Ирина Балабина
Мастер-класс «Синквейн как средство активизации речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Теоретическая часть.
Как говорил Л. С. Выготский «Без речи нет ни сознания, ни самосознания». Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Специалисты и педагоги, работающие в детском саду, отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.
Публикация «Мастер-класс „Синквейн как средство активизации речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Старшая группа
- Темочки
Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.
Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием синквейна
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк».
Синквейн – нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, написанная в соответствии с определёнными правилами. У синквейна много разновидностей, но в последнее время особо популярным стал так назваемый «дидактический синквейн».
В начале XX века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси, опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка. В России синквейн стали использовать в 1997 году. В методической литературе синквейн характеризуется как эффективный метод развития образной речи. Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Та что же такое синквейн?
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника.
В чём же его эффективность и значимость?
1. Новая технология-открывающая творческие, интеллектуальные и речевые возможности каждого.
2. Гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматической стороны речи, способствует обогащению и актуализации словаря.
3. Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
4. Носит характер комплексного воздействия - не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.
5. Имеет игровую направленность.
6. И самое главное достоинство – это простота. Синквейн могут составить все.
• Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Правила составления синквейна таковы : синквейн состоит из пяти строк и его форма напоминает ёлочку.
1. Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного.
2. Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему.
3. Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.
4. Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.
5. Пятая строка — слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Когда же начинать знакомство с этим приемом? С детьми старшего возраста!
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно :
I этап – подготовительный
Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями : «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.
Начинать необходимо с простых понятий, знакомой темы.
Несколько признаков к одному предмету – жёлтый, кислый, сочный, ароматный (лимон).
Что делает цветок – растет, цветет, пахнет, качается, засыхает, вянет.
Девочка и мальчик могут производить несколько действий — смотрит, плачет, улыбается, кричит, прыгает, бегает, сидит, играет.
Что изображено на картинке: кошка лежит, чайник кипит.
Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Знакомя детей со словом, обозначающим признак предмета, мы учим дошкольников составлять распространенное предложение. Завершается работа формированием умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д. Знакомим детей со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является синонимом).
На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста.
Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?
Конечно, можно. Для этого мы вводим условные обозначения. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Дети, которые не умеют читать, устно составляют синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
На слайде Вы видите алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать.
Схема составления синквейна.
Мы пользуемся 2-й схемой, она нам более понятна и пригодится детям при обучении в школе.
Простота синквейна дает возможность его составления каждым ребенком. Это интересное занятие, способствующее самовыражению детей. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.
Оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа, но созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» образовательной деятельности.
Задания для детей могут быть различными, Посмотрим на конкретном примере.
- Коллективное составление синквейна «Апельсин»
1 Апельсин
2 Круглый оранжевый
3 Растёт, висит, зреет
4 Я люблю апельсины
5 Фрукт.
- Синквейн можно составлять по прочитанному произведению, н-р: Корней Чуковский
Айболит
Добрый, хороший
Путешествует, лечит, спасает
Айболит очень любит зверей
Доктор.
- Синквейн можно составлять по индивидуальным картинкам.
- Наглядно по предметам (игрушкам).
Кукла
Красивая, любимая
Стоит, сидит, улыбается
Моя кукла самая красивая
Игрушка
- По пройденной теме (Осень)
Дождь
Сильный, холодный
Капает, льёт, стучит
Я не люблю дождь
Лужи
- Синквейн- загадка. Определение отсутствующей части.
?
Серый, колючий
Фыркает, спит, сворачивается
Мне нравится этот зверёк
Лес.
- Синквейн «Найди ошибку» (коррекция и совершенствование готового синквейна)
Белка
Рыжая, косолапая
Прыгает, скачет, грызет
Мне нравится ловкая белка
Дикое животное.
II. Практическая часть.
Предлагаю вам поучаствовать в составлении синквейна, проявить свое творчество, ощутить себя поэтом.
Всем понятны правила составления синквейна?
- Работа педагогов по созданию синквейнов.
Синквейн может использоваться в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе, на занятиях, в режимные моменты, в совместной деятельности педагогов с детьми, а также рекомендуются родителям.
Использование дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми в рамках ФГОС ДО.
Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Но нужно быть готовым к тому, что синквейн может не каждому ребенку.
III. Итог. Обсуждение полученных результатов.
Педагогическая ценность.
Вопросы: Уважаемые коллеги, вам было интересно? Что дал вам синквейн?
• Обогатил словарный запас?
• Позволил почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
• А мыслительную деятельность активизировал?
• Получился у всех? (Получилось)
Это и есть педагогическая ценность данной технологии!
Я вас благодарю за внимание, и надеюсь, что использованные методы в мастер-классе помогут вам в работе.