МААМ-картинки

Приёмы активизации умственных способностей дошкольников.

Галина Кравченко
Приёмы активизации умственных способностей дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы

Сообщение из опыта работы Кравченко Г. П.

Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно.

Главная задача дошкольного образовательного учреждения - умственное воспитание подрастающего поколения.

В свою очередь, умственное развитие - сложный процесс - это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Познавательные процессы (восприятие, память, мышление речь, воображение) - составная часть любой человеческой деятельности.

Публикация «Приёмы активизации умственных способностей дошкольников,» размещена в разделах

Чем лучше развиты у дошкольника восприятие, память, мышление, тем более способным он является, тем большими возможностями обладает. От уровня развития познавательных процессов зависит легкость и эффективность школьного учения, успешность дальнейшей жизненной перспективы.

Приёмами активизации умственных способностей дошкольников являются : дидактические игры, речевые логические задачи, рассматривание картин и слушание музыкальных произведений о природе, беседы по произведениям краеведческой литературы.

Дидактическим играм всегда придавалось большое значение в развитии у детей умственной активности. Самое важное для развития мышления - уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребенок должен овладеть методом умственной работы : умением думать, правильно анализировать и синтезировать.

Так же одним из условий развития логического мышления является развитие у ребенка всех мыслительных операций: анализ, сравнение, ограничение, обобщение, систематизация, классификация.

Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.

Игры и упражнения: нахождение логической пары «Что перепутал художник?», «Ассоциации», «Подбери цифру», «Подбери пару». Дополнение картинки «Сложи узор», «Дорисуй», «Дострой». Поиск противоположностей «Наоборот», «Противоположности» (легкий – тяжелый, холодный – горячий и т. д.). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.

Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве. «Найди нужный фрагмент», «Парные коврики» Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т. д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках. «Чем похожи и чем отличаются?», «Найди отличия», «На что похоже?» «Что лишнее? Почему?», «Домино»

Ограничение. Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.

Игры и упражнения: «Обведи одной линией только красные флажки», «Найди все некруглые предметы», «Помоги клоуну найти два одинаковых кружочка» и т. п. Исключение четвертого лишнего: «Четвертый лишний»,

«Найди предмет, отличающий от других», «Кто летает?».

Обобщение. Цель – учить, мысленно, объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.

Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т. п. «Назови одним словом», «Я знаю пять…», «Ботаническое лото», «Кому, что нужно».

Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности «Что сначала, что потом», «Чего не хватает на рисунках», «Цепочка слов».

Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими. Дидактические игры : «Назови три предмета», «Рыбы-птицы-звери», «Одежда-мебель-посуда», «Овощи-фрукты-ягоды», «Что, где растёт», «Кто, где живёт»

Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях «Чёрное - белое», «Хорошо - плохо», «Да-нет» Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно). Регулярное использование системы специальных игр, логических задач и заданий, интеллектуальных игр, направленных на развитие логического мышления, способствует интеллектуальному развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни. Речевая логическая задача - это рассказ загадка ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности. Давая детям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения). Это стимулирует развитие самостоятельности мышления, гибкости ума. Речевые логические задачи имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуя умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли.

Решение одних речевых логических задач опирается на знания, полученные непосредственным путем, поэтому они несложны для детей. Например: Летом можно кататься на лыжах? Почему? Однако без задач этого типа нельзя приступать к более сложным, которые требуют сравнения, сопоставления разных фактов, наблюдаемых в течение длительного времени, раскрытия взаимосвязи и взаимозависимости явлений, установления их причины. Например: Если с крыши дома бросить платок и камень, что быстрее упадёт на землю? Усложнение содержания задачи и задания, предлагаемого ребенку, требует от него более сложного в языковом отношении ответа: от односложных ответов (отгадка, определение) до подробных, развернутых ответов (описание, рассказ) с применением всех частей речи и различных видов простых и сложных предложений.

Решение речевых логических задач благотворно влияет на развитие у детей логического мышления, что находит отражение в совершенствовании их речи: она становится более последовательной, логичной, в определенной

мере достоверной, доказательной.

Рассматривание пейзажей и слушание музыки.

Рассматривание пейзажных картин великих мастеров способствует развитию эстетического вкуса, позволяет обратить внимание на то, что ранее осталось незамеченным, пробуждать желание и развивать умение детей рассказывать об этой красоте, посмотреть на нее еще раз, уже в жизни.

Рассматривание пейзажей способствует развитию выразительности детской речи (увеличивается количество определений, сравнений, метафор и др., дети учатся понимать замысел художника, настроение, переданное в картине, т. е. повышается культура восприятия, развивается мышление.

При отборе репродукций картин великих художников нужно, прежде всего, следить за тем, чтобы картины были, простые по композиции, яркие по цвету, без лишних деталей, - это обеспечит доступность восприятия.

Рассматривая с детьми пейзажные картины, мы, во-первых, учим их понимать замысел художника, настроение, переданное им в картине, учим определять изобразительные средства, которые использовал художник для передачи своего замысла; во-вторых, учим детей выражать словами впечатления, полученные от восприятия пейзажа.

Решению этих задач способствуют вопросы, которые должны заставить детей взглянуть «по-новому» на картину.

Для лучшего восприятия произведения живописи целесообразно предложить детям сравнить изображенное на картине с наблюдаемым в окружающей природе. Такой прием называют введением в воображаемую ситуацию.

При рассматривании картины необходимо и поясняюще слово воспитателя. Оно помогает ребенку разобраться в ее содержании, углублять восприятие.

Правильному и глубокому восприятию картины способствуют поэтическое слово и музыка.

Рассматривать пейзажные картины лучше сразу после наблюдений или экскурсий.

Более сложными заданиями являются задания с использованием комплексных средств: рассматривание картин о природе и прослушивание музыкальных произведений. Детям предлагаются следующие задания:

- сопоставление характера и настроения музыкального произведения с пейзажной картиной;

- определение характера и настроения музыкального произведения и составление воображаемой картины к нему;

- подбор воображаемого музыкального произведения к пейзажу.

Эти задания развивают у детей умение эстетически оценивать явления природы, внимательнее присматриваться к ним, находить интересное, удивительное в обычном, малозаметном и на первый взгляд непривлекательном.

Все эти творческие задания развивают способность детей замечать, определять и характеризовать явления природы, что создает хороший тон для формирования положительного отношения к ней.

В беседах о природе широко используются не только пейзажные картины, но и различные предметные и сюжетные дидактические картины, изображающие животных, растения, труд людей.

Роль художественного слова в развитии умственных способностей детей

Каждый человек так или иначе неразрывными узлами связан с природой. Для того, чтобы дети поучились разумной любви ко всему живому, и пишутся детские книги о природе. Природа разнообразна, и книги о ней тоже разные: сказки, рассказы, стихи, загадки.

Уметь придумать, поставить вопрос – это может быть самое трудное в обучении ребенка.

Спросить так, чтобы малышу стало интересно, чтобы ему захотелось услышать ответ. Мастером таких удивительных вопросов и ответов был писатель В. Бианки. Даже в названиях его сказок звучит заманчивый вопрос: «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?». Книги эти полны не только сведениями о природе, но и естественной для сказки добротой и поучительностью.

Есть такие книги, с которыми можно идти прямо в лес или поле и читать там. Например, книжка Н. Сладкова «От зари до зари», Ю. Дмитриева «Лесные малыши».

Стихи о природе не могут не подействовать на чувства ребенка, на его эмоции. Поэтому нужно чаще к ним обращаться, особенно к классике – произведениям Пушкина, Жуковского, Никитина, Тютчева, Есенина, по стихам, которых можно представить и написать пейзаж.

Так от книжки к книжке будут крепнуть и множиться ниточки, связывающие маленького человека с природой. Но из этого разнообразия нужно выбрать те книги, которые не только помогают накапливать информацию, не просто дают знания, но активно развивают у детей самостоятельное мышление. Все то, что ребенок видит на улице или экране телевизора, книга объясняет не только с научной и технической, но в первую очередь с нравственной и эстетической точки зрения. Из всего разнообразия книжного мира ребенок должен вынести главное: знать – интересно, знать – необходимо. Человек добывает знания, чтобы сделать жизнь людей на земле лучше и разумнее.

Для формирования познавательных интересов ребенка, развития познавательных процессов и формирования самостоятельной деятельности в группе имеется развивающие игры, альбом «Логические игры», картотека игр на развития познавательных процессов, картотека речевых задач, разнообразные предметные и сюжетные картинки и иллюстрации, художественная литература о природе.

Развитие познавательных процессов ребенка средствами развивающей среды видится, во-первых, в том, что мы предоставляем каждому ребенку возможность для его самовыражения и саморазвития, и, во-вторых, оказываем ему помощь в реализации своих замыслов, подсказанных предметным материалом, не навязывая ему учебных задач.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Приемы активизации внимания у дошкольников» Консультация для педагогов "Приемы активизации внимания у дошкольников". • Психологические основы учения по П. П. Блонскому. Учение – работа,.

Консультация для родителей «Влияние коррекционно-развивающих игр на развитие умственных способностей детей с ЗПР» «Влияние коррекционно-развивающих игр на развитие умственных способностей детей с задержкой психическогоразвития». Доказано, что развитие.

Развитие речи и умственных способностей старших дошкольников средствами логических игр, упражнений. Мастер-класс для родителей «Как развивать речь и умственные способности детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр, упражнений и задач». Цель: способствовать.

Методы и приёмы обучения дошкольников Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.

Методы и приёмы обучения дошкольников Главными методами обучения дошкольников являются: - словестные - наглядные - практические - игровые Наглядные методы и приемы: Наблюдение.

Применение вязаного конструктора в развитии сенсорного восприятия и активизации познавательной сферы дошкольниковПрименение вязаного конструктора в развитии сенсорного восприятия и активизации познавательной сферы дошкольников Введение. Современные требования системы образования способствуют постоянному педагогическому поиску и саморазвитию специалистов, развивают.

Познавательная сказка как средство развития умственных способностей дошкольников Ход занятия: Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь её отгадать. Я березку качну, Я тебя подтолкну, Налечу,.

Практическая консультация для родителей «Песня в мультипликации как средство активизации познавательных способностей детей» Видео Практическая консультация для родителей. Песня в мультипликации, как средство активизации познавательных способностей детей раннего возраста.

Опыт работы «Развитие умственных способностей дошкольника путем использования развивающих игр и задач» Сегодня во всем мире внимание психологов, физиологов и педагогов привлечено к проблеме раннего детства, т. к. огромные потенциальные возможности.

Сказка как средство развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста Сказка как средство развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста. Мы открываем книжку и уже представляем, что нового,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приёмы активизации умственных способностей дошкольников.
Опубликовано: 26 марта 2018 в 16:46
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приёмы активизации умственных способностей дошкольников.» (включая файлы) размещена пользователем Галина Кравченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД