Синицына Наталья Александровна
Диагностика исследования понимания речи для неговорящих детей 3–4 лет с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика исследования понимания речи для неговорящих детей 3–4 лет с ОНР
I. Пояснительная записка
Актуальность. В настоящее время система образования России находится в состоянии модернизации, которая обусловлена общими тенденциями мирового развития, прежде всего переходом к постиндустриальному, информационному обществу. (Д. Белл "Наступление постиндустриального общества»). Одним из направлений модернизации образования является его информатизация, под которой понимается процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки средств информатизации и информационных технологий и оптимального их использования педагогом и его воспитанниками.
Публикация «Диагностика исследования понимания речи для неговорящих детей 3–4 лет с ОНР» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Младшая группа
- Неговорящие дети
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Необходимость в разработке комплекса диагностических компьютерных заданий, для проведения диагностики исследования понимания речи для детей третьего и четвертого года жизни обусловлена тем, что в группы ОНР поступают все большее количество детей так называемые «безречевые» дети. Также при проведении диагностики, воспитанники быстро устают и как правило показывают худшие результаты, что ведет к недостоверности диагностических данных. Также разработка данной презентации способствует повышению мотивации к выполнению заданий у младших дошкольников, овладению на элементарном начальном уровне работы с компьютером, оптимизирует педагогический процесс, индивидуализирует обучение детей с нарушениями развития и значительно повышает эффективность любой деятельности. Диагностический материал подобран в соответствии с речевой картой, составленной Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., а также в соответствии с методикой тестовой диагностики речи детей 3-4 лет с речевыми нарушениями, предложенной Кабановой Т. В. и Домниной О. В.
Цель: Подготовка диагностических заданий с использованием ИКТ для младших дошкольников ОНР с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи:
• Создавать условия для развития и совершенствования познавательных процессов у младших дошкольников с ОНР при проведении компьютерных диагностических заданий;
формировать активную и самостоятельную инициативную позицию воспитанников в усвоении образовательных областей познание и коммуникация;
• через выполнение диагностических заданий развивать у воспитанников: исследовательские, рефлексивные, самооценочные способности;
• Ожидаемые результаты:
• Создание условий для психической и методической готовности специалистов для работы с детьми дошкольного возраста в области компьютерного образования.
• Использование компьютерных диагностических заданий будет побуждать детей к поисковой исследовательской деятельности, развивать познавательную мотивацию воспитанников, способствовать росту их достижений, ключевых компетентностей.
Данное электронное пособие является авторской разработкой, предназначено для детей с ОНР младшего дошкольного возраста. Может быть использовано педагогами ДОУ в рамках диагностики, непосредственно образовательной деятельности, для индивидуальной работы с ребенком, а также родителями дошкольников в самостоятельной деятельности ребёнка дома, и использоваться для обучения и закрепления имеющихся знаний у детей данной категории.
Описание работы со слайдами:
Алгоритм работы со слайдами таков:
Показ слайдов в обычном режиме, по порядку с 1 по 14, открыв вкладку «Показ слайдов». В этой презентации представлены диагностические задания для диагностики понимания речи неговорящими детьми третьего и четвертого года жизни. С включением в диагностику следующих заданий :
3 года
- Исследование понимания конкретных существительных
- Исследование понимания обобщающих слов.
- Исследование понимания действий
- Исследование умения выполнять поручения по речевой инструкции.
- Понимание форм единственного и множественного числа существительных.
- Исследование понимания существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
4 года
- Исследование понимания обобщающих слов по лексическим темам.
- Исследование дифференциации единственного и множественного числа существительных.
- Исследование различения предложно - падежных конструкций (с предлогами в, на, над, под, перед, около).
- Исследование понимания существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
- Исследование понимания двухступенчатой инструкции.
- Исследование различения слов, близких по звучанию.
- Исследование различения слов, противоположных по значению.
№ слайда Действия и возможный вариант пояснений педагога
№1 Титульный лист.
№2-по 4 слайд Предоставление с 1 по 3е диагностическое задание для детей 3 –х лет с инструкциями педагога Педагог просит показать картинки изображенные на слайде, управление звуком производится с помощью щелчков мышью
№5 Предоставление 4 го диагностического задания для детей 3 х лет с инструкциями педагога Педагог просит разложить игрушки по местам, ребенок может проконтролировать правильность выбора с помощью представленного образца, управление производится с помощью щелчков мышью
№ 6 по 11 слайд Предоставление с 6 по 11й слайды: диагностические задания для детей 4–х лет с инструкциями педагога Педагог просит показать картинки изображенные на слайде, управление звуком производится с помощью щелчков мышью
Слайды с №12 по 14 Задания представлены в виде игры с возможностью самостоятельной проверки ребенком правильности их выполнения.
№ 21 Предоставление диагностического задания для детей 4 –х лет с инструкциями педагога Педагог просит показать картинки изображенные на слайде, управление звуком производится с помощью щелчков мышью
№ 22 Спасибо за внимание.
Интернет ресурсы:
https://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ
https://samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области
https://menobr.ru/material/default.aspx? control=15&id=6081&catalogid=41
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat https://www.dissercat.com/content/didakticheskie-osnovy-invariantnosti-preemstvennosti-i-perspektivnosti-informatsionnykh-tekh#ixzz2Ww2oirW0
https://festival.1september.ru/, сайты журналов «Дефектология»,
https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-27590/ Компьютерные игры.
Поисковая система Яндекс картинки, анимационные картинки.