказочный лес» и т. д.

Игра «Развесим и соберём слова» (дети вместе с воспитателем обходят группу или участок «достают» из корзинки или коробочки слова и «развешивают слова- украшения», через некоторое время проходят снова и собирают их обратно в корзинку или коробочку. Можно собирать слова-украшения, начиная с первого или с последнего слова.)

метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»). Он заключается в том, что, слова связываются одно с другим в небольшой смешной рассказ или сказку. Причём связываются слова 1-ое со 2-м, 2-ое с 3-им и т. д., не переска-кивая. В такой игре дети быстро запоминают цепочку слов.

метод трансформации (превращения). Этот метод развивает не только память, но и логическое мышление, т. к. основывается на умении устанавливать при-чинно-следственные связи. Слова, как бы вытекают одно из другого, между ними существует что то общее, то, что их связывает.

Например:

Игра «Логические цепочки» (дождь – душ – лейка – чайник – Буратино – де-рево – гнездо – птица – самолёт – машина)

Игры со спичками или палочками.

В-третьих, нужно научить детей управлять своим вниманием, сделать его «по-слушным». Это значит, что через игры, игровые упражнения, тренинги развиваем у детей произвольный вид внимания и такие его свойства, как устойчивость, распре-деление и переключение внимания.

Для решения этих задач можно использовать такие упражнения и задания, как:

«Найди отличия»

«Что изменилось»

«Не зевай»

«Запрещённое движение»

«Рассеянный художник»

«Лабиринты»

«Найди и вычеркни» (таблицы) и другие.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значе-ние символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно за-меняя их схематичными, контурными изображениями предметов.

Например: ёлочка (какая) колючая

В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами. Я обычно предлагаю детям помочь мне «спрятать» какое-либо слово в картинку.

Например: как мне нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные вариан-ты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».

Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа

«Подскажи словечко»,

«Найди пару»

«Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст

«Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст

II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 сим-волов.

Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначе-ния цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использо-вать для работы с загадкой.

На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в сказочный лес» Образовательная область: познавательное развитие. Вид деятельности: непосредственно – образовательное. Тема: «Путешествие в сказочный лес».

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в сказочный лес» для детей раннего возраста Конспект интегрированного занятия для детей раннего возраста, это занятие помогает закреплять знания детей о диких животных. Учит детей.

Конспект занятия по математике «Путешествие в сказочный лес по сказке «Теремок» для воспитанников младшей группы Задачи:Закрепить способ соотнесение предметов по длине,величине. Упражнять в понятии " один ", "много".Развитие логического мышления.

Конспект физкультурного развлечения для детей младшего возраста «Путешествие в сказочный лес» Тема: Путешествие в сказочный лес Цель: развитие эмоционального интереса к двигательной активности Задачи: 1. Воспитывать у детей потребность.

Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие в сказочный лес» Цели: -развивать навыки количественного и порядкового счета; -развивать умение ориентироваться.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Методическая разработка занятия «Путешествие в сказочный лес» МБДОУ ЦРР – Д/С ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС Воспитатель Родичева Надежда Владимировна I квалификационная категория.

Конспект ООД Интегрированное занятие для детей подготовительной группы «Путешествие в сказочный зимний лес» Тема: «Путешествие в сказочный зимний лес» Программное содержание: Учить видеть красоту зимней природы, продолжать воспитывать бережное.

Открытое интегрированное занятие для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие в сказочный лес»Открытое интегрированное занятие для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие в сказочный лес» Интегрированное занятие в средней группе. Тема: «Путешествие в сказочный лес». Интеграция образовательных областей: речевое развитие,.

Экологическая игра «Путешествие в сказочный лес»Экологическая игра «Путешествие в сказочный лес» Экологическая игра «Путешествие в сказочный лес» Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотаблица для описания лисы и петуха к занятию «Путешествие в сказочный лес»
Опубликовано: 25 января 2019 в 07:57
+44Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотаблица для описания лисы и петуха к занятию «Путешествие в сказочный лес»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Тимонина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД