Виктория Титова
Методы и приёмы развития креативности у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Методы и приёмы развития креативности у детей
Для развития креативных способностей мы наполняем развивающую среду группы логическими играми:
-Колумбово яйцо
-Танграм
-Монгольская игра
-Вьетнамская игра
-Пифагор
-Волшебный круг
-Пентамино
Эти игры можно использовать в работе с детьми с 3 лет.
Для младших детей готовятся рисунки с выкладыванием рисунков по типу наложения с полной разметкой контура по деталям.
Развитие креативности в изо-деятельности.
Публикация «Методы и приёмы развития креативности у детей» размещена в разделах
Технический приём рисования: «через марлю».
Относится к разряду «сырых» техник (типа рисования по мокрой бумаге). Он объединяет в себе три способа рисования: рисование по сырому, монотипию и рисование острым концом палочки.
Особенность этого рисования - неожиданный эффект. Рисунок кажется нарисованным на ткани, но выглядит лёгким, прозрачным. Техника быстро осваивается детьми.
Дети рисуют непосредственно на марле, а не на бумаге. Краски легко впитываются, растекаются необычным способом.
Рисование происходит в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный: заключается в замачивании плотного листа для акварели в тазу с водой для пропитки. Мокрый лист укладывается на стеклянную, деревянную или пластиковую поверхность. Поверх листа раскладывают мокрый кусок марли такого же размера и хорошо разглаживают руками. Марля прилипает и остаётся неподвижной во время рисования.
Основной: заключается в рисовании по марле кистью больших размеров (№ 6-8) то, что требует широкой заливки (небо, землю, реку, луг и т. д.). Затем кистью меньших размеров (№ 4-5) рисуют дополнительные детали.
Заключительный: заключается в снятии марли. Сначала даём рисунку подсохнуть, а затем осторожно отделяем марлю от бумаги. Далее обратным концом кисти прорисовываем детали, которые плохо пропечатались. Затем дорабатывают рисунок ещё более тонкой кистью (№1-3).
Особенно эта техника подходит для рисования пейзажей.
Стекание и растекание краски.
Н-р, рисование дождя: толстую кисть обмакнуть в подкрашенную воду, провести вверху листа полосу, перевернуть лист, чтобы полоса растеклась.
Подталкивание кисточки.
Кисточка ставится под острым углом к поверхности бумаги, делается толкающее движение вверх-остаётся неровный след. Затем кисть приставляется основанием к концу следа и делается новое подталкивание наискосок, вбок, вверх и т. д. Так рисуется ствол. Потом кисть меняем на тонкую и рисуем таким образом ветки. Смятым листом рисуем листья.
Приём рисования песком (манкой).
Для работы создаётся необходимая среда: демонстрационный стол или коробка с подсветкой снизу. Для рисования используется речной песок, промытый, просеянный и прокалённый. Можно использовать цветной песок, особенно для рисования пейзажей.
Занятие строится по частям:
• Вводная часть: чтение х/л, беседа по теме, рассказ детей о том, что они планируют рисовать.
• Основная часть: работа с песком под музыку, звуки природы.
• Заключительная часть: анализ и самоанализ работ детьми.
Бумажная мозаика.
Можно начинать с младшего возраста. Детям даются готовые формы двух цветов и двух различных форм. Дети их могут располагать без всякого порядка, как им нравится. Роль воспитателя: показывать возможный порядок раскладывания (дорожка, в серединку, по краям). Сначала можно только выкладывать. Когда появится интерес к выкладыванию, можно предложить наклеивать формы.
В старшем возрасте можно переходить от составления узоров из готовых форм к выкладыванию целых форм предметов из мозаики.
В последующем дети могут сами готовить себе геометрические формы или нарезать бумагу произвольно.
Формы мозаики:
-геометрические
-растительные и другие
-предметные формы
Техника «Квиллинг» или бумагокручение.
«Квиллинг»-от анг. «Птичье перо», «бумагокручение».
Это несложная техника. Применяется в старшем дошкольном возрасте.
С 4-х лет можно крутить жгутики из полосок салфетки и жгутиками выкладывать рисунок.
Можно сначала выложить рисунок из белых жгутиков, а затем, после подсыхания, раскрасить гуашью (с 4-ёх лет).
Техника «Объёмное торцевание на бумаге».
Используется с 5 лет. Материал: квадраты из салфеток или гофрированной бумаги (1х1, стержень, плотная бумага для основы, клей ПВА.
Способ:
Стержень ставится в середину квадрата и закручивается, кончик квадрата придерживается пальчиком. Опускаем в клей и наклеиваем на основу. Таким образом, заполняем всё пространство.
Техника «Объёмное торцевание на пластилине».
Используется с 4-х лет. Материал: квадраты из салфеток или гофрированной бумаги (1х1, стержень, пластилин.
Способ:
Лепится горшочек, обматывается бумажным жгутиком из бумаги.
Стержень ставится в середину квадрата и закручивается, кончик квадрата придерживается пальчиком. Готовую форму вставляем в пластилин.
«Пластилиновая живопись».
Способы:
-контурный (выкладывание контура шариками)- «оживка»;
-силуэтный (выкладывание сначала контура, а потом заполнение всего пространства внутри);
-рисование кусочками пластилина, размазывая его пальцами;
Для того, чтобы работы были ярче, можно использовать смешанный пластилин.
Работа с фольгой.
1. Оборачивание фольгой бросовых материалов и их украшение.
2. Скручивание из полоски фольги длинного жгутика и выкладывание из него контура. Середину можно заполнить пластилином, бисером и т. д.
3. Скульптурная лепка. Скатывание шариков, колбасок и их соединение в в нужный образ.
4. Тиснение. На картон нанести тонким слоем пластилин. Сверху наложить фольгу. С помощью печаток наносится рисунок или палочками.
5. Прессовка. Из фольги лепится любая форма, которая затем сильно сплющивается и выглаживается (медальоны).
Игры с предметами на НОД по изо-деятельности.
Сведения о предметах можно дать детям на занятиях по изо-деятельности.
Например: используя для рисования ватные палочки, маленькие скалочкидля раскатывания теста, пластилина, салфетки бумажные, спичечные коробки, крупу для рисования или аппликации, верёвочек для подвесок и т. д., бусин, шариков, горошин, ватных дисков, даже карандаши.
Комментированное рисование.
Схема рассказа о будущем рисунке.
-расскажи, что ты будешь делать?
-Что будешь использовать?
-Что будешь делать сначала, что потом?
-Как будешь делать?
-Что ты ещё хочешь добавить в свой рассказ?
Схема рассказа о выполненном рисунке.
-Расскажи, что у тебя получилось?
-Что ты делал сначала, что потом?
-О чём рассказывает твой рисунок?
-Что здесь происходит?
-У тебя получилось это изобразить?
-Почему ты так думаешь?
Очень хорошо, если есть возможность записать ответы на диктофон, а затем прослушать вместе с детьми. Запись вызывает большой интерес у детей, активизируя речь.
После того как дети могут рассказать о рисунке, их учат комментировать процесс рисования в ходе изобразительной деятельности.
Для этого хорошо подходит тема: Мои (я) любимая игрушка игрушки, Мой друг, Моё любимое животное и т. д. Можно использовать и другие темы, но тогда содержание рисунка должно проигрываться и в драматизации, и в сюжетно-ролевой игре и в рассказывании на эту тему на занятии по развитию речи и в ознакомлении с окружающим.
Такие занятия можно проводить по подгруппам.
Структура проведения занятий:
1. Создание положительного отношения к теме.
2. Комментированное рисование с использованием имитационных движений, обсуждением содержания, (продолжительность комментированного рисования не более 10 минут даже в старших группах).
3. Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.
4. Рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации (а я ей сказала, а она мне сказала….).
5. Словесные игры и игры-драматизации.
НОД проводится 1-2 раза в неделю в первой половине дня.
В младшей и средней группах- 1 занятие.
В старшем дошкольном возрасте-2 раза.
Проведение коллективных творческих дел.
Особенность-возможность их проведения в разновозрастной группе.
Оно строится поэтапно:
• Беседа воспитателя с воспитанниками на какую-либо тему.
• Подготовка рабочего места к какому-либо занятию.
• Распределение ролей в зависимости от умений и желания каждого воспитанника выполнять те или иные действия.
Например: выбор шаблона или рисунка, выбор цвета бумаги для оформления (грива, глаза, рога, измельчение бумаги определённого цвета (дети 3-4 лет разрывают на небольшие кусочки, приклеивают кусочки дети 5-6 лет.
Использование фокусов.
Фокусы можно использовать в работе начиная с младшего возраста. Фокусы помогают поддерживать интерес, развивают познавательную активность, творческое мышление. Их можно использовать в развлечениях, праздниках, как сюрпризный момент в НОД.