Елена Галюк
«Детские исследования в логико-математической деятельности старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская деятельность в детском саду. Эта фраза наверняка у многих вызовет улыбку. Возможна ли вообще такая деятельность для детей дошкольного возраста? Мы на собственном опыте убедились, что она не только возможна, но очень интересна и полезна, так как позволяет научить детей получать новые знания не в готовом виде (как это часто принято, а через собственный творческий поиск.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Технология логико-математического развития современных дошкольников строится как проблемно –игровая /З. А. Михайлова/ и подразумевает гармоничное соотношение практического- деятельного /опытного, игрового/ и логического.
Педагогический процесс, включает исследовательский путь освоения детьми математики, а также строится в соответствии с уровнем и особенностями проявления исследовательской активности детей. Работа строится поэтапно.
На первом этапе в старшей группе :
Мы играли в «Вопросы о вопросах», учились вдумываться /вглядываться/ в информацию, замечать противоречия и ставить/ формулировать/ вопросы/.
На этом этапе использовала вопросы, утверждения, занимательные и проблемные ситуации, активизирующие поиск и детскую любознательность, стремлении е анализировать и наблюдать окружающее пространство и явления, экспериментировать.
Так провела с детьми
-игровое упражнение «Веришь или не веришь» :»Веришь, что всегда количество углов соответствует количеству сторон?»
-задания : «Найди как можно больше способов превращения фигуры в другую фигуру/ получить разные фигуры из основы квадратной, прямоугольной форм, круга»
-вопросы:»У всех ли фигур бывают «половины»?»У всех ли предметов в группе д/сада есть высота/длина/?»
- «веселые «логические задачи и ситуации : «Летели гуси : гусь, еще полгуся, еще две четверти гуся. Сколько всего гусей летело?»
На данном этапе важной является организация детской поисковой деятельности с разными материалами, веществами и объектами: все версии детей проверяются.
В непосредственно-образовательной деятельности использовала
Ситуацию «Волшебные половины». Винни-Пух и Ослик запутались: у Винни есть квадрат. У Ослика тоже есть квадрат, но в два раза больше квадрата Винни. Винни считает, что если разделить фигуру у Ослика пополам, на две половины, то эти половины будут точно такие же, как и у него. Прав ли Винни?
Развитие ситуации: детям предложила сначала подумать и высказать версии, потом с помощью моделирования на геометрических фигурах, вырезанных из листа бумаги в клетку /чтобы были видны квадраты/, разыграть ситуацию деления большого квадрата пополам и проверку накладыванием одного квадрата и половины второго друг на друга.
Ситуацию «Рассадим гостей за столы»Нужно помочь Винни-Пуху рассадить гостей за столы.
Развитие ситуации: «Какой стол лучше поставить: круглый, квадратный или прямоугольный? За эти столы поместиться одинаковое количество гостей или нет? Как проверить?/условие моделируется с помощью геометрических фигур – «Столов» и фишек –«гостей»/
В заключение ситуации предложила выбрать самую оптимальную форму стола. Обосновать.
Ситуацию «Экономное печенье» Винни-Пух готовится к приему гостей и решил испечь печенье разной формы. Ему хочется быть очень экономным. Помогите ему наилучшим образом использовать пласт теста /разделить без остатка/.
Развитие ситуации: до начала практического решения детям предложила высказать предположения. Затем – осуществить исследование, пересчитать количество печенья, определить самую экономичную форму.
Ситуацию «Угощение гостей конфетами». К детям в гости приходит Винни-Пух, приносит пакет конфет /драже/,конфеты в конфетнице и пустую конфетницу. Он хочет угостить друзей конфетами, но конфет в пустую конфетницу нужно положить столько же, сколько лежит в заполненной.
Развитие ситуации: детям предложила найти разные способы осуществления задуманного/с помощью взвешивания, с помощью определения объема, пересчитывания/. Детские предположения проверяются, далее определяются самый быстрый способ проверки, самый точный…
Основной целью второго этапа состоит в развитии компонентов экспериментирования (целеполагания, умение выдвигать гипотезы, намечать план и проводить обследование, обобщать результаты, устанавливать связи и формулировать выводы. Далее мы с ребятами учились отвечать на вопрос /А, что будет если?/ Здесь важной частью является организация экспериментирования с разными веществами, в процессе которой дети осваивают количественные, пространственные отношения, используют разные способы познания.
В центре экспериментирования мы провели много разных опытов.
Например: в двух сосудах одинаковое количество воды. Детям предлагается перелить воду из одного сосуда в сосуд другой формы. Затем предлагается ответить на вопросы:» Та же самая вода во втором сосуде? Изменилось ли ее количество? Как проверить?»
Организуется проверка детских предложений.
Далее «Измерим воду разными чашами» - установление зависимости между меркой, количеством мерок в измеряем веществе. Детям рассказала, что персонажи сказок измеряли разными мерками/ стаканчиками и разными чашками/ одинаковое количество воды и получили разное число мерок. Предложила объяснить ситуацию. Затем проверить рассуждения персонажей: измерить разными мерками, посчитать и записать результат. Мы выяснили, что чем больше мерка, тем меньше количество данных мерок в измеряемом веществе.
Так же очень важным является решение логических задач, развитие у детей комбинаторных умений, самостоятельности в процессе познания /уточнение, систематизация, обобщение, установление связей и зависимостей/.
Очень понравилась детям ситуация:» Дама сдавала в багаж»
Дама сдавала в багаж три предмета: лампу, картину, картонку. У дамы чемодан, в который может поместиться только два предмета, и сумка, в которую может поместиться только один предмет. Дама очень капризна: нужно определить разные варианты расположения ею вещей в чемодане и сумке. Сколько таких вариантов может быть? Нужно помочь упаковщику распределить предметы разными способами.
Развитие ситуации: ситуация моделируется с помощью геометрических фигур или зарисовок на листе бумаги. Мы рисовали. /3 варианта/
Чемодан
/2предмета/ Сумка 1предмет)
Лампа картина Картонка
Лампа Картонка Картина
картина Картонка лампа
Дети к концу года научились решать интеллектуальные задачи, рассуждать, выдвигать проблемы и высказывать свое мнение по поводу их решения. Ребята стали интересоваться развивающими играми на преобразование, занимательными и логическими задачами, видоизменение геометрических фигур. На следующий год я планирую продолжить работу.
Результаты работ детей отмечаем в группе на доске достижений.
В своей работе я использую литературу:
- «Развитие познавательно- исследовательских умений у старших дошкольников «сост. Михайлова З. А. и др.
-«Игровые задачи для дошкольников «З. А. Михайлова
-«Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей «А. А. Смоленцева, О. В. Суворова.