МААМ-картинки

Мини-практическая конференция «Детская художественная литература как средство реализации задач познавательного развития» (5 фото)

Наиля Талгатовна
Мини-практическая конференция «Детская художественная литература как средство реализации задач познавательного развития»
▼ Скачать + Заказать документы

Ведущий 1: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались на мини-конференцию, деловую игру по теме: «Детская художественная литература как эффективное средство реализации задач познавательного развития дошкольного образования».

Мини-практическая конференция «Детская художественная литература как средство реализации задач познавательного развития»

Ведущий 2: Цель мероприятия - повышение основных компетентностей педагогических работников, профессионального мастерства в вопросах использования детской художественной литературы как эффективного средства реализации задач познавательного развития дошкольного образования.

Публикация «Мини-практическая конференция „Детская художественная литература как средство реализации задач познавательного развития“» размещена в разделах

В ходе деловой игры вам определена роль активных читателей. В течение игры за правильные ответы вы будете получать книжки-малышки. В конце мероприятия мы определим команду-знатоков детской художественной литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 1.1. Актуальность. Проблемы применения детской художественной литературы для эффективной реализации задач познавательного развития дошкольников в современном обществе

Действие происходит в импровизированной библиотеке. Ведут диалог два ведущих (библиотекари)

Ведущий 1 (достаёт книгу с полки, сдувает пыль с неё) : Ничто так не характеризует степень развития общества, степень общественной культуры, как уровень читающей публики в данный исторический момент. Н. А. Рубакин.

Эх, Анастасия Андреевна, совсем мало стало у нас читателей. Книжки вон все пылятся на полках….Грустно. Скучно стало работать…

Ведущий 2: Актуальность: Юлия Николаевна, так сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению. Аудио- и видеотехника ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном и ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ развитии человека. Весь мир сидит в гаджетах, в том числе и дети!

Фото «Детская художественная литература как средство реализации задач познавательного развития»

Ведущий 1: А ведь, входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

Ведущий 1: А давайте спросим у наших читателей, как они считают, проблема актуальна для нашего современного времени? (Ответы, обсуждение)

Ведущий 2: Значит, тема актуальна! Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, театра, музыки.

Интересно, коллега, наши читатели, являясь педагогами детского сада, часто посещают библиотеку?

Ведущий 1: А мы сейчас это и узнаем, все ли знают авторов и названия произведений детской художественной литературы…

Послушайте и назовите, кто из литературных и сказочных героев мог бы дать такие объявления. Назовите автора и название произведения

Ведущие по очереди зачитывают

1. Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину. (А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2. Несу золотые яйца. Дорого. (Курочка Ряба, р. н. с. «Курочка Ряба»)

3. Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение.

(Буратино, А. Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»)

4. Отмою всё! (Мойдодыр, К. Чуковский «Мойдодыр»)

5. Доставка пирожков бабушке.

(Красная Шапочка, Ш. Перро «Красная Шапорчка»)

6. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.

(Доктор Айболит, К. Чуковский «Доктор Айболит»)

7. Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами. (Р. н. с. «Гуси-лебеди»)

8. Организую зимнюю рыбалку. Недорого. (Лиса, р. н. с. «Лиса и волк»)

9. Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности.

(Бабушка, р. н. с. «Колобок»)

10. Меняю избушку на курьих ножках в лесном массиве, без удобств на отдельную квартиру в городе с доплатой. (Баба Яга)

Ведущий 1: Согласитесь, что в каждой сказке есть свой смысл (мораль, которая поможет развить в детях необходимые качества. Такие как….? (доброта, честность, любовь к жизни, любовь к искусству, мышление и воображение и. т. д.)

Мини-практическая конференция - фото

Ведущий 2: Таким образом, можно сделать вывод, что детская художественная литература помогает также эффективно решать задачи познавательного развития дошкольников? Вы согласны?

Ведущий 1: Приглашаются 6 педагогов для участия в «Педагогическом батле». Делимся на 2 команды. Задача первой команды доказать то, что ДХЛ эффективно решает задачи познавательного развития дошкольников. Задача второй команды-доказать обратное, что эти задачи можно решить с помощью телевидения и средств коммуникаций.

РАЗВИВАЕТ ИНТЕРЕС ДЕТЕЙ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ МОТИВАЦИЮ

ФОРМИРУЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, СТАНОВЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ

РАЗВИВАЕТ ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ

ФОРМИРУЕТ ПЕРВИЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ, ДРУГИХ ЛЮДЯХ, ОБЪЕКТАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, О СВОЙСТВАХ И ОТНОШЕНИЯХ ОБЪЕКТОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, О МАЛОЙ РОДИНЕ И ОТЕЧЕСТВЕ

ФОРМИРУЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЯХ НАШЕГО НАРОДА, ОБ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЯХ И ПРАЗДНИКАХ

ЯВЛЯЕТСЯ УНИВЕРСАЛЬНЫМ РАЗВИВАЮЩИМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СРЕДСТВОМ, ВЫВОДЯ РЕБЕНКА ЗА ПРЕДЕЛЫ НЕПОСРЕДСТВЕННО ВОСПРИНИМАЕМОГО, ПОГРУЖАЯ ЕГО В ВОЗМОЖНЫЕ МИРЫ С ШИРОКИМ СПЕКТРОМ МОДЕЛЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ОРИЕНТИРУЯ В НИХ БОГАТУЮ ЯЗЫКОВУЮ СРЕДУ

1.2. Функции детской художественной литературы : её роль, место, значение в системе дошкольного образования, в т. ч. познавательного развития.

Ведущий 1:

Если путь, прорубая отцовским мечом,

Ты соленые слезы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал, что почем, –

Значит, нужные книги ты в детстве читал.

Эта цитата из «Баллады о борьбе» B.C.Высоцкого как нельзя лучше определяет, какой должна быть настоящая детская книга. Литературоведение давно выделило основные ее функции, но тем не менее многие из них по-прежнему либо забываются, либо игнорируются взрослыми.

Не отсюда ли причина угасания детского интереса к чтению, коллега?

Ведущий 2: А в этом мы сейчас будем с нашими читателями разбираться. Для начала разберем, какие же все функции ДХЛ наши педагоги знают…Приглашаем двух читателей.

Фото №1 Ведущий Добрый день уважаемые коллеги Сегодня мы собрались на мини конференцию деловую игру по теме Детская художественная

Читателям предлагается из многочисленных предложенных функций выделить правильные варианты и разместить на 1 мольберте-правильные варианты, на 2 мольберте-неправильные варианты

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

Ведущий 1: Итак, одной из важнейших функций детской литературы является функция развлекательная. Что она включает, как вы думаете? Ответы.

Верно. Без нее немыслимы и все остальные: не заинтересовав ребенка, нельзя его ни развивать, ни воспитывать и т. д. Не случайно в последнее время ученые стали говорить и о гедонистической роли книги – она должна приносить наслаждение, удовольствие.

Ведущий 2: Все педагоги по праву считают воспитательную функцию одной из самых главных. Как Вы думаете почему? Ответы.

«Что делать, чтоб младенец розовый не стал дубиной стоеросовой?» – спрашивал в свое время В. Берестов. Конечно, читать ему «нужные книги»!

Ведущий 1: Не вызывает сомнений познавательная функция детской литературы :

Что Вы можете сказать по этому поводу? Ответы.

Учеными установлено, что до семи лет человек получает 70% знаний и только 30% – за всю последующую жизнь! В отношении художественной литературы познавательная функция подразделяется на два аспекта: во-первых, существует специальный жанр научно-художественной прозы, где в литературной форме детям преподносятся те или иные знания (например, природоведческая сказка В. Бианки). Во-вторых, произведения, даже не имеющие познавательной направленности, способствуют расширению круга познаний ребенка о мире, природе и человеке.

Как Вы думаете, Анастасия Андреевна, педагоги справились с заданием?

Ведущий 2: Я думаю, они справились на «отлично»!

Ведущий 1: Как вы думаете, какую роль и значение детская художественная литература играет в познавательном развитии дошкольников? Ответы.

Ведущий 2:

Художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения. Роль художественной литературы и фольклора в развитии познавательных интересов детей действительна велика. И во многом, как от родителей, так и воспитателей зависит, станет ли ребенок испытывать радость от общения с книгой, чтобы это общение стало потребностью, тогда книга будет способствовать развитию и воспитанию ребенка.

Ведущий 1: Проблеме формирования у детей интереса к художественной литературе посвящено немало работ педагогов и психологов. Большое значение придают воздействию художественного произведения на нравственное, эстетическое, эмоциональное, речевое и познавательное развитие детей.

Ведущий 2: Важнейшее место занимает в работе с детьми детская художественная литература. Поэтому в Образовательной программе дошкольного образования учреждения определён список рекомендуемых детских литературных произведений в соответствии с возрастом детей.

1.3. Особенности организации образовательного процесса с детьми раннего и дошкольного возраста для решения задач познавательного развития посредством детской художественной литературы.

Ведущий 1: Давайте обсудим особенности организации образовательного процесса с детьми раннего и дошкольного возраста для решения задач познавательного развития посредством детской художественной литературы.

Ведущий 2: Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с малых форм фольклора – потешек, песен, народных сказок, рассказов, стихов. Затем мы с детьми изучаем произведения русской классической литературы, произведения современной русской и зарубежной литературы и. т. д.

Ведущий 1: Уважаемые читатели-педагоги, сейчас вам необходимо определить произведение к тому или иному возрасту.

Ведущие по очереди зачитывают произведения. Педагоги отгадывают.

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ

Сказки. «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».

ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ

Малые формы фольклора

«Пошел котик на торжок.»,

«Пальчик – мальчик, где ты был?»,

СЕДЬМОЙ ГОД ЖИЗНИ

Волшебные сказки. «Василиса Прекрасная», «Жар Птица и Василиса Царевна».

Бытовые сказки. «Иван-солдат».

Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».

ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ

Малые формы фольклора. «Вдоль по реченьке лебедушка плывет».

Сказки о животных. «Заяц-хвастун».

Волшебные сказки. «Василиса Прекрасная».

ПЯТЫЙ ГОД ЖИЗНИ

Малые формы фольклора. «Жили у бабуси.».

Сказки. «Гуси-лебеди», «Жихарка».

Ведущий 2: ДХЛ используется при реализации всех пяти образовательных областей «…» в ДОУ, основной принцип – принцип интеграции.

Задание 1 : как можно использовать в образовательном процессе определенные произведения для решения познавательных задач математического развития, природного мира, социального мира?

СКАЗКА «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

СКАЗКА ОБ УМНОМ МЫШОНКЕ

СКАЗКА «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

СКАЗКА «ФЕДОРИНО ГОРЕ»

Ведущий 1: Задание 2 :раздаются по одной карточке на каждую команду. Даётся время для обсуждения.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ КАК ТРАДИЦИОННЫЕ, ТАК И ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ. НАЗОВИТЕ ИХ

НАЗОВИТЕ АЛГОРИТМ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ АЛГОРИТМ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РАЗНОЙ ВОЗРАСТНОЙ КАТЕГОРИЕЙ ДЕТЕЙ?

КАКИМ ОБРАЗОМ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ В ХОДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА? (НОД, СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ?

МОЖНО ЛИ СОЧЕТАТЬ НЕСКОЛЬКО ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ХОДЕ 1 НОД?

КАКИЕ ОБЩИЕ ЗАДАЧИ СТОЯТ ПЕРЕД ПЕДАГОГАМИ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ?

КАКАЯ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЗАДАЧ ПОМОГАЕТ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ?

1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Презентация приемов оптимизации, направленных на познавательное развитие детей раннего и дошкольного возраста посредством детской художественной литературы (из опыта работы)

Ведущий 2: В рамках реализации Плана работы учреждения в 2018-2019 учебном году реализуются краткосрочные и долгосрочные проекты по второй годовой задаче.

Ведущий 1: Расскажите, каким образом реализуются проекты, чем они отличаются от других, какую цель и задачи решают?

Краткосрочный проект «Сказочный мир»,

Краткосрочный проект «Удивительный мир природы» в произведениях В. Бианки»,

Краткосрочный проект «А. С. Пушкин - великий русский поэт», воспитатели Краткосрочный проект «Умные книжки», воспитатели

Долгосрочный проект «Наши любимые потешки», воспитатели

Ведущий 2: Спасибо, что поделились своим опытом. Наше мероприятие завершается. Подводя итоги, можно сказать, что художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством.

Она формирует познавательный интерес ребенка, открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Ведущий 1:

Одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее и будущее.

Каждой команде раздаётся по 2 вопроса для подведения итога мероприятия.

Ведущий 2: Уважаемые коллеги! Мы хотели бы узнать ваше мнение, вашу оценку сегодняшней мини-конференции. Отвечая на один из вопросов, вам необходимо прикрепить на импровизированное «Дерево мудрости» книжку.

Вопрос 1.

Назовите 3 момента сегодняшнего мероприятия, понравившихся Вам больше всего.

Вопрос 2.

Интересна ли вам форма проведения нынешнего мероприятия? Чем?

Вопрос 3.

Продолжите: У меня возник вопрос…

Вопрос 4.

Назовите 2 момента, увиденные или услышанные в рамках сегодняшнего мероприятия, которые Вы будете использовать в работе.

Вопрос 5.

Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня, - это…

Вопрос 6.

Продолжите: Сегодня мне стало понятно, что…

Вопрос 7.

Продолжите: Я была удивлена тем, что…

Вопрос 8.

Что вы пожелаете коллегам?

Фото №2 Литературная деятельность литература как эффективное средство реализации задач познавательного развития дошкольного образования

Рефлексия. Каждый участник крепит на Дерево «Дуб мудрости» книжку и отвечает на один из предложенных вопросов по итогам проведённого мероприятия.

Конспект составлен: старшим воспитателем Яхиной Н. Т., воспитателем Лебедевой А. А., педагогом-психологом Богалеевой А. А.

Публикации по теме:

Художественная литература как средство всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста Консультация для родителей «Художественная литература как средство всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста». Художественная.

Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников Нравственное воспитание – очень значимая проблема на сегодняшний день. В связи с изменениями в нашей стране материальные ценности стали.

Художественная литература как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста В современном мире остро встают проблемы экологической обстановки. Люди всё больше становятся частью этой проблемы, именно они ухудшают.

Консультация для педагогов «Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у дошкольников» Консультация для педагогов: «Художественная литература, как средство воспитания культуры поведения у дошкольников"[/b] Под средствами в.

Консультация для родителей «Художественная литература как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка, определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной.

Консультация «Художественная литература как средство развития связной речи дошкольников»Консультация «Художественная литература как средство развития связной речи дошкольников» "Художественная литература как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста" «Литература служит представительницей умственной.

Индивидуальный план работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника» Индивидуальный план работы по самообразованию на 2018 – 2019 учебный год Пикашова Татьяна Владимировна Тема: «Художественная литература.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Проект «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста» Проект: «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста» Фаттахова Наталья Анатольевна, воспитатель Наименование.

Экспериментирования как средство познавательного развития дошкольников Экспериментирования, как средство познавательного развития дошкольников На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-практическая конференция «Детская художественная литература как средство реализации задач познавательного развития»
Опубликовано: 1 февраля 2019 в 09:01
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мини-практическая конференция «Детская художественная литература как средство реализации задач познавательного развития»» (включая файлы) размещена пользователем Наиля Талгатовна (УИ 83548) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД