Получи документы

Индивидуальный план работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

Татьяна Пикашова
Индивидуальный план работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2018 – 2019 учебный год Пикашова Татьяна Владимировна

Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».

Дата начала работы над темой : сентябрь 2018 года

Предполагаемая дата окончания работы : май 2019 года

г. о. Тольятти

Актуальность темы:

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.

Публикация «Индивидуальный план работы по самообразованию „Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника“» размещена в разделах

Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача.

Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встаёт проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребёнка к основам художественной литературы. Знакомство детей с художественной литературой используется в недостаточном объёме. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка. В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков сказки, потешки, загадки, заклички, поговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, развивает речь, творческие способности, прививает любовь к семье, к Родине, к природе. Следует помнить, что художественная литература является основным источником всестороннего развития и воспитания ребёнка. Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребёнку просто так не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.

Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребёнком. Особенно это важно донести до современных родителей, которые чаще предпочитают просмотр телепередач и компьютер.

Гипотеза.

Планирование и проведение различных мероприятий с участниками образовательных отношений с использованием художественной литературы, применение приёмов, направленных на анализ произведений художественной литературы создаёт условия для всестороннего развития детей, в частности: развития творческих способностей ребёнка, формирования общечеловеческих ценностей и культуры речи в общении.

Цель: создать условия для обеспечения всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.

Задачи:

- повысить своё профессиональное мастерство, проанализировать методическую и художественную литературу по данной теме;

- создать условия для художественно – эстетического, речевого, познавательного развития через пополнения предметно-развивающей среды;

- формировать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;

- способствовать приобщению детей к словесному искусству, умению слушать, отвечать на вопросы, пересказывать, обыгрывать, чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса;

- приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой в семье, к совместной работе в данном направлении;

План работы :

Месяц Формы работы

С детьми С педагогами С родителями

Сентябрь - «Вечер сказок» - чтение или рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций,

беседа, пересказ.

- «Журавль и цапля», - Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», - «Петушок и бобовое зёрнышко»

- Изучение методической литературы по теме самообразования. – Подбор художественной литературы для чтения детям. - Создание в группе развивающей предметно - пространственной

среды – «Центр речевого развития», «Уголок книги», «Театральный уголок» - Консультация для родителей:

«Роль книги в развитии речи детей»

- Индивидуальные консультации

Октябрь - Чтение художественной литературы про осень, беседы, пересказ, заучивание стихотворений: - «Осень» И. Соколов-Микитов. - «Лес осенью» И. Соколов-Микитов. - «В лесу» И. Соколов-Микитов. - «Грибы» И. Соколов-Микитов - И. Бунин «Листопад»

- Осенний театрализованный праздник: «Осень золотая»

- Консультация для педагогов: «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».

- Сюжетные картинки: «Времена года», «По грибы», «Урожай», «Лес осенью», «листопад». - Совместная подготовка к осеннему театрализованному празднику: «Осень золотая» (разучивание стихов с детьми, подготовка атрибутов к играм, маски, костюмы).

Ноябрь - Игры на развитие связной речи детей : «Доскажи словечко», «Придумай конец», «Кто в домике живёт?», «Слова перепутались», «Придумай рассказ (сказку) про…», «Из какой сказки?», «Состарь рассказ по картине» и др. - Изготовление дидактических игр на развитие связной речи детей.

- «Памятки для родителей по обучению связной речи».

- Предложить родителям поиграть с детьми в игры на развитие связной речи : «Доскажи словечко», «Придумай конец», «Кто в домике живёт?», «Слова перепутались», «Придумай рассказ про…»

Декабрь - Чтение и заучивание стихотворений о зиме: - Ф. Тютчев «Зима не даром злится» - С. Городецкий «Первый снег» - Знакомство с пословицами и поговорками о зиме: - Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет. -Что летом родится, то зимой пригодится. - Без шубы и валенок - и зима без конца. -Мороз не велик, да стоять не велит. -Хороший снежок урожай сбережет. -Мороз ленивого за нос хватает.

- Зимний театрализованный праздник: «Зимушка - зима» - Сюжетные картинки: «Зима», «Зимние забавы», «Катание на лыжах» Папка – передвижка для родителей: «Почитайте детям о зиме» (стихи, рассказы, поговорки, загадки)

- Совместная подготовка к зимнему театрализованному празднику: «Зимушка - зима» (разучивание стихов с детьми, подготовка атрибутов к играм, маски, костюмы).

Январь - Чтение сказок В. Сутеева

- Воспитание этических норм у дошкольников. Беседа по прочитанному, рассматривание иллюстраций.

Подготовить детскую художественную литературу для выставки в родительском уголке для совместного семейного чтения - Родительское собрание: «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»

- Выставка книг: «Папа, мама, я – читающая семья или «Книги, которые можно читать всей семьёй».

Февраль - Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок.

- Конкурс: «Кто больше знает загадок,

скороговорок, считалок?»

- Чтение стихов, рассказов о Родине, армии, солдатах: «День Защитника Отечества» - Изготовление альбома: «Загадки, скороговорки, считалки для детей»

- Иллюстрации:

«День Защитника отечества», «Наша армия сильна» - Предложить родителям с детьми придумать загадки, нарисовать отгадки.

- Разучивание с детьми стихотворений к празднику: «День Защитника Отечества»

Март - Знакомство с пословицами и поговорками о труде: - Торопливый дважды одно дело делает. - Без труда нет плода. - Больше дела - меньше слов. - Всякая работа мастера хвалит. - Глазам страшно, а руки сделают. - Весенний театрализованный праздник: «Весна - красна» - Сюжетные картинки: «Весна», «Весенние заботы», «Мамин праздник»

- Совместная подготовка к весеннему театрализованному празднику: «Весна - красна» (разучивание стихов с детьми, подготовка атрибутов к играм, маски, костюмы).

- Консультация: «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».

Апрель - Игры-драматизации по мотивам любимых сказок:

«Русская народная сказка глазами детей».

Подготовка атрибутов для игр - драматизаций - Консультация: «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».

Май «Вечер памяти» - Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях. - Выставка консультаций, наглядного материала, пособий для педагогов.

- Фотовыставка - Подведение итогов работы на родительском собрании: «Успехи наших детей»

- Выставка детских рисунков по прочитанным произведениям для родителей: «Великий День Победы»

- Рекомендации родителям на летний период: «Читайте вместе с детьми»

Список используемой литературы :

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». Изд. -3-в. М., «Просвещение», 2012.

2. Гербова В. В., «Приобщение детей к художественной литературе». Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. «Ребенок и книга» : СПб. : 2017.

4. Карпинская Н. С. «Художественное слово в воспитании детей». М., «Педагогика», 2016.

5. Найденов Б. С. «Выразительность речи и чтения». М., «Просвещение», 2009.

6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой». – М., 2013.

7. Бойко Е. А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011.–256 с.

8. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2004. - 255 с.

9. Гербова В. В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.

10. Гербова В. В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.

11. Ершова Е. Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64 с.

Предоставление опыта работы на следующих мероприятиях:

Предоставление плана работы по теме самообразования в методический кабинет.

Размещение материала на сайте МАОУ д/с №69 «Веточка»

Планируемый результат :

Составлен и проанализирован план работы по теме самообразования, подобрана методическая литература.

Подобран практический материал согласно плану работы по теме самообразования (пополнена развивающая предметно -пространственная среда : «Уголок книги», атрибуты для игр – драматизаций, иллюстрации для рассматривания и бесед)

Дети:

интересуются художественной литературой, используют в общении литературную речь, бережно относятся к книгам;

самостоятельно составляют рассказы на определенные темы, сочиняют четверостишия, придумывают сказки, инсценируют отрывки из произведений.

Родители:

регулярно используют чтение произведений художественной литературы в повседневной жизни;

проявляют интерес к взаимодействию с воспитателем, детьми.

Форма отчё та:

Подведение итогов работы за 2018 – 2019 уч. год на родительском собрании: «Успехи наших детей»

Выставка детского творчества: «Мои любимые книжки»

Рекомендации родителям на летний период: «Читайте вместе с детьми»

Систематизация и подборка практического материала согласно плану работы по самообразованию (детская художественная литература, альбом с портретами писателей, иллюстрации, атрибуты для театрализованной деятельности, фотоматериал и др.)

Подпись педагога: ___/Пикашова Т. В. /

Публикации по теме:

Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются.

Художественная литература как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста В современном мире остро встают проблемы экологической обстановки. Люди всё больше становятся частью этой проблемы, именно они ухудшают.

Консультация для родителей «Художественная литература как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка, определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной.

Консультация для воспитателей «Художественная литература как средство экологического воспитания детей» Чтение художественного произведения детям дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в.

Консультация «Художественная литература как средство развития связной речи дошкольников»Консультация «Художественная литература как средство развития связной речи дошкольников» "Художественная литература как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста" «Литература служит представительницей умственной.

Общение — средство всестороннего развития ребенка-дошкольника Малеева Любовь Семеновна, воспитатель I квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 308 «Звездочка» г. Челябинска» Общение – это деятельность,.

План по самообразованию на 2018–2019 учебный год «Игра как средство речевого развития детей» ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД Тема: «Игра как средство речевого развития детей» Во второй младшей группы Актуальность.

План работы по самообразованию «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста» Тема по самообразованию инструктора по физической культуре Шиленко Г. Я. «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного.

План работы по самообразованию на тему «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста» Тема: «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста». Цель: выявление и внедрение организационно-педагогических.

План работы по самообразованию «Тестопластика как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста» План работы по самообразованию «Тестопластика как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальный план работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
Опубликовано: 13 ноября 2018 в 21:49
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальный план работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Пикашова (УИ 179271) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД