Дина Красных
Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по английскому языку
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование воспитателя Красных Д. М.
МБДОУ «ЦРР - Детский сад № 11 «Подснежник»,
г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
«Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по английскому языку»
План работы.
Публикация «Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по английскому языку» размещена в разделах
- Английский язык для дошкольников
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
1. Изучение и обзор научно-методической литературы (введение в тему) «Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по английскому языку».
2. Составление плана работы с детьми на занятиях по английскому языку.
3. Изучение уровня развития фонематических процессов у детей.
4. Показ открытых занятий.
5. Участие детей в мероприятиях, связанных с иностранным языком (фестивали, олимпиады, утренники).
Цели и задачи.
- Развивать общие речевые навыки, артикуляционную моторику, вырабатывать правильные артикуляционные уклады, развивать фонематическое восприятие.
- Обогащать и активизировать словарный запас детей.
- Стимулировать речевую активность детей, развивать интерес к иностранному языку.
Речь в жизни человека играет исключительно важную роль – она служит основным средством общения людей. Дети, у которых сформированы речевые навыки, свободно выражают свои мысли, чувства, могут рассказать о своем эмоциональном состоянии, отношении к окружающему миру. Сформированная речь в дальнейшем облегчает обучение ребенка в школе. Изучение иностранного языка помогает в формировании родной речи, правильного ее произношения, а также вводит ребенка в мир другой культуры, как языка, так и общения.
Кроме коммуникативной функции, обучение иностранному языку способствует развитию памяти, творческого воображения, мышления, расширению кругозора.
В «Критериях оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ» в разделе «Речевое развитие ребенка» подчеркивается необходимость обучения иностранному языку. И что неслучайно: чем раньше начинается изучение иностранного языка, тем успешнее его усвоение.
Изучение английского языка расширяет филологический кругозор детей, их представления об образовании слов, например, при помощи такого продуктивного способа, как конверсия: to answer – answer, to stop – stop; об общем в языках происхождении слов: mother, brother, sister; о заимствованных из английского языка словах: football, sport, tennis; названиях месяцев: May, October и т. д.
Изучение иностранного языка способствует расширению общего кругозора детей, повышает их культуру. Это и приобщение к культуре народа, который ее создал и который ею пользуется. Язык рассматривается в двух его главных функциях: коммуникативная функция – с его помощью осуществляется обучение; и кумулятивная функция – он хранитель культуры народа – его носителя (Ушинский К. Д.).
Хорошо поставленное обучение английскому языку положительно влияет на развитие мыслительных и речевых способностей детей при обучении другим гуманитарным предметами, прежде всего, родному языку.
Изучение иностранного языка активизирует работу слухового аппарата, зрительного, речедвигательного, моторного анализаторов и вносит весомый вклад в развитие памяти, воображения, представлений.
Очень легко привить интерес иностранному языку у детей дошкольного возраста, но сложнее всего заинтересовать его систематическими занятиями по иностранному языку.
Часто у детей дошкольного возраста выявляются нарушения фонетической стороны родной речи, что приводит к трудностям в овладении иностранной речи. В этой ситуации ребенок может не воспринимать и не воспроизводить звуки иностранной речи. Ему кажется, что у него ничего не получается, и в данной ситуации у ребенка пропадает интерес не только к иностранному языку, но и к занятиям в целом.
Для этого я в своей работе ставлю задачи не только общего развития ребенка, таких как:
1. Формирование гармонично развитой личности;
2. Развитие интереса к английскому языку;
3. Развитие навыков межличностного общения;
4. Развитие навыков устной речи;
5. Развития памяти, мышления, внимания.
Но и задачи более узкого спектра, которые являются основными для достижения вышеуказанных задач, для успешного обучения детей дошкольного возраста иностранному языку, на которые я делаю большой акцент в своей работе, это:
- развитие восприятия и дифференциации звуков речи;
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие интонационной выразительности речи;
- развитие тонкой моторики.
Для успешного достижения данных задач используются педагогические средства.
1. Специально организованная среда;
2. Специально организованные занятия;
3. Физкультминутки;
4. Игры (словесные, подвижные, музыкальные, пальчиковые);
5. Инсценировка сказок;
6. Праздники;
7. Работа с родителями;
8. Диагностика и контроль.
Формы работы.
1. Разучивание стихов, рифмовок.
2. Разучивание песенок.
3. Инсценировка песенок, стихов.
4. Игры.
5. Составление ситуативных диалогов.
6. Работа с DVD и CD носителями.
7. Прослушивание аудио с опорой и без опоры на наглядность.
Структурно логическая схема развития фонематических процессов на занятиях по английскому языку.
[/b]
Развитие восприятия и дифференциации звуков речи.
Формирование у детей способности дифференцировать неречевые звуки через игры и упражнения («Угадай, что звучало?», «У кого звучит игрушка?») В процессе этого формируется навыки слухового внимания и слуховой памяти. Различие близких по звуковому составу слов (cat – bat, house – mouse и т. д.). Дети должны определить разницу в звучании этих слов.
Развитие артикуляционной моторики.
Работа по разделу осуществляется через систему игр и упражнений, формирующих у детей способность через кинестетические ощущения фиксировать образец произношения. В процессе устанавливается связь между слуховыми восприятиями звука, зрительным образом его артикуляторного уклада и двигательным ощущением (используется зеркало).
Развитие интонационной выразительности речи.
Развитие восприятия и воспроизведение ритмических структур (от серии ударов к словам, разучивание и чтение вслух стихотворений, рифмовок, содержание которых требует замедления или ускорения темпа «Mr. Noisy».
Развитие тонкой моторики.
Предусматривается выполнение упражнений, направленных на формирование двигательно-кинестетического представления о составе движения. Предлагается использовать упражнения по образцу или словесной инструкции в дальнейшем изучение стихотворений, рифмовок, песен, содержание которых является диалог в сочетании с движениями пальцев рук.