Папки-передвижки

Мини проект, как способ реализации комплексно-тематического планирования

Ирина Королева
Мини проект, как способ реализации комплексно-тематического планирования
▼ Скачать + Заказать документы

Комитет образования

администрации Балаковского муниципального района Саратовской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4» г. Балаково Саратовской области

Мини проект, как способ реализации

комплексно - тематического планирования.

Разработала:

Королева Ирина Викторовна,

воспитатель первой категории

2014г.

Публикация «Мини проект, как способ реализации комплексно-тематического планирования» размещена в разделах

В соответствии с законом РФ (п. 6.2 ст. 9, приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Выделим некоторые из положений:

«Программа должна основываться на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения»

«Программа должна …. Предусматривать решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов»

«Программа должна предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми»

Первое положение нацеливает нас на комплексно- тематический подход.

Как мы понимаем «комплексно-тематический подход в планировании Необходимо развести понятия. Что такое комплексный план? Это объединение комплекса различных видов специфической детской деятельности вокруг единой «темы», при котором полноценно обеспечивается целостное представление детей об окружающем мире. Его назначение уйти от жесткой предметности, связать содержание образования с жизнью и личным опытом ребенка.

Тематическое планирование – это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем направлениям развития ребенка: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Такое планирование предполагает соблюдение определенных принципов. Первый принцип комплексно- тематического планирования – предусматривает, что тема может быть выбрана воспитателем самостоятельно или заимствована из примерной общеобразовательной программы. Она реализуется через разнообразные виды детской деятельности с интеграцией в содержании нескольких образовательных областей, с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми.

Второй принцип-принцип рациональности – понимается, как умение определять такие способы и формы организации образовательного процесса, которые позволяют в пределах определенного времени без перегрузки детей получить качественный результат – усвоение воспитанниками материала.

Замечательный педагог-дошкольник, наш с вами современник Т. С. Комарова говорила: «С детьми нужно постоянно заниматься, продвигать их, вести к развитию, потому, что само по себе ничего не бывает». Эта цитата известного педагога, высказанная много лет назад актуальна и сейчас. Рассматривая принцип рациональности, мы понимаем, что изменились подходы к организации образовательного процесса. Раньше это была учебная модель, в ходе которой решались общеобразовательные задачи, сейчас необходимо, таким образом, замотивировать ребенка на участие в совместной деятельности, чтобы он, играя, получал знания, а образование проходило незаметно для него.

Мы сравнили организацию педпроцесса. Используя данный прием, можно провести сравнение комплексно–тематического подхода и традиционного. Отличие комплексно-тематического от существующего ранее предметного планирования заключается в том, что исследуемый «объект» рассматривается не отдельно, не обособленно, а в комплексе с другими предметами, явлениями, событиями, что способствует установлению причинно-следственных взаимосвязей между ними. Примером может служить проектно-исследовательская деятельность, реализуемая в ходе интеграции образовательных областей, объединенная единой темой. Такой подход позволяет повысить познавательный интерес ребенка и стимулирует развитие его интеллектуальных и личностных качеств. Из выше изложенного следует, что комплексно- тематический подход позволяет нам видоизменять и совершенствовать образовательный процесс в ДОУ.

Тема комплексно- тематического планирования в ДОУ не так уж и нова. Практики дошкольного образования стали говорить об этом более двадцати лет назад, когда появилась необходимость в новом подходе. Педагоги нашего детского сада примерно с этого периода очень глубоко и успешно работали над этой проблемой. Представляли свои материалы на городских семинарах, методических объединениях. Опыт нашей работы звучал: «Перспективно- тематическое планирование образовательного процесса с использованием картотеки».

Комплексно-тематический подход был уже освоен и успешно работал в течение многих лет. Безусловно, все эти годы мы вносили коррективы и планировали свою деятельность не только с учетом климатических условий нашего региона и календарных праздников, но и с учетом уровней развития детей, их интересов и мотивации, а также индивидуальных особенностей и возможностей, мы старались сделать план работы лаконичным, удобным в обращении, универсальным.

Использование картотеки во многом облегчило планирование педагогам.

Что же произошло в связи с внедрением ФГОС?

Реализация современных подходов, нацелила педагогов на поиск новых рациональных способов и форм организации образовательного процесса, которые позволяют в пределах определенного времени без перегрузки детей получить качественный результат.

В нашем детском саду разработано комплексно-тематическое перспективное планирование образовательного процесса на учебный год в основе которого лежат лексические темы, рекомендованные специалистами в области тифлопедагогики Л. И. Плаксиной, В. А. Феоктистовой.

При выборе тем мы учитывали интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, праздники, всего 34 темы на учебный год. Согласно данному перспективному плану одной теме уделяется одна неделя.

Алгоритм планирования образовательного процесса на учебный год можно представить следующим образом;

Шаг первый – выбор основы для построения тематического календаря.

Это может быть, планирование в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год («Времена года», «Животные», «Транспорт» и т. д., или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива («День космонавтики», «День города», и т. д.)

Шаг второй – распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов.

Каким образом происходит проектирование тематической недели?

Прежде всего, необходимо выделить задачи работы в соответствии с программой конкретной возрастной группы и темой недели. Далее следует отобрать содержание образовательного материала. Согласно образовательной программе: продумать формы, методы, приемы работы с детьми по реализации программных задач, подготовить оборудование и продумать какие изменения необходимо внести в развивающую среду группы (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов и т. д.)

Задача педагога – спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанниками полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В то же время в совместной деятельности с педагогом воспитанник сделал шаг вперед в своем развитии.

В своем подходе к планированию недели, мы выработали собственный алгоритм.

На предшествующей к теме неделе начинается 1 этап: этап предварительной работы по теме (он наступает за 2-3 дня до начала работы по теме, т. е. дети и педагоги «проживая» в текущей теме постепенно начинают подготовку к следующей).

Цель данного этапа: накопление знаний, т. е. он своего рода накопительный. Для этого в предметно - развивающую среду вносятся иллюстрации, мини- макеты, фотографии, книги, дидактический материал по теме, все то, что может дать информацию. На этой же неделе проводятся наблюдения, экскурсии, просматриваются короткие сюжеты, аудио- видео- записи с использованием ИКТ. С детьми проводят беседы, обговаривают, чтобы они хотели узнать, сделать.

2 этап - этап предметно-практической работы по теме. Это непосредственно – тема недели. В течение, которой дети в совместной деятельности с педагогом и в самостоятельной деятельности «проживают», т. е. погружаются в тему.

С учетом нашей специфики, мы начинаем тему недели с реализации коррекционных задач, далее следует художественно-эстетическое направление, через интеграцию различных областей т. к. действуя продуктивно, ребенок получает более полное представление о предмете, объекте, к середине недели через реализацию познавательного развития с интеграцией, выясняем научились ли дети, логически рассуждать, мыслить, анализировать.

К концу недели наступает 3 этап, как правило, это проведение итогового мероприятия. Это может быть выставка, презентация, составление рассказов и оформление их в книгу, фотоколлаж, выпуск газеты. На этом же этапе идет закрепление знаний, планируется работа с теми детьми, кто слабо усвоил материал.

Картотека также органично вписалась в новые подходы к планированию, т. к. в технологической карте мы указываем тему непосредственно образовательной деятельности и последовательность индивидуальной и подгрупповой работы по реализации поставленных задач. Между тем цели, задачи и содержание все достаточно подробно отражено в картотеке.

Примерные разделы картотеки следующие:

Морально- этические беседы

• Дидактические игры

• Подвижные игры

• Наблюдения

• Экскурсии

• Эксперименты

Комплексы различных видов гимнастик и т. д.

Часть карточек картотеки несет информационный характер, посвящена различным темам планирования, таким как: «Растения», «Птицы», «Животные», «Космос».

Если педагог ведет работу по какому- либо направлению, составляется картотека по данной проблеме.

Преимущество картотеки мы видим в следующем:

- идет постоянное накопление содержания педагогического материала, вариантов, форм и методов работы с детьми, при использовании интернет ресурсов это стало не очень трудоемким занятием, в нужный момент педагог использует из своего «банка» то, что лучше всего ему позволит решить образовательные задачи. В то же время с помощью картотеки легко учесть интересы и желания детей, т. к. ответы на вопросы, весь информационный материал в картотеке содержится.

План, составленный на неделю это своего рода «проект».

Например: в проекте по знакомству детей с транспортом итоговым мероприятием может быть выпуск газеты, фотоколлаж, коллективная работа «Машины на улицах города»

Если педагог вдумчиво и ответственно подходит к организации педпроцесса по теме, то таких проектов в течение года будет достаточно много. Условие лишь одно - грамотное планирование, ответственное выполнение и, безусловно, желание педагога сделать жизнь ребенка в детском саду интересной.

Построение образовательного процесса в соответствии с комплексно- тематическим принципом – дело более сложное, чем работа в режиме привычной учебной модели. Но это даёт возможность педагогам работать в соответствии с современными требованиями, делает образовательный процесс увлекательным, даёт ощущение полноты жизни всех его участников.

Список литературы:

1. Детский садик [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://kinder-garten.narod.ru

2. Скоролупова, О. А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] : в 2 ч. Ч. 1 / О. А. Скоролупова. - М. : Скрип-торий, 2003, 2007.

3. Теплюк, С. Н. Занятия на прогулке с малышами [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений для работы с детьми 2—4 лет / С. Н. Теплюк. - М., 2006.

4. Прекрасное рядом с тобой [Текст] : методические рекомендации по курсу «Эстетическое мышление и художественный труд». - М. : Баласс, 2003.

Публикации по теме:

ГМО воспитателей подготовительных к школе групп «Неделя российской истории в рамках календарно-тематического планирования»ГМО воспитателей подготовительных к школе групп «Неделя российской истории в рамках календарно-тематического планирования» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию фотоотчет ГМО воспитателей подготовительных к школе групп "Неделя российской истории в рамках.

Аналитический отчет о ГМО воспитателей «Неделя российской истории в ДОУ в рамках календарно-тематического планирования»Аналитический отчет о ГМО воспитателей «Неделя российской истории в ДОУ в рамках календарно-тематического планирования» Уважаемые коллеги! В предыдущей публикации я представила вашему вниманию фотоотчет о заседании ГМО воспитателей подготовительных к школе.

Интеграция физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях комплексно-тематического планирования Здоровье дошкольника в настоящее время отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Об этом сказано.

Фотоотчет по теме комплексно-тематического планирования «Народная культура и традиции»Фотоотчет по теме комплексно-тематического планирования «Народная культура и традиции» Цели: знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек и предметов быта; знакомить с народным творчеством (песенки, потешки,.

Методическая разработка комплексно-тематического планирования для средней группы Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы», составленное на.

Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми в детском саду Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (на примере образовательного.

План комплексно-тематического планирования «Осень в мире животных» во второй младшей группе ДОО Понедельник «2» октября Тема: Осень в мире животных. Домашние животные. Утро1. Беседа по картинкам из серии «Домашние животные»: побуждать.

Интеграция физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях комплексно-тематического планирования План по самообразованию на тему: «Интеграция физкультурно - оздоровительной деятельности в условиях комплексно-тематического планирования».

План-схема календарно-тематического планирования на неделю. .

Отчет комплексно-тематического планирования с презентацией «Моя семья» Проект моя семья 1. Актуальность проекта Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мини проект, как способ реализации комплексно-тематического планирования
Опубликовано: 5 января 2018 в 10:37
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мини проект, как способ реализации комплексно-тематического планирования» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Королева (УИ 21824) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД