Гузель Асигулова
Междисциплинарное взаимодействие как условие эффективности коррекционно-развивающей работы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема презентации "Междисциплинарное взаимодействие - как условие эффективности коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития"
Слайд 1 «Созвездие»
Слайд 2 «Визитка»
Дефектолог:
Разрешите представится: учитель –дефектолог Сафронова Е. Н.
Учитель - логопед Асигулова Гузель Сабирьяновна
Слайд 3 «Тема»
Публикация «Междисциплинарное взаимодействие как условие эффективности коррекционно-развивающей работы» размещена в разделах
Тема нашего выступления: «Междисциплинарное взаимодействие - необходимое условие эффективности коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда и учителя – дефектолога с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития».
Слайд 4 фото детей
Дефектолог
Группа детей с ТМНР (это два и более физических и (или) психических нарушения, в которой мы работаем, чрезвычайно неоднородна по своему составу. Группа разновозрастная (возраст 3-8 лет) Дети, посещающие группу имеют различные нарушения развития. На данный момент это: 6 детей с расстройством аутистического спектра, и 2 детей обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с учетом психо - физических особенностей детей с задержкой психического развития. Но их объединяет общая характеристика – многофункциональный характер нарушения развития. У детей с ТМНР нарушена познавательная сфера, сенсорная сфера, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, саморегуляция поведения и деятельности. Это определяет значительные трудности в быту, общении и социальном взаимодействии с другими людьми.
Слайд 5 фото детей
Характеристика детей с ТМНР:
Однако можно выделить общие характерные черты:
Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом, непоследовательное и стереотипное. Слаба регулирующая роль мышления в поведении, способность к отвлеченным процессам снижена. Психомоторное недоразвитие проявляется в замедлении темпа развития локомоторных функций. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения, а также жестикуляция и мимика.
Произвольное внимание нецеленаправленное, требуются большие усилия для его привлечения, фиксации, оно нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью. Слабое активное внимание препятствует достижению любой поставленной, в том числе элементарной, цели.
Слайд 6 фото детей
Запас представлений об окружающем. Недостаточно улавливается сходство и различие между предметами и явлениями, не ощущаются оттенки цветов, ошибочно оцениваются глубина и объем различных свойств предметов, что можно объяснить затруднениями анализа и синтеза воспринимаемой информации.
Память отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быст-ротой забывания, неточностью воспроизведения. В то же время механичес-кая память может оказаться сохранной или даже хорошо сформированной.
Развитие навыков самообслуживания значительно ниже возрастной нормы. При особенно грубых дефектах моторного развития вызывает значительные затруднения в формировании этих умений.
Слайд 7: схема взаимодействия.
Логопед:
В группе, в которой мы работаем, у 75% детей речь отсутствует, а у 25% детей имеются сильные нарушения всех сторон речи.
Ведущим понятием речевого развития является - общение, ведь именно к способности детей и с расстройством аутистического спектра и с тяжелыми множественными нарушениями развития – это способность свободно общаться.
Особенности речевого развития
Развитие речевых и коммуникативных способностей является наиболее значимым и сквозным в обучении детей данной группы. Нарушение коммуникации как вербальной так и невербальной относят к диагностическим критериям расстройств аутистического спектра. Речевые и коммуникативные трудности детей с аутизмом и детей с ТМНР зависят от их когнитивного и социального уровня развития, а также уровня развития функциональной и символической игры, и влияют, в свою очередь, на успешность овладения многими другими навыками в процессе обучения. Данная группа детей с расстройствами аутистического спектра практически не пользуется речью, все дети имеют сложные и социально-коммуникативные трудности (мутизм).
Тем не менее, дети понимают элементарную обращенную к ним речь окружающих и находятся на довербальном уровне развития коммуникации либо на уровне первых слов. Необходимо учитывать эту информацию, чтобы иметь возможность приспособить свое вещание до уровня, понятного ребенку, то есть для эффективного взаимодействия. Уровень развития понимания речи у данной группы детей предусматривает использование педагогом ситуативных, паралингвистических «подсказок»- это жесты, интонация, мимика, что является просто необходимыми для взаимопонимания. ВСЕ
Дефектолог:
Из всего вышесказанного видно, что необходим комплексный подход к коррекции нарушения развития детей с ТМНР, их сложного дефекта, силами всех специалистов и воспитателей: дефектолога, логопеда, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Это обеспечивает активизацию сохранных анализаторов, моторной деятельности, социально-коммуникативного развития для ребенка с ТМНР, прежде всего, в формировании определенных личностных свойств, потребностей, способностей, элементарных представлений и практических умений, которые обеспечивают ребенку жизнедеятельность и помогают осознать, как следует себя вести, чтобы общаться с другими, чувствовать себя по возможности комфортно.
Слайд 8
Коррекционная работа строится с учетом :
- первичных и вторичных нарушений развития;
- опоры на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы;
- формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности;
- логопедизации коррекционно – воспитательного процесса, необходимости оречевлять всю информацию получаемую ребенком об окружающем мире;
- использование способов альтернативной коммуникации.
4. Логопед.
Хочется отметить, что учитывая сложность структуры дефекта у детей с ТМНР, вторичность нарушений речи присутствует в большинстве случаев, поэтому необходима комплексная реализация задач по развитию речи, которую обеспечивают все специалисты, при ведущей роли дефектолога и логопеда, работающих в тесном взаимодействии с воспитателем.
Слайд 9
Мы сформулировали общие принципы нашей коррекционной работы :
- определение общих формируемых компетенций;
Это значение социально-коммуникативного развития,
социально-бытового ориентирования,
развитие зрительного восприятия,
развитие лексико-грамматических средств языка и связной речи,
развитие зрительно-двигательной ориентировки в пространстве,
развитие мелкой моторики, развитие координации движений.
Следующий принцип это
- единая тематическая организация речевого и познавательного материала;
Которая способствует всестороннему изучению материала, получению более прочных знаний и в свою очередь позволяет избежать перегрузок
- логопедизация коррекционно – воспитательного процесса, оречевление получаемого опыта;
То есть вся информация, получаемая ребенком с ТМНР в процессе всестороннего воздействия специалистов должна быть закреплена словом, эти мы формируем номинативную функцию слова, его смысловую сторону.
- принцип использования продуктов детской деятельности, полученных на занятиях дефектолога и воспитателя в логопедической работе;
Это опора на чувственный опыт ребенка, которая в свою очередь повышает мотивацию к занятиям.
- использование единых, интересных, новых пособий в работе с детьми, что делает их полифункциональными;
Дети учатся действовать с предметами на занятиях дефектолога, решая несколько коррекционных задач. Затем закрепляют эти умения на логопедических занятиях, параллельно решая коррекционные задачи, что позволяет использовать материал в полной мере, а также формирует прочные навыки.
Дефектолог.
Мы хотим представить небольшие фрагменты нашего опыта работы, осуществление нашего взаимодействия, реализацию общих принципов на практике.
Слайд 10
Педагогами нашей группы была взята общая лексическая тема: «Осень. Деревья осенью».
Слайд 11
Фрагменты фронтального занятия.
Цель: - формирование системы эталонов цвета;
- закрепление строения дерева.
Задачи:
- Учить называть и показывать основные части дерева (ствол, ветви, листья)
-Учить отличать основные цвета.
-Учить узнавать и называть цвет реальных предметов;
- Развивать зрительно-двигательную координацию;
- Развитие мелкой моторики
Слайд 12
Предварительная работа : рассматривание дидактического материала по теме, наблюдения на прогулке, рисование и аппликация.
Разучивание тематической физкультминутки.
Слайд 13
Как практическая часть занятия детям было предложено сделать свое осеннее дерево. Использовался природный материал и пластилин разных цветов.
Слайд 14
Логопед.
В свою очередь я провела подгрупповое логопедическое занятие по лексической теме «Деревья осенью»
Целью которого стало. Закрепление внешних признаков строения дерева а также развитие словаря по данной теме.
Слайд 15
Оборудованием послужило демонстрационный материал — иллюстрации по теме «Деревья осенью» и лужок для деревьев.
Предварительной работой послужило изготовление осенних деревьев на занятии с учителем-дефектологом.
Слайд 16
Дефектолог
Занятия в сенсорной комнате.
Реабилитация детей с ОВЗ предусматривает различные виды стимулирующего воздействия. Для детей с ОВЗ наиболее продуктивно используется «сенсорная комната».
Мы используем в работе :
- потолочное панно «Дождь»;
- напольные сенсорные дорожки, которые воздействуют на рецепторы стопы, стимулируют работу внутренних органов, способствуют развитию проприоцептивной чувствительности, координации движений, киностетической чувствительности, мыслительной деятельности, речи, произвольного внимания;
- шариковый бассейн
Виды и формы работы, которые используются в сенсорной комнате:
- игры-путешествия;
- игры на развитие воображения;
- сказкотерапия;
- цветотерапия.
Слайд 17
Индивидуальное Квест – занятие. «Помоги животным» (уровень заданий зависит от уровня развития ребенка)
Слайд 18
Дефектологом ребенку была предложена проблемная ситуация: кто-то закрыл животных в домике. Они зовут на помощь. Нам нечем их открыт. необходимо найти ключи.
Дефектолог вместе с ребенком отправляется в путешествие Ребенок получает первую карточку задание, с указанием маршрута. (пройти по следам, называя правую и левую ногу)
Следующее задание: шариковый бассейн. Нужно достать шарики, опираясь на инструкцию в карточке.
в емкости с песком отыскать ключи.
Итог: спасенные животные.
Логопед
Эпизоды занятия по развитию связной речи.
Я решила использовать чувственный опыт, который приобрел ребенок в «путешествии», спасая животных в логопедической работе. Путешествие стало основой для составления рассказа по личному опыту на логопедическом занятии. Это повысило мотивацию ребенка, и его заинтересованность при выполнении задания, ребенок опирался на свой сенсорный опыт.
Задачи данного занятия явилось:
- Запомнить события и расположить картинки-символы в соответствии с их ходом;
- Учиться составлять рассказ по личному опыту с использованием в качестве плана картинок - символов;
- Передавать свои эмоции, ощущения в речи;
- Развивать память, внимание, мышление.
Слайд 24
• Для занятия мной были использованы те же картинки-символы;
Слайд 25
В ходе занятия
• При помощи логопеда ребенок поэтапно вспоминал свое путешествие
• Располагая картинки в порядке хода событий;
• А затем составил рассказ с опорой на картинки-символы.
7. Итог.
Таким взаимодействием, мы добились большей заинтересованности детей на занятиях, лучшего усвоения знаний, умений, навыков, наша работа стала более эффективной. (и продуктивной)