Елена Тимонина
Мнемотаблица для описания лисы и петуха к занятию «Путешествие в сказочный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоми-нания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой бо-гини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запомина-ния». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.).
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.
Публикация «Мнемотаблица для описания лисы и петуха к занятию „Путешествие в сказочный лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лиса, лисица, лесная хищница
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотех-ники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облег-чающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искус-ственных ассоциаций.
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффектив-ное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет пол-ностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания инфор-мации.
Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?
В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваемся с такими проблемами в раз-витии детей, как:
маленький словарный запас
неумение согласовывать слова в предложении
нарушение звукопроизношения
плохое развитие связной речи
несформированность психических процессов
несовершенство различных видов мышления.
Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать :
зрительную и слуховую память
зрительное и слуховое внимание
воображение
восприятие
развивает кругозор
развивает все стороны речи
Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой сле-дующие задачи:
1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование инфор-мации).
3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Со-действовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим состав-лять схемы и воспроизводить их.
7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родите-лями детей.
Методы и приёмы мнемотехники
Во-первых, большое внимание надо уделить развитию у детей восприятия:
зрительного
слухового
кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата)
обонятельного
вкусового
осязательного.
Для этого на занятиях необходимо использовать множество разнообразных игр и упражнений для тренинга перечисленных выше чувств.
Например:
«Что изменилось?», «Чего не стало?»
«Кто ушёл?»
«Кто позвал?»
«Развесим и соберём слова»
«Парные открытки»
«Узнай на ощупь»
«Чудесный мешочек»
«Узнай на вкус» и другие.
Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой инфор-мации.
Здесь будут наиболее эффективны следующие методы:
метод «крокирования» (от франц. croquis – чертеж, схема, набросок) - ис-пользование чертежей, схем, набросков, зарисовок. Этот метод является наиболее доступным и широко применяемым. Также здесь используются мнемотаблицы и коллажи. Для детей средней и старшей группы можно ис-пользовать более легкие таблички с рисунками, главное при составлении таб-лиц, чтоб рисунки были связаны между собой, т. к. дети, для запоминания таблиц должны составить рассказ или связать их по смыслу, или классифици-ровать. Коллаж - это определенный формат картона или плотный лист бума-ги, на который наклеиваются или накладываются, рисуются различные кар-тинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Используя коллаж, мы выпол-няем следующие задачи:
Закрепление различных методов запоминания.
Развитие фотографической памяти.
Расширение словарного запаса, образного восприятия, умение говорить, рас-сказывать.
Обучающая задача, т. к. в коллаж вмещают различную информацию.
Также используем игры и игровые упражнения, так называемые «кроки». Напом-ню, что это различные чертежи, схемы, наброски, зарисовки.
Например:
Упражнение «Чтение письма по рисунку» - дети получают письмо -схему, которое они должны расшифровать. («Письмо весне»)
Игры:
«Цепочка слов»,
«Кто больше запомнит слов»
«10 слов» и т. п.
Зарисовка слов дает возможность развивать воображение, мышление, творческие способности детей, способствует запоминанию слов, заставляет думать. Таким об-разом, у детей получается цепочка рисунков, по которой они легко вспомнят все слова. Эту игру можно усложнить, предложив детям закрыть свои подсказки, и вспомнить, что было нарисовано, а еще можно вспомнить и воспроизвести наброс-ки по памяти на другом листочке.
метод, использующий образное мышление (эйдетизм или эйдотехника-«живая» память, искусство создания образов для эффективного запоминания.) Этот способ основан на предположении о том, что существует эйдетическая память, т. е. есть люди, которые могут один раз посмотреть на такую таблицу, закрыть глаза (или перевести взгляд на однотонную поверхность) и считать информацию прямо из своего воображения. Предполагается, что информация может быть сохранена какое-то время мозгом, как фотография. Этот метод состоит из следующих этапов:
Ребенок «переносится» в какую либо воображаемую ситуацию.
Совершает в воображаемой ситуации «осмотр» пространства.
Ребенок рассказывает о местонахождении различных объектов.
«Возвращаясь» из воображаемой ситуации, ребенок все увиденное
зарисовывает.
Очень хорошо использовать этот метод не только для развития памяти, но и для развития воображения, фантазии.
Например:
«Давайте отправимся покататься на облаках»,
«Путешествие в сказочный лес» и т. д.
Игра «Развесим и соберём слова» (дети вместе с воспитателем обходят группу или участок «достают» из корзинки или коробочки слова и «развешивают слова- украшения», через некоторое время проходят снова и собирают их обратно в корзинку или коробочку. Можно собирать слова-украшения, начиная с первого или с последнего слова.)
метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»). Он заключается в том, что, слова связываются одно с другим в небольшой смешной рассказ или сказку. Причём связываются слова 1-ое со 2-м, 2-ое с 3-им и т. д., не переска-кивая. В такой игре дети быстро запоминают цепочку слов.
метод трансформации (превращения). Этот метод развивает не только память, но и логическое мышление, т. к. основывается на умении устанавливать при-чинно-следственные связи. Слова, как бы вытекают одно из другого, между ними существует что то общее, то, что их связывает.
Например:
Игра «Логические цепочки» (дождь – душ – лейка – чайник – Буратино – де-рево – гнездо – птица – самолёт – машина)
Игры со спичками или палочками.
В-третьих, нужно научить детей управлять своим вниманием, сделать его «по-слушным». Это значит, что через игры, игровые упражнения, тренинги развиваем у детей произвольный вид внимания и такие его свойства, как устойчивость, распре-деление и переключение внимания.
Для решения этих задач можно использовать такие упражнения и задания, как:
«Найди отличия»
«Что изменилось»
«Не зевай»
«Запрещённое движение»
«Рассеянный художник»
«Лабиринты»
«Найди и вычеркни» (таблицы) и другие.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.
I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значе-ние символов.
Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно за-меняя их схематичными, контурными изображениями предметов.
Например: ёлочка (какая) колючая
В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами. Я обычно предлагаю детям помочь мне «спрятать» какое-либо слово в картинку.
Например: как мне нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные вариан-ты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».
Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.
На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа
«Подскажи словечко»,
«Найди пару»
«Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст
«Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст
II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 сим-волов.
Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначе-ния цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использо-вать для работы с загадкой.
На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.