Пономарева Татьяна
Лэпбук — средство познавательной активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Лэпбук как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие ФГОС ДО, согласно которому программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Одной из задач дошкольного воспитания является создание условий для развития познавательной активности ребенка. А чтобы поддержать и развивать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей. Недаром дошкольников часто называют «почемучками» : они все хотят знать, все попробовать своими руками. И как важно нашими взрослыми «правильными» ответами не погасить этот огонек любознательности!
Публикация «Лэпбук — средство познавательной активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Среди условий, способствующих становлению познавательной активности, большинство исследователей называют общение со взрослым. Взрослый передает ребенку не только средства и способы познавательной деятельности, развивает познавательные способности, но и свое отношение к этой деятельности. При участии взрослого ребенок имеет возможность обратиться за помощью, исправить ошибки, выбрать задание, соответствующего уровня сложности. Но главное – взрослый наделяет смыслом новую для ребенка познавательную деятельность, помогает удержать мотивацию и направить ребенка на решение задачи.
Введение Стандарта дошкольного образования предполагает постоянное профессиональное развитие педагогов, поиск новых методов и способов, направленных на всестороннее развитие дошкольника.
Для реализации задач познавательного развития детей, их познавательной активности в нашем учреждении используются различные формы совместной деятельности педагога с детьми, такие как: проектная деятельность, коллекционирование, создание мини-музеев, познавательно-исследовательская деятельность и др. Наш коллектив постоянно ищет новые средства повышения эффективности образовательного процесса, отвечающие принципам, заложенным в ФГОС ДО. Одним из инновационных средств является оригинальное методическое пособие лэпбук.
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.
В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.
Это пособие имеет яркое оформление, четкую структуру, интересно оформленный материал. Различные развивающие и творческие задания «спрятаны» в кармашках, «окошках», обычных и фигурных конвертах, разных блокнотах, мини-книжках, книжках-гармошках, в подвижных деталях. Выполняя задания на схемах, рисунках, в играх, на карточках ребенок может в лёгкой и непринужденной форме узнавать что-то новое, проводить наблюдения, закреплять и совершенствовать свои знания по определенной теме.
Для ребенка лэпбук — это игрушка, в которой собрано много интерактивных вещей :
различных скрытых интересных элементов (дидактических игр, загадок, стихотворений, раскрасок, картинок, фотографий, которые раскрывают себя при взаимодействии. Получается эффект киндер-сюрприза, который чрезвычайно нравится детям.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Таким образом, информация, представленная в лэпбуке выполняет познавательную и развивающую функцию. Необходимо отметить и другие достоинства данного инновационного способа познавательного развития детей дошкольного возраста :
• лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, а также лучше понять и запомнить данный материал;
• это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и повторяет материал;
• ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию;
• лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому;
• создание лэпбука развивает творческие способности детей, их воображение;
• создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как :
• умение планировать предстоящую деятельность;
• договариваться со сверстниками;
• распределять обязанности;
• искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
• самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
• принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
• используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Эффективно использовать Лэпбук можно как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.
Рекомендации по созданию лэпбука :
• Эстетичность. У ребенка должно появиться желание взять лэпбук в руки
• Долговечность. Изготавливая лэпбук, стоит учесть, что с ним будут заниматься дети. Он должен быть достаточно крепким.
• Доступность. Взяв лэпбук, ребенок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться.
• Минимум текста. Никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации.
• Привлекательность. В лэпбуке приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами».
Этапы создания лэпбука :
1. Выбор темы. Тема для папки может быть совершенно любой, но она должна быть привлекательной и понятной детям. Лучше всего получаются лепбуки на частные, а не на общие темы как, например, на тему «Осень».Такие лэпбуки получаются очень обзорными и подходят для детей младшего и среднего возраста. Для детей старшего возраста лучше выбирать темы достаточно узкие, например, «Деревья осенью». Такие лэпбуки будут более информативны для старших дошкольников.
2. Составление плана будущего лэпбука - необходимо продумать, что разместить в лэпбуке, чтобы раскрыть тему наиболее полно.
3. Создание макета, т. е. продумывание, как в лэпбуке будет отражен из пунктов плана. Можно взять готовые шаблоны в сети, их там великое множество. Но гораздо интереснее создавать шаблоны самим. Здесь нет границ фантазии: формы представления могут быть любые. Это могут быть кармашки, блокнотики, мини-книжки, книжки-гармошки, карточки и т. п.
4. Сбор информации, оформление. На данном этапе ребенок учится добывать информацию из разных источников. Это могут быть книги, журналы, поиск объектов природы в окружающем мире и т. д. (в зависимости от информации).
5. Презентация. Дети на данном этапе видят результат своей деятельности, могут поделиться полученными знаниями.
Примерное содержание лэпбука «Осень»
• Загадки осени
• Осенние приметы
• Цвета осени
• Осенние дела
• Семена
• Плоды
• С какого дерева листок?
• Осенние слова
• Листопаднички (осенние именинники)
• Книжки-малышки, созданные детьми
• Разрезные картинки
В нашем детском саду к созданию лэпбуков охотно подключаются специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре). Так получились лэпбуки «Музыкальные инструменты», «Виды спорта».
Ну и конечно, большую роль играет создание лэпбуков в привлечении родителей к сотрудничеству. Родители оказывают неоценимую помощь в организации экскурсий, походов, сборе информации и т. д. Данный вид деятельности позволяет нам привлечь доже не самых активных родителей, используя принцип «Через ребенка – к родителю». Ведь если родитель видит интерес ребенка, его причастность к общему делу, он не откажет ребенку в помощи.
Используя метод «Лэпбук», пришли к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Лэпбук обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка–дошкольника.
Прежде всего, в ходе работы по методу «Лэпбука» расширились знания детей об окружающем мире.
Кроме того, произошло развитие общих способностей воспитанников – познавательных, коммуникативных и регуляторных. При реализации лэпбуков произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу.
Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников. У воспитанников речь стала богаче, пополнился словарный запас.
Таким образом, мы видим, что метод «Лэпбук» актуален и очень эффективен. В использовании данного метода происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.