Татьяна Иванова
Методы и приёмы активизации устной речи детей на занятиях для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методы и приёмы активизации устной речи детей на занятиях
(старший возраст)
Развитие речи детей занимает центральное место в подготовке ребёнка к школе. Поэтому мы продумываем организацию речевой деятельности детей через различные способы познания мира. Здесь и чтение книг, и рассматривание предметов, картин, и наблюдения в природе- всё это обеспечивает ребёнку общение со взрослыми и детьми группы. В результате они учатся отвечать на вопросы и задавать их, рассказывают о своих впечатлениях, учатся правильно общаться с окружающими.
Публикация «Методы и приёмы активизации устной речи детей на занятиях для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Чем богаче устная речь ребёнка, тем успешнее он владеет грамматическим строем письменной речи, перенося в неё то, что было усвоено до школы.
В старшем дошкольном возрасте происходит развитие монологической речи, связного развёрнутого высказывания – описания, повествования, рассуждения. Речь ребёнка должна опираться на достаточные знания и представления о предметах. Содержание речи должно быть логически последовательно, ребёнок не должен пропускать слова, действия, переставлять их, делать не нужные вставки, а должен уметь логически переходить от одной части к другой, уметь заканчивать своё высказывание.
Работая с детьми с ОНР мы проводим занятия по конкретным лексическим темам.
Начинаем работу с обучения детей составлению:
-рассказов-описаний,
-загадок-описаний
В начале дети рассматривают картинку или предмет, отвечают на вопросы (какого цвета предмет, какой формы, величины) затем сравнивают предметы, картинки, игрушки, мы вместе отмечаем, чем они похожи и чем отличаются, следим, чтобы ребёнок называл наиболее характерные признаки, высказывался законченными предложениями.
Следующий этап- это составление рассказов по картинке или серии сюжетных картин (здесь дети учатся определять последовательность действий, рассматривают каждую картинку, пересказывают по цепочке, а за тем составляют полный рассказ.) И только потом мы переходим к составлению детьми рассказов по сюжетной картине (выделяем главное, затем обращаем внимание на детали).
Устную связную речь мы развиваем еще в таких видах деятельности, как пересказ художественных произведений. Сначала дети пересказывают знакомые сказки с простым сюжетом (Репка, Колобок и др.) Для того, чтобы помочь детям усвоить различные грамматические формы мы в своей работе используем такие методы и приёмы, как вопросы, по разному их варьируем. Этим методом мы решаем разные задачи:
-побеждаем детей использовать в речи разные виды предложений и словосочетаний
-упражняем в грамматической связи между словами в предложении.
Использование антонимов и синонимов помогает разнообразить речь детей.
Работа с многозначными словами так же помогает развивать речь.
Большую роль в развитие устной речи играют словесные игры. Мы их используем как часть занятия, а также вне занятий, на прогулке.
Такие игры как «Похож –не похож»(дети учатся сравнивать предметы и узнавать их по описанию, «Отвечай быстро»(классификация по цвету, форме, качеству, «Придумай предложение»(даётся ключевое слово, «Скажи наоборот»(синонимы, «Назови действия», «Я начну, а ты продолжи», «Какое что бывает», «Что умеет делать….»
Все эти методы и приёмы, дидактические игры направлены на развитие у детей хорошей устной речи.