Ольга Виноградова
Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с интеллектуальной недостаточностью с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Методы ознакомления дошкольников с интеллектуальной недостаточностью с произведениями художественной литературы весьма разнообразны. Наиболее распространенный метод – чтение педагога, то есть дословная передача текста наизусть или по книге.
Рассказывание – более свободная передача текста, допускающая его сокращение, перестановку слов, включение пояснений, облегчающих понимание детьми смысла произведения. Рассказывание применяется преимущественно для знакомства со сказками и некоторыми познавательными рассказами.
Публикация «Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с интеллектуальной недостаточностью с художественной литературой» размещена в разделах
Заучивание наизусть – метод, применяемый в работе с небольшими стихотворениями.
Чаще всего на одном занятии используются различные методы. Например, рассказывание сопровождается показом наглядного материала (игрушек, силуэтов, диафильмов).
Для закрепления усвоенного детьми материала используют следующие методы и приемы :
Рассматривание иллюстраций в книге – прием, усиливающий воздействие текста и способствующий лучшему его пониманию.
Беседа по произведению – комплексный прием, включающий в себя ряд простых словесных и наглядных приемов. На занятиях по ознакомлению дошкольников с интеллектуальной недостаточностью с художественной литературой целесообразно применять вводную (предварительную) и краткую разъяснительную (заключительную) беседу. Предварительная беседа призвана обеспечить правильное понимание детьми произведения, вызвать интерес к слушанию. Заключительная беседа необходима для закрепления усвоенного материала, для обеспечения связи между предшествующим опытом ребенка и сведениями, полученными на занятии.
Технические средства обучения в настоящее время получили широкое распространение в работе по ознакомлению дошкольников с интеллектуальной недостаточностью с литературными произведениями. Это и аудиозаписи сказок, стихотворений, познавательных рассказов в исполнении известных артистов, либо в исполнении самих детей или педагогов. Кроме того, популярны мультипликационные фильмы, отрывки из художественных фильмов-сказок, научно-популярных фильмов на различных носителях, доступные восприятию детей.
Дидактические игры на материале знакомых детям произведений как метод ознакомления дошкольников с интеллектуальной недостаточностью с литературными произведениями используется на третьем этапе обучения (в старшем дошкольном возрасте). Подобные игры представлены в сборнике А. А. Катаевой и Е. А. Стребелевой «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников».
Кроме перечисленных, особое место в методике развития речи занимают приемы формирования восприятия литературных произведений. Среди них – выразительность чтения (т. е. его эмоциональная насыщенность); повторность чтения (небольшие произведения на одном занятии педагог читает 1-2 раза, более крупное – отдельными эпизодами на этом же и на других занятиях); выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок – способствует лучшему усвоению, пониманию текста).
Эмоциональное воздействие произведения усиливается при применении следующих приемов : показ игрушки, показ иллюстрации, показ картинки, использовании элементов инсценировки, вопросов.