Елена Претцер
Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Межполушарное взаимодействие — механизм, объединяющий работу левого и правого полушарий в целостную систему. Эта система развивается под воздействием врожденных и приобретенных факторов. Правильное взаимодействие структур головного мозга — залог его слаженной работы, своевременной передачи, обработки данных, сигналов, импульсов.
Как известно, левое и правое полушария работают по-разному:
правое отвечает за воображение, интуицию, левую сторону тела, эмоции, творческие способности, пространственную ориентацию, креативное мышление, слуховое восприятие информации;
Публикация «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
левое — за запоминание информации, речь, логическое мышление, правую часть тела, аналитику, усвоение вербальной информации, способности к точным наукам.
При нарушениях межполушарного взаимодействия у детей наблюдаются проблемы в развитии, освоении школьной программы, выстраивании взаимоотношений со сверстниками, выражении эмоций и так далее. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем на более высоком интеллектуальном уровне будет развит дошкольник.
Развитие взаимосвязи между полушариями завершается к 14-15 годам. Самый важный с точки зрения нейропсихологии возраст — 3-8 лет. В этот период закладываются зрительное, слуховое, кинестетическое, кинетическое восприятие, смыслоразличение.
Заподозрить проблемы в формировании межполушарных взаимосвязей можно при наличии следующих проявлений:
- слабая способность к запоминанию;
- проблемы с речью — нечеткое проговаривание, сбивчивость, дошкольник путает слова, часто забывает;
- в письме присутствует зеркальное отражение;
- малышу трудно описать ситуацию по представленной картинке;
- не получается переписать текст, не удается писать под диктовку.
Недостаточное развитие межполушарных связей может быть обусловлено врожденными или приобретенными нарушениями. Например, тяжелое заболевание матери, которое пришлось на период вынашивания ребенка, стресс во время беременности после 12 недель. Вызвать патологию могут и различные неврологические расстройства, состояния, нарушающие работу мозолистого тела, в том числе механические повреждения, анатомические нарушения.
Причиной плохого межполушарного взаимодействия может стать недостаточное развитие, а именно — отсутствие обучающих игр, занятий для детей дошкольного возраста.
Игры на развитие межполушарного взаимодействия целесообразно использовать в начале занятия, т. к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии.
ВАЖНО! ВО ВСЕХ ИГРАХ ДЕЙСТВИЯ ВЫПОЛНЯЮТСЯ СНАЧАЛА ОДНОЙ РУКОЙ, ЗАТЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДРУГОЙ РУКОЙ.
В
иды игр и упражнений на развитие межполушарного взаимодействия :
- «Перекладывание шариков рукой из емкости в емкость»,
- «Перекладывание шариков ложкой»,
- Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!»
В этой игре участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Воспроизведение нарисованных на карточках движений – задача нетривиальная. Игра поднимает настроение и рождает поиск, а поисковая активность, в свою очередь, вызывает возбуждение в глубинных структурах мозга, которые активизируют работу полушарий. Кроме того, игра способствует развитию внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию. Проводить игру могут и неспециалисты, поскольку она проста и понятна.
- «Схемы для развития межполушарного взаимодействия», используется для индивидуальной работы, в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. В данное пособие входит альбом с предметными картинками, расположенные в хаотичном порядке.
Задача ребенка одновременно показывать одинаковые картинки левой и правой рукой и называть изображение.
- Рисование двумя руками.
Одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария. Создаются новые нейронные связи, а значит, процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее. Как следствие, повышается умственная активность и работоспособность. Ребенок лучше усваивает знания, проще осваивает навыки, успевает выполнять больше задач.
- Вспомните игр с мячами у стенки в детстве или прыжки через резиночку, игры со шнуровками и хлопки в паре - все это также помогает развитию высших мозговых структур и, следовательно, межполушарных связей и психических процессов.
От того, насколько хорошо сформированы и развиты связи между полушариями, зависят успеваемость школьника, его умственные способности, умение воспринимать, хранить информацию, успех в профессиональной и личностной сферах.