Елена Развозжаева
Консультация для педагогов «Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Художественная литература, как средство воспитания культуры поведения у дошкольник
ов"[/b]
Публикация «Консультация для педагогов „Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у дошкольников“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Культура поведения для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Под средствами в педагогике понимают предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Одной из задач в формировании личности старшего дошкольника является воспитание культуры поведения. К средствам воспитания культуры поведения следует отнести развивающую среду, игру, художественную литературу.
Велика роль занятий по чтению художественной литературы. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.
Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.
Используя художественную литературу, как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений. Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. В. Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе : этическое и эстетическое. Об этической направленности детской литературы он говорил, что, художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.
Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним. От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает педагог как на занятиях, так и вне их.
Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других. Ими разработано несколько критериев:
- идейная направленность книги (например, моральный облик героя);
- высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы;
- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
- конкретные педагогические задачи.
Ребенок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании книги. Поэтому очень важно проводить этические беседы о прочитанном.
Готовясь к беседе, педагог должен продумать, какой аспект культурного поведения он собирается раскрыть перед детьми с помощью данного художественного произведения, и в соответствии с этим подобрать вопросы. Например, воспитатель, прочитав детям «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака и желая дать им представление о скромности, задает вопрос: «Дети, почему парень вскочил на площадку трамвая?» — «Потому что он спешил домой»,— отвечает ребенок. Неправильный вопрос вызвал и неправильный ответ, отвлек внимание детей от главного в этом произведении.
Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Вопросы должны побуждать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям.
Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным.
Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого воспитатель подбирает близкие по содержанию художественные произведения, например рассказ В. Осеевой «Почему?» и аналогичный ему по содержанию рассказ Н. Носова «Карасик». В обоих рассказах описываются душевные переживания мальчиков, связанные с тем, что по их вине в одном случае собака, в другом — котенок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам. На занятии целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребенок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников. Учитывая, что дети уже знакомы с рассказом Н. Носова «Карасик» и, следовательно, уже должны были осознать подобный ход событий, содержание вопросов к ним по рассказу В. Осеевой «Почему?» меняется. Теперь воспитатель выясняет умение детей сравнивать, воспринимать в других ситуациях полученные ранее представления; кроме того, ставится конкретная цель: закрепить возникшие у детей чувства и представления о том, что переносить свою вину на другого — это несправедливо, нечестно.
Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.
Таким образом, беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.
Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
• За свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого.
Баруздин. С. «Про Светлану».
Носов Н. «Карасик».
Осеева В. «Почему?»
Пермяк Е. А. «Как Миша хотел Машу перехитрить».
• Если друг попал в беду, помоги ему.
Воронкова Л. Ф. «Что сказала бы мама?»
Митта А. Н. «Шар в окошке».
Осеева В. «Три товарища», «До первого дождя»
• Помогай друзьям мириться.
Берестов В. «Петушки».
Орлов В. Н. «Кто кого?»
Сеф Р. «Чашка и блюдце».
Эскимосская нар. сказка «Как лисичка бычка обидела».
• Будь заботливым всегда, быстрее подрастешь тогда.
Гренева Н. «Участливый»
Зернова В. «Как Антон полюбил ходить в детский сад»
Найдёнова Н. Н. «Новая девочка»
• Старайся подать хороший пример.
Александрова З. Н. «Невидимка».
Гернет Н. «Хорошая вода».
Ермолаева Ю. «Проговорился».
Улицкая Л. Е «Хочу быть добрым».
• Делись с друзьями.
Аким Я. Л. «Жадина»
Александрова З. И. «Шарик» /из цикла «Про маленькую Таню»/.
Осеева В. А. «Сторож», «Печенье».
• Будь с людьми приветливым.
Аким Я. Л. «Есть такие мальчики».
Мошковская Э. Э. «Я пою».
• Вежливые слова не лень говорить нам каждый день.
Белова Б. «С добрым утром!»
Осеева В. «Волшебное слово».
Усачев А. А. «Здравствуйте, спасибо и до свидания!» (из цикла «Умная собачка Соня»)
• Умей договариваться.
Кузнецова А. «Подружки».
Михалков С. «Бараны»
Сутеев В. Г. «Яблоко».
Венгерская сказка «Два жадных медвежонка».
Узбекская сказка «Упрямые козы».
• Не ссорься с другом никогда, счастливый будешь ты тогда.
Бороздина В. «Медовые камешки».
Лагздынь Г. Р. «Почему один Егорка?»
Мошковская Э. Э. «Не надо больше ссориться».
Орлов В. И. «Моя машина».
Павлова Н. «На машине».
Пермяк Е. «Самое страшное».
Сеф. Р. С. «Совет».
• Говори всегда красиво, четко и неторопливо.
Драгунский В. Ю. «Заколдованная буква».
Петрушевская Л. С. «Пуськи бятые».
Пантелеев Л. «Буква «ты».
• Товарища обозвал, сам себя так назвал.
Александрова Т. И. «Хрюшка и Чушка».
Артюхова Н. М. «Саша-дразнилка».
Орлов В. «Петушок».
• Решай споры словами.
Алмазов Б. А. «Горбушка».
Гайдар А. П. «Чук и Гек».
Пермяк Е. А. «Самое страшное».
Шим Э. Ю. «Не смей!”
• Вы игрушки берегите и заботливо храните.
Александрова З. Н. «Что взяла, клади на место».
Драгунский В. Ю. «Друг детства».
• Руки теплою водой с мылом мой перед едой.
Барто А. «Девочка чумазая».
Тувим Ю. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу».
Чуковский К. И. «Мойдодыр».
Яснов М. Д. «Я мою руки».
• Это всем известно – что-то взял, клади на место!
Бедарева О. «Вот какая я».
Воронкова Л. Ф. «Маша – растеряша»
Зайцев В. «Я одеться сам могу».
Лифшиц В. «Перчатки».
Маршак С. Я. «Вот какой рассеянный».