НАТАЛЬЯ МЕРЗЛЯКОВА
Семинар-практикум «Нетрадиционные методы и приёмы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель семинара: уточнить и расширить знания педагогов; выявить степень понимания проблемы; помочь в поиске путей ее решения.
Задачи:
• Дать педагогам запас теоретических знаний о проблеме формирования правильной речи у дошкольников;
• Помочь практически освоить приемы формирования правильной речи у дошкольников;
• Вовлечение воспитателей в решение проблемы, достижение единых требований к ребенку.
Оборудование: информационные компьютерные технологии, карточки с заданиями, шапочки для диалогов, листы чистые и ручки.
Добрый день уважаемые коллеги. Я рада видеть Вас. Сегодня посетим
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Семинар-практикум «Нетрадиционные методы и приёмы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе.
Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно – примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными (американскими) боевиками и мультфильмами – всё это создаёт предпосылки и угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.
Я предлагаю Вам пройти тест, что бы поделиться друг с другом знаниями, умениями и навыками по заявленной теме. А какая тема нашего разговора? (Ответы педагогов).
Речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, речь — это язык в действии.
С. Л. Рубинштейн
В своё время Е. И. Тихеева говорила: «Развитие речи и языка должно
лежать в основе всей системы в детском саду».
Начиная нашу работу с игрового теста «Определение знаний, умений и навыков».
Вопросы 1 команде педагогов:
1. Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)
2. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
4. Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)
5. Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)
6. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)
Вопросы второй команде педагогов.
1. Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)
2. Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
3. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
4. Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)
5. Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя)
6. Ведущий прием для активизации речи и мышления. (вопросы педагога)
Речь — один из наиболее мощных факторов общения. Она служит основным средством общения людей.
Содержание работы по развитию речи детей определено основной общеобразовательной программой ДОУ разделом «Речевое развитие». Оно проводится по следующим направлениям:
1. Развитие общих речевых навыков.
2. Развитие словаря дошкольника (развитие номинативного (существительных) словаря, предикативного (глагольного) словаря, адъективного (прилагательных)словаря, обогащение, расширение, активизация словарного запаса, синонимы, антонимы, многозначные слова).
3. Формирование грамматического строя речи (морфология, словообразование, синтаксис).
4. Развитие звуковой культуры речи (способность слышать, распознавать, фонологические средства языка).
5. Развитие образной речи (воспитание культуры речи).
6. Развитие связной речи (диалогическая, монологическая).
Источники развития выразительной детской речи: художественная литература, устное народное творчество, речь взрослых.
Прежде, чем мы продолжим нашу беседу, предлагаю вам провести разминку и выполнить упражнение «Нас с вами что-то объединяет».
(Один из участников бросает мяч другому со словами: «Я думаю, что нас с вами объединяет…». Дальше он называет какое-то качество или особенность. Тот, кто получает мяч, говорит: «Я согласен», если он согласен, или: «Я подумаю», если не согласен, и продолжает выполнять упражнение дальше, бросая мяч кому-то другому.) Ведущая: Я думаю, нас с Вами объединяет желание услышать правильную, выразительную речь наших воспитанников.
Мы с Вами правильно организовали диалог.
В результате проведенного упражнения, можно сделать вывод, диалог – это в первую очередь, общение, разговор, беседа, когда беседуют два или несколько партнеров на какую-либо тему. Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность ответить самому. Но полноценным диалогом является не просто обмен информацией, а такое взаимодействие партнеров, при котором они уважают друг в друге личность. А главное – это путь к совместным мыслям, чувствам, переживаниям, к сотрудничеству, к общей деятельности.
Овладение диалогической речью – это одна из задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Опыт речевого общения с взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий.
Развитие диалога происходит, прежде всего в игре.
Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в непосредственно-образовательную и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей.
В игре у детей формируются:
1. Умения пользоваться в диалоге различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями.
2. Умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге:
– соблюдать очередность в разговоре;
– выслушивать собеседника, не перебивая поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;
– не говорить с полным ртом;
– говорить спокойно, доброжелательным тоном.
Поэтому необходимо:
1. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
2. Развивать диалогическое общение в сюжетно – ролевой игре не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.
3. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.
Для совершенствования у детей диалогической речи применяются разнообразные методы и приемы:
Чтение стихотворений по ролям позволяет детям освоить не только форму различных высказываний диалога, но и правила очередности, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации. Поддержанию темы разговора, развитию его логики исподволь учат многие произведения фольклора, построенные в виде разговора.
Продемонстрировать прием работы с детьми, (в масках) – например: «Лизавета и Зубастый».
Подвижные игры с текстом нередко содержат диалоги. Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Но непроизвольно дети усваивают в игровом диалоге формы разных реплик и его правила («Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем», «Хлоп-хлоп, убегай!»).
Словесные игры. Богатый материал для развития диалогической речи дают словесные игры. Игры воспитывают внимательность к репликам партнера по игре, учат вступать в игровой диалог в свою очередь.
Например: «Будь внимателен!»
Сюжетно-ролевые игры занимают особое место в развитии диалогического общения дошкольников, помогают налаживать взаимодействие детей в совместной игре, строить ролевые диалоги. («Больница», «Почта», «Магазин», «Парикмахерская»).
Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом.
В дидактике известно несколько основных типов настольных дидактических игр: лото, домино, маршрутные (лабиринтные, разрезные картинки. Все они строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Потом, дети начинают управлять играми самостоятельно. (Игра с педагогами: «Смешинки»).
Игра-драматизация – является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Развивая игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги, педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога. Обыгрывание диалога «Козел Мефодий».
Творческой игрой детей, в которой они активно упражняются в диалоге, являются игры-инсценировки. Игры-инсценировки – это свободный пересказ литературных произведений по ролям. Организации таких игр предшествует этап ознакомления с произведением, его неоднократный пересказ по ролям под руководством воспитателя, а затем прямое и косвенное содействие возникновению таких игр по инициативе детей. Ценность таких игр состоит в том, что:
- в них сочетаются репродуктивные реплики, заимствованные из текста произведения, и проективные, «придуманные» и оформленные ребенком самостоятельно;
- дети черпают формы разнообразных реплик из литературного образца, подражая которым они их присваивают, вкладывают их в свой активный речевой багаж. (Игра «Важное совещание, или что подарить маме!»)
Режиссерские игры – разновидность игр-инсценировок по мотивам литературных произведений. В этих играх ребенок может «озвучить» роли нескольких персонажей один или с товарищем. Передвигая фигурки настольного кукольного театра (или действуя другими видами кукол, дети разыгрывают спектакли, упражняясь в воспроизведении литературных диалогов или сочиняя свои «пьески». Педагог может руководить усвоением той или иной стороны диалога через подбор литературных произведений, при помощи подсказок, советов.
Продемонстрировать прием работы с детьми – например: «Утешение» (мягкие игрушки) 3 текста.
Словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации («Разговор с другом», творческие виды игр (театральные и режиссерские игры). Особую роль играют словесные игры, поскольку они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик. Закрепление умений детей задавать вопросы и отвечать на них происходит в таких играх, как «Да и нет», «Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова», «Турнир знатоков», «Ты мне - я тебе».
Игра для педагогов. «Переведи пословицу на русский язык»
Таким образом, игры, подобранные для развития диалогической речи, рассчитаны на то, чтобы:
1) формировать у детей умения пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (правила очередности и тематического единства реплик);
2) отражать естественную логику формирования речевых умений: от восприятия и заимствования образцов диалогических реплик к их использованию в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческому переносу усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику.
Мы научили детей слушать, слышать друг друга, вести эмоционально окрашенный диалог и теперь можем переходить к развитию монологической речи.
Одним из ведущих видов речевой деятельности является монологическая речь.
Любой тип монолога (повествование, описание и т. п.) требует владения приемами логической связи всех видов простых и сложных предложений.
Развитие грамматического строя речи — залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы.
Грамматический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. Дети усвоили грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов.
Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм (особенно в употреблении формы родительного падежа множественного числа: слив, апельсинов, карандашей, чулок (чулков, носков (носок). Для этого мы используем игры (желательно с мячом): «Один, много, нет», «Назови нас ласково», «Посчитай нас».
Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят). Можно играть в игру «Я, ты, он, она» (петь, пел).
Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений.
Детей знакомят с согласованием существительного и прилагательного в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, веселы, со степенями сравнения прилагательных (добр – добрее, тихий – тише). Игра «Возьми красный, - красную, - красное,- красные».
В процессе обучения дети овладевают умениями употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, союзы, предлоги.
"Подбор антонимов, синонимов" (игра с педагогами).
Из предложенных слов педагоги составляют антонимические группы, включив в них слова противоположные по смыслу.
А так же детей подводим к образованию одного слова на базе другого. Образование слов осуществляется с помощью окончания, приставок, суффиксов. Дети могут, отталкиваясь от исходного слова, подбирать словообразовательное гнездо (снег – снежинка, снежный, снеговик, подснежник). Игра с педагогами «Слова - родственники». (Командам дается по одному слову (ЛЕС, ЗИМА) и они должны назвать родственные слова).
Играя в игру «Слова - родственники»- мы используем разные игровые приёмы (передача меча по кругу, выбор прищепок определённого цвета, сбор пирамидки с называнием родственных слов).
Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок, предметов посуды (сахарница, конфетница, направления движения (ехал – поехал – выехал).
Развитие грамматического строя речи — залог успешной обще - речевой подготовки.
Ребенок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он не скован в общении со сверстниками, не стеснителен, не боязлив в речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств, настроений; он безболёзненно входит в любой коллектив.
Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.
Образец правильной речи педагога играет важную роль на первоначальных этапах обучения. Детям предлагают поучиться правильно говорить слова, запомнить их:
• ехать – приезжай, махать – маши, искать – ищи;
• снять (что) – пальто, но раздеть (кого) – куклу;
• надеть (что) – шапку, но одеть (кого) – мальчика.
Объяснение, как следует употреблять трудные формы. Например: все слова изменяются, но есть такие, как пальто, кино, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтому надо говорить: одно пальто, на вешалке много пальто, на пальто меховой воротник. Эти слова надо запомнить.
Сравнение двух форм (чулок – носок; карандашей – апельсинов – груш; столов – окон). Для прочного запоминания трудной формы применяется многократное повторение ее детьми вслед за педагогом, вместе с ним, хором и по одному.
Важно, чтобы грамматические формы осваивались в живой речи и становились привычными. Необходимо воспитывать у ребенка языковое чутье, внимательное отношение к языку, умение «чувствовать» ошибку не только в чужой, но и в собственной речи (формировать навык речевого само контроля). Самостоятельное исправление собственных ошибок – показатель достаточно высокого уровня овладения грамматической стороной языка и осознания явлений языка и речи.
В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средство общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая). Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение с взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, показывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье, поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения.
В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение с взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.
В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.
Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.
Дети старшего дошкольного возраста должны владеть разнообразными формулами речевого этикета (Сережа, могу я тебя попросить принести одежду из сушилки? Алеша, помоги мне, пожалуйста; Лена, будь добра, помоги Саше застегнуть куртку; Благодарю вас; Спасибо за все; Было очень интересно и т. п., употреблять их без напоминания.
Большое место во всех возрастных группах занимает формирование культуры общения. Детей учат называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», называть друг друга ласковыми именами (Таня, Танюша); во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику; разговаривать без крика, но достаточно громко, чтобы собеседнику было слышно; не вмешиваться в разговоры взрослых; быть общительными и приветливыми без навязчивости.
Дети дошкольного возраста овладевают наиболее простыми рассуждениями разговорного стиля.
В детском саду детей обучают двум основным типам монологов – самостоятельному рассказу и пересказу. Они отличаются друг от друга тем, что в первом случае ребенок отбирает содержание для высказывания и оформляет его самостоятельно, а во втором материалом для высказывания служит художественное произведение.
Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. При пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, внутритекстовые связи).
А сейчас я хочу познакомить вас с нетрадиционными методами развития связной речи.
(Мнемотехника, изосказка, ЛЕГО - конструирование).
МНЕМОТЕХНИКА – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. То есть это своего рода конспекты в картинках. Начинать занятия с использованием мнемотехнических приёмов следует как можно раньше, так как у детей дошкольного возраста ведущий вид памяти— зрительно-образный.
Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей облегчает детям овладение связной речью, делает рассказы (сказок, стихов) чёткими, связными и последовательными.
ПРИЕМ «ИЗОСКАЗКА»
- Активизирует связную речь детей, формирует творческие способности воспитанников
- Способствует взаимодействию сразу трех видов памяти: тактильной, слуховой и зрительной.
- Повышает интерес детей к рассказыванию сказки, слепленной или нарисованной своими руками
Развивает мелкую моторику.
«Сказка про Краски», «Сказочная страна. Круглый город» и др.
ЛЕГО – конструирование
Использование ЛЕГО-конструирования в работе с детьми является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности, что позволяет решать большое количество поставленных перед педагогами ДО задач: совершенствование тонкой моторики рук, восприятия формы и размеров предметов, пространственных отношений. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; пробуют решать конструктивные задачи «на глаз», учатся работать по схеме; у детей развивается образное мышление, они учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, пытаются мысленно менять их взаимное расположение. Игровые занятия способствуют развитию творческих способностей, коммуникативных навыков - у детей формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. У детей развивается диалогическая и монологическая речь, расширяется словарный запас.
Для достижения максимального результата, мы используем игры (игры-соревнования, как индивидуальные, так и групповые, которые повышают заинтересованность детей в достижении результата.
Рефлексия семинара. Методика «Неоконченное предложение»
Ф. И. О___
Сегодняшний семинар помог мне убедиться ___
Выполнять задания мне помогало___
В ходе семинара мне было___
Я оцениваю семинар___