МААМ-картинки

Анализ результатов исследования слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи

Ольга Варфоломеева
Анализ результатов исследования слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Задание 1. Методика «10 слов» А. Р. Лурия.

Цель: выявить уровень развития кратковременной слуховой памяти у детей.

Вывод: результаты диагностики развития кратковременной слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня показали, что в данной группе по сравнению со сверстниками с нормальным развитием показатели немного ниже.

Задание 2. Методика «Отсроченное воспроизведение заученных десяти слов» А. Р. Лурия.

Цель: выявить уровень развития долговременной слуховой памяти у детей.

Публикация «Анализ результатов исследования слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Вывод: результаты диагностики развития долговременной слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня показали, что в данной группе по сравнению со сверстниками с нормальным развитием показатели ниже.

Сложности у детей. При исследовании долговременной памяти различия оказались более существенными. Дети с ОНР при воспроизведении слов часто заменяли стимулы на синонимы (например, вместо «бант» говорили - «лента», близкие по звучанию слова (не «учиться», а «учеба»). Выявились определенные трудности в удержании инструкции дошкольниками с ОНР: дети не выслушивали весь ряд слов до конца, а повторяли слова сразу же за их предъявлением. Если детей старшей группы с нормально развитой речью затруднялись вспомнить стимул, то предпочитали его пропустить.

Для детей с ОНР характерны при воспроизведении замена нужного слова другим (вербальная парафазия, повторное называние слов. Дети предпочитали назвать какое-нибудь слово, пусть даже неправильное, чем признать, что они не помнят правильного стимула (здесь проявились особенности личностной сферы детей с речевыми нарушениями).

Следовательно, у детей с ОНР кратковременная и долговременная слуховая память развиты, хуже, чем у их сверстников с нормальным развитием.

Задание 3. Методика парных ассоциаций «Запомни пару» (М. У. Калкинс).

Цель: выявить уровень развития смысловой памяти у детей.

Результаты диагностики развития смысловой памяти дошкольников с ОНР III уровня показали, что в данной группе по сравнению со сверстниками с нормальным развитием показатели также ниже. Средний процент в экспериментальной группе составляет 52%, в контрольной группе 65%.

В экспериментальной группе у 30% детей выявлен низкий уровень, у 70% средний. В контрольной группе 10% детей с низким уровнем, большинство со средним (80%) и 10% детей с высоким уровнем.

Вывод. Следовательно, у детей с ОНР смысловая память развита хуже, чем у их сверстников с нормальным развитием.

Сложности у детей : в экспериментальной группе было больше ошибок, детям требовалась помощь и подсказка воспитателя.

Задание 4. Методика «Пиктограмма».

Цель: выявить уровень развития опосредованной слуховой памяти у детей.

Результаты диагностики развития опосредованной слуховой памяти дошкольников с ОНР III уровня показали, что в данной группе по сравнению со сверстниками с нормальным развитием показатели ниже. Средний балл в экспериментальной группе составляет 4,8, в контрольной группе 6,9 балла.

В экспериментальной группе у 60% детей выявлен низкий уровень, у 40% средний. В контрольной группе 20% детей с низким уровнем, большинство со средним (70%) и 10% детей с высоким уровнем.

Вывод: следовательно, у детей с ОНР опосредованная слуховая память развита хуже, чем у их сверстников с нормальным развитием.

Сложности у детей : в экспериментальной группе было больше ошибок, детям требовалась помощь и подсказка воспитателя.

Задание 5. Методика «Воспроизведение рассказа».

Цель: изучение у детей уровня речевой памяти, ее объема и особенностей, способности к запоминанию и пониманию текста.

Результаты диагностики развития речевой памяти дошкольников с ОНР III уровня показали, что в данной группе по сравнению со сверстниками с нормальным развитием показатели находятся на более низком уровне. Средний балл в экспериментальной группе составляет 5,4, в контрольной группе 7,4 балла.

В экспериментальной группе у 40% детей выявлен низкий уровень, у 60% средний. В контрольной группе 10% детей с низким уровнем, большинство со средним (70%) и 20% детей с высоким уровнем.

Вывод: и дети и с ОНР, и без речевых нарушений передали основное содержание рассказа. Однако объем запоминания словесных стимулов у дошкольников с ОНР ниже. При воспроизведении короткого рассказа дети с ОНР показали более низкие результаты по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием. Объем запоминания смысловых единиц у них составляет в среднем 4-6 смысловых единиц, тогда как для дошкольников без речевых нарушений характерно воспроизведение в среднем 5-7 единиц.

Сложности у детей : при воспроизведении рассказа у дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются ошибки при воспроизведении словесных раздражителей: повторение одних и тех же слов, добавление «лишних» слов, наличие вербальных парафазий. Характерны были замены в сюжете главных героев (вместо «собаки» говорили «волки», собственные привнесения («лиса схватила курицу», «лиса пришла в дом» и т. п., что свидетельствует о низкой точности воспроизведения словесных раздражителей. У детей с нормальным речевым развитием данные ошибки не наблюдалось.

Было также отмечены затруднения при отсроченном воспроизведении у дошкольников старшей группы с общим недоразвитием речи. Дети воспроизводили основной смысл рассказа, однако деталей вспомнить не могли (где бегала лиса, куда она спряталась и куда потом убежала). Эти ошибки могут быть обусловлены повышенной утомляемостью и отвлекаемостью. Следовательно, у детей с ОНР речевая память развита хуже, чем у их сверстников с нормальным развитием.

Задание 6. Диагностика памяти детей 5—6 лет помощью методики опосредованного запоминания (А. Н. Леонтьев).

Цель: диагностика опосредованной слухоречевой памяти.

Результаты диагностики развития опосредованной слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня показали, что в данной группе по сравнению со сверстниками с нормальным развитием показатели находятся на более низком уровне. Средний балл в экспериментальной группе составляет 5, в контрольной группе 7,9балла. В экспериментальной группе у 40% детей выявлен низкий уровень, у 60% средний. В контрольной группе нет детей с низким уровнем, большинство со средним (80%) и 20% детей с высоким уровнем.

Вывод: следовательно, у детей с ОНР опосредованная слухоречевая память развита хуже, чем у их сверстников с нормальным развитием.

Остановимся подробнее на выполнении детьми заданий. При диагностике развития кратковременной слуховой памяти по методике «10 слов» А. Р. Лурия высокий уровень (2 уровень) развития слухоречевой памяти был выявлен у одного дошкольника (10 %). В 8 баллов был оценен объем кратковременной слухоречевой памяти. 5 слов из 10 было воспроизведено им без искажений. Задание было выполнено без искажений слов и смысловых замен.

Средний уровень (3 уровень) развития слухоречевой памяти был выявлен у шести детей (60 %). У этих детей объем произвольной слуховой памяти соответствует возрасту. При воспроизведении слов были допущены искажения (мед — лед, что указывает на недостаточность фонематического восприятия; смысловые замены (игла — нитка, что указывает на недостаточность формирования приемов запоминания.

Низкий уровень (4 уровень) был выявлен у двух дошкольников (20 %). Этот результат отражает недостаточный объем произвольной слуховой памяти. Этими детьми также были допущены искажения слов (окно — окошко) и смысловые замены (гриб — растение, сосна — елка, что указывает на недостаточность фонематического восприятия и на недостаточность формирования приемов запоминания.

Очень низкий уровень (5 уровень). В 0 баллов была оценена память одного ребенка дошкольного возраста (10 %, имеющая показатель, равный нулю. Этот результат отражает низкую способность к произвольному запоминанию на слух.

При диагностике развития долговременной слуховой памяти по методике «10 слов» А. Р. Лурия было выявлено, что один дошкольник (10 %) не вспомнил ни одного слова правильно, при припоминании он предложил три слова, одно из которых было искажено по фонематическому сходству (дом — бом, два — по смыслу (гриб — мухомор, сосна — лес). У него был констатирован очень низкий уровень развития долговременной слухоречевой памяти.

У двух детей (20 %) был констатирован низкий уровень развития долговременной слухоречевой памяти. Из ошибок присутствовали только смысловые замены (брат — сестра). У семерых детей (70 %) был констатирован средний уровень развития долговременной памяти.

При диагностике развития слухоречевой памяти по методике парных ассоциаций «Запомни пару» низкий уровень развития смысловой слухоречевой памяти был выявлен у трех детей (30 %). Средний — у семи детей (70 %). Средний уровень развития смысловой слухоречевой памяти выявлен у тех детей, которые при диагностиках кратковременной и долговременной слуховой памяти по методике «10 слов» А. Р. Лурия показали средний и высокий уровни развития слухоречевой памяти. Низкий уровень развития смысловой слухоречевой памяти диагностировался у тех детей, которые показали низкий и очень низкий уровни развития слухоречевой памяти при диагностиках кратковременной и долговременной слуховой памяти по методике «10 слов» А. Р. Лурия. Это свидетельствует о том, что некоторые дети с общим недоразвитием речи III уровня имеют определенные трудности при запоминании и воспроизведении словарного материала. Как правило, эти дети также имеют нарушения внимания, мышления, что непосредственно сказывается на их познавательной деятельности, а, следовательно, и на дальнейшем процессе обучения в школе.

У половины детей выявлен низкий уровень развития опосредованной слуховой памяти и у половины детей средний уровень.

Выводы по 2 главе

Итак, в ходе исследования нами был определен уровень развития кратковременной и долговременной, смысловой и опосредованной слухоречевой памяти дошкольников с речевыми нарушениями. Качественный анализ результатов диагностики позволил установить, что при воспроизведении запоминаемых слов дошкольники допускали замены слов по фонематическому сходству и смыслу. Вследствие чего возникло предположение, что нарушения слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня обусловлены недоразвитием фонематического восприятия.

У старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются также специфические ошибки: привнесения собственных стимулов, замены слов и элементов сюжета, которые наблюдались как при исследовании кратковременной памяти, так и при отсроченном воспроизведении.

Публикации по теме:

Развитие психических процессов у дошкольников. Конспект индивидуального коррекционного занятия для детей с ЗПР 4–5 лет Цели: 1) Развитие мышления 2) Развитие зрительного и слухового восприятия и памяти 3) Исследование внимания Задачи: 1) Позновательные:.

Примерная аналитическая справка Аналитическая справка По результатам диагностики уровня развития речи детей логопедической группы МБДОУ №207 «Солнышко». Анализ диагностики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ результатов исследования слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 21 января 2015 в 01:25
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анализ результатов исследования слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Варфоломеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД