Марьясова Екатерина Вадимовна
Методы исследования
▼ Скачать + Заказать документы
Методы научных исследований - это те приёмы и средства, которые позволяют получить достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. В психологических исследованиях используется широкий выбор методов, которые позволяют получить наиболее точные результаты об исследуемом явлении.
Основные методы психологического исследования и их варианты.
Публикация «Методы исследования» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Метод математической статистики – метод позволяющий выявить об-щи свойства и способности, отличающих людей друг от друга.
Опрос – метод, в процессе применении которого задаются вопросы и на основе ответов на них судят о психологии отвечающего
- Устный - Свободное
- Письменный - Стандартизированное
Тесты – стандартизированная методика, предназначенная для сравнительной количественной оценки психологического качества
- Тест-опросник
- Тест-задание
- Проективный тест
Психологический эксперимент — это изучение нарушенных пси-хических процессов и личности в специально созданных условиях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нарушений.
- Естественный
- Лабораторный
Моделирование создание искусственной модели феномена, повторяющей все его основные параметры и свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.
- Математическое - Техническое
- Логическое - Кибернетическое
Характеристика методик эксперемента.
Каждая из экспериментальных ситуаций имеет определенное комму-никативное содержание, при этом каждая предыдущая ситуация по своему коммуникативному насыщению предваряла последующую. Коротко представим содержание экспериментальных методик.
Методика «Изучение развития лексического словаря у детей»
Данная методика позволит обследовать объём активного и пассив-ного лексического словарного запаса и изучить его качественный состав. А также дать количественную оценку полученным данным.
Анализ результатов исследования по методике «Изучение развития лексического словаря у детей».
По данной методике было обследовано 30 детей раннего возраста, 15 детей – воспитанников массового детского сада и соответственно 15,посещающих ДОУ комбинированного вида.
Применяемая методика дала возможность оценить уровень сформированности предпосылок к развитию речи, а именно наличие звукоподражания, понимание речи, уровень общения и сотрудничества, уровень ориентировки в окружающем мире. В результате обследования, всех детей по уровню развития речи и коммуникативно-познавательной деятельности можно было разделить на две группы:
Первая группа (контрольная, в нее вошли дети, которые вступили в контакт со взрослым. Они выполняли просьбы взрослого быстро, охотно и до конца выполняли действия. Задания выполняли самостоятельно и практически без ошибочно. Данную группу составляли дети, воспитывающиеся в массовом детском саду. При выполнении данными детьми заданий методики были выявлены следующие результаты:
Изучение звукоподражания – средний 3балла как у мальчиков, так и у девочек в данной группе равен 3балла, то есть дети охотно приступают к выполнению заданий, находят нужную игрушку, сразу вступают в контакт, самостоятельно и правильно произносят звукоподражание.
Изучение импрессивной речи: - знание, понимание существительных – у мальчиков 3балла, а у девочек 3балла, глаголов - у мальчиков 3балла, у девочек 3балла. Дети выполняли все инструкции правильно и самостоятельно.
Изучение экспрессивной речи: существительные, глаголы, прилагательные, наречия существительные, глаголы, прилагательные, наречия – по 3 балла, экспрессивные высказывания детей данной группы понятны окружающим, активный словарный запас соответствует норме.
На рис. 2 графически отображены показатели речевого развития детей, со-ставляющих контрольную группу.
Вторую группу – составляли дети, которые испытывали затруднения при выполнении заданий, некоторые из них вообще не справлялись самостоятельно. Это дети, которые составляют основную (экспериментальную) группу исследуемых детей.
Анализ полученных данных, при обследовании детей с ЗРР, показал следующие результаты:
Изучение звукоподражания – средний балл как у мальчиков, так и у девочек в данной группе равен 2,5балла, то есть дети приступают к выполнению заданий, находят нужную игрушку, правильно произносят звукоподражание.
Изучение импрессивной речи: - знание, понимание существительных – у мальчиков средний балл – 2,4, а у девочек – 2,7, глаголов - у мальчиков 2,6 балла, у девочек 2,3балла. Дети выполняли все инструкции правильно и самостоятельно.
Изучение экспрессивной речи: наблюдаются значительные отклонения развитии речи, даже если и понимают что нарисовано на картинке, не называют. При произношении взрослым правильного слова, кивают головой. В результате получились следующие данные: средний балл при назывании: существительных у мальчиков 2,6, у девочек - 2,3; глаголов – мальчики и девочки по 2балла; прилагательных – мальчики – 1,6, девочки 2 балла, и, наречий – как у мальчиков, так и у девочек – 1балл. Дети хорошо передают акцентно-мелодический контур слов, и ударения. Речь понятна окружающим.
По степени сформированности компонентов речевой системы и к коммуни-кативной деятельности детей данной подгруппы мы отнесли к 3 уровню ЗРР, критерии которого обозначены в первой главе.
*
Анализ полученных при обследовании второй подгруппы детей с ЗРР, позволил выявить следующие результаты. Данные дети характеризуются тем, что произносимые ими слова не понятны для окружающих, только для их родителей. Так как слова исследуемые произносят косноязычно, либо их фрагменты, но воспроизводят их музыкальное строение. Все перечисленные компоненты речевой системы, позволяют отнести данную подгруппу детей к 2 уровню ЗРР, основываясь на критерии, которые отмечены в первой главе данного исследования. Данную подгруппу составляют только мальчики.
В результате:
При изучении звукоподражания – средний балл – 2, то есть мальчики приступают к выполнению заданий не охотно, находят нужную игрушку, но допускают ошибки, так как много отвлекаются.
Изучение импрессивной речи: - знание, понимание существительных –1,8 балла, глаголов - 2,4 балла,
Изучение экспрессивной речи: наблюдаются большие в развитии произносительной стороны речи. При произношении взрослым правильного слова, кивают головой. В результате получились следующие данные: средний балл при назывании: существительных 1,6, глаголов –1,2балла; прилагательных – 1,2 и наречий – 1балл.
И последняя подгруппа характеризуются отсутствием экспрессивной речи, активным использованием жестов, мимики, различными аффективными состояниями, но достаточно развитой импрессивной. В силу этого факта обследовалась только лишь импрессивная речь. Дети данной группы, согласно критериям, обозначенным в первой главе, отнесены к подгруппе 1 уровня ЗРР.
Так выявлены следующие результаты:
Понимание существительных – у мальчика – 2,4, а у девочек – 2,7, глаголов - у мальчиков 2,6 балла, у девочек 2,3балла. Дети выполняли все инструкции правильно и самостоятельно.
*
Таким образом, нами экспериментально было доказано, что уровень развития речи детей раннего детского возраста с ЗРР явно отстает, от развития речи нормально развивающихся детей. Для таких детей необходимо разработать специальную коррекционную программу, которая всесторонне развивала бы ребенка и, главным образом, активизировала бы коммуникативные потребности.