Елена Константинова
Как помочь детям адаптироваться в новым условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с песком, водой и сыпучими материалами как средство успешной адаптации детей к детскому саду.
Константинова Елена Юрьевна,
воспитатель первой квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад № 450»
При поступлении в дошкольное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптация – сложный процесс приспособления организма, который проходит на сложном психологическом уровне. Сложном – прежде всего для ребенка и, конечно, для родителей и воспитателей, работающих на группе.
Публикация «Как помочь детям адаптироваться в новым условиях детского сада» размещена в разделах
Адаптивные возможности ребенка ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедленном темпе психофизического развития.
Поэтому, одной из важных задач образовательной деятельности педагога является: способствовать благоприятной адаптации детей к детскому саду, поддерживать эмоционально-положительного состояния ребенка.
Одним из эффективных средств адаптации являются игры с песком, водой и сыпучими материалами.
Для малыша, ещё слабо владеющего речью, емкость с водой, песком или крупой становится своеобразным театром одного актера, сценой его внутреннего Я. Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, происходит спонтанное снижение напряжения. В свою очередь это ведет и к сокращению сроков адаптации.
Взрослый через игру с ребенком может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе:
Нельзя намеренно выливать воду на пол; выкидывать песок (крупу) на пол;
Нельзя брызгать водой на других детей; бросать песок (крупу);
Постепенно эти правила распространяться и на другие виды деятельности: например, нельзя бросать игрушки.
Центр «Песок-вода» находиться у нас в группе, что дает возможность проводить игры в любое свободное время. Он состоит из двух зон: «песок», «вода», поэтому можно одновременно использовать обе зоны. Мы подготовили оборудование – сшили детям клеенчатые фартуки, нарукавники; обработали песок, покрасили воду, собрали (и постоянно пополняем) коллекцию миниатюрных игрушек.
Игры с песком. Существует много комплексов игр, как с мокрым, так и с сухим песком, с погружением рук в песок и на его поверхности. На собственном опыте, я пришла к выводу, что в первую очередь нужно использовать игры на поверхности сухого песка. Особый интерес у детей вызывают игры на скольжение ладонями по поверхности песка, зигзагообразные и круговые движения:
Пройдись по поверхности песка каждым пальцем поочередно правой и левой рукой (можно по два, по три пальца);
Поиграй как на пианино или клавиатуре компьютера;
Рисуем на поверхности песка: ручеек течет, речка и ручеек, солнышко и дождики др.
Игры с водой. Для игр с водой мы предусмотрели разнообразный материал: пластмассовые, резиновые, деревянные игрушки (кораблики, уточки, рыбки и т. д., совки, черпачки, ложки, воронки, сита, сачки, губки трубочки, различные стаканчики и бутылочки.
Игры с сыпучими материалами. В своей работе мы используем различную крупу: гречневую, горох, перловую. Манную крупу легче всего выкрасить в разные цвета, поэтому ребятам очень нравиться рисовать на ровной поверхности манными красками.
Немаловажное значение имеет и обучение родителей способам, методам и приемам работы с водой, песком и сыпучими материалами. Многие родители с удовольствием включаются в эти игры вместе с ребенком. Выполняя незатейливые упражнения, мы стабилизируем эмоциональное состояние не только у детей, но и у их родителей, которые также испытывают напряжение. А также учим детей и родителей, прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.
Таким образом, я считаю, что игры с песком, водой и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах детского сада. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, так как помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей, родителей и воспитателей.
Нами разработана памятка, как для педагогов, так и для родителей по организации игр с водой, песком и сыпучими материалами.
Игры с водой
• переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой, спринцовкой) и способами (губкой, резиновой перчаткой, воронкой);
• наливание воды в разные емкости (чашку, бутылочку, кастрюльку);
• веселая рыбалка (вылавливание рыб удочкой с магнитом);
• тонет – не тонет (игры на экспериментирование);
• игры с мыльными пузырями (пускание пузырей с помощью соломинки, воронки; взбивание пены венчиком). “Поймай пузырь на ладошку”, “Чей пузырь больше?”, “Чей пузырь улетит выше, дальше…”;
• игры с заводными плавающими игрушками, мельницей;
• игра “Море” (разноцветные большие и маленькие камушки, ситечко, игрушки – обитатели моря).
Игры с песком
• по очереди делать отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны;
• скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
• выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
• пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
• создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травка, дерево, ежик и пр.);
• пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой руками, после — одновременно (сначала только указательным, потом — средним, затем — безымянным, большим, и наконец — мизинчиком);
• группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Хорошо вместе пофантазировать: чьи они?;
• поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.
Игры с сыпучими материалами
• просеивание (горох, манка, сито);
• пересыпание круп (из миски в миску, из чашки в чашку, из стаканчика в стаканчик);
• перекладывание круп (ложкой, рукой, стаканом);
• перебирание (например, смешаны горох и фасоль);
• прятанье и поиск игрушек в крупе (по цветам, дикие и домашние животные, свободная тема);
• поднос с манкой:
– рисование разных дорожек; зигзагообразные и круговые движения ладошками по манке – едет машинка, ползет жук, крутится карусель…
– нажимать на манку кулачками костяшками пальцев – сравнивать, на что похож отпечаток;
– оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумать кто оставил следы;
-использование коллажей (форма, цвет, овощи, фрукты, животные).