Булова Светлана
Методы арт-терапии в работе педагога-психолога ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Современный мир наполнен стрессами. Ребенок с самого рождения попадая в наш мир вынужден подстраиваться под его темп, ритм и требования.
И чем старше ребенок,тем требований становится больше. Даже в дошкольном детстве, где ведущей деятельностью ребенка является игра, в режиме дня дошкольнике почти не остается время для игры. Весь день дошкольника заполнен режимными моментами, занятиями и кружками.
Публикация «Методы арт-терапии в работе педагога-психолога ДОУ» размещена в разделах
Я как практикующий психолог детского сада, часто обращаю внимание, что дети подвержены стрессу, также как и взрослые, которые постоянно находятся рядом. Эти взрослые, зачастую перегружены своими заботами, тоже могут негативно влиять на эмоциональное состояние детей. Умение детей управлять своим эмоциональным состоянием, справляясь со стрессом, является важнейшим навыком, который поможет им адаптироваться к условиям дальнейшей жизни.
Одним из способов эмоциональной регуляции, самовыражения и раскрытия своего внутреннего потенциала является арт-терапия.
С помощью средств арт-терапии, доступными средствами и не владея навыками рисования ребенок получает возможность не только самостоятельного выбора средств, методов и способов изображений, но и в максимально привычной для него среде, например, песочек отобразить свою жизнь дома и в детском саду и эмоции,сопровождающие ее.
Песочная терапия максимально доступная среда для ребенка.
Цель психолого-педагогической работы : коррекция и профилактика различного рода проблем, средствами песочной терапии и сказкотерапии.
Задачи:
- совершенствование предметно-игровой деятельности,
- формирование учебной деятельности,
- развитие познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление, речи и моторики.
- коррекция речи и поведения,
- повышение интереса к занятиям;
- создание ситуации успеха,
В основу работы по работе средствами песочной терапии и сказкотерапии были положенны следующие принципы:
-единства диагностики и коррекции;
-ориентация на будущее. Использование песочной терапии позволяет расширять зону ближайшего развития ребёнка;
-гармонизация эмоционально-волевой сферы, направленную на преодоление негативных состояний, нарушение функционирования в развитии ребенка, а так же компенсация негативных особенностей личности, складывающихся на основе данных процессов;
- опора на активность ребенка - обеспечение развития у ребенка способностей становится субъектом познавательной деятельности. Соответственно, этот принцип диктует особенность психологического воздействия, заключающегося в том, чтобы постоянно и неуклонно апеллировать к сознанию ребенка, предоставляя ему возможность воспринимать и понимать суть происходящего явления. Данный принцип позволяет выработать психологические качества, необходимые для самовыражения в деятельности;
- художественно-коррекционное воздействие;
- свободы и самостоятельности. Позволяет ребенку самостоятельно определять свое отношение к среде, выбирать то, что ему по душе;
- охраны интересов ребенка. Построение коррекционных вмешательств в эмоциональную сферу с учетом того, что коррекционное воздействие ни в коем случае не должно нанести ущерб ребенку, его психическому и физическому здоровью.
В основе всей коррекционной работы с детьми лежит положение о неразрывности психологии и педагогики. Основной принцип психолого-педагогической теории связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением был сформулирован известными отечественными исследователями Л. С. Выгодским, П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожец, А. Н. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др. Эти теоретические положения являются основой для разработки методического обеспечения для работы с детьми. Выдающиеся педагоги и психологи (Л. С. Выгодский, Д. Б. Эльконин, М. Монтессори и др.) давно показали важность диагностирования детей раннего возраста, охватывающего сенситивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т. е. те периоды, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием. Существует ряд методических разработок отечественных ученых (Е. М. Мастюкова, Е. А. Стребелева, Н. Н. Печора, Э. Л. Фрухт и др., представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста.
В настоящее время разработано множество игр, упражнений и игровых программ с использованием песочницы, облегчающих процессы обучения, коррекции и развития детей. Адресованы они, прежде всего дошкольникам и детям, имеющим проблемы развития. Подробно эти игры описаны в книгах Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т. М. Грабенко («Песочная игротерапия», «Игры в сказкотерапии»). Среди них выделены следующие виды:
· Обучающие игры. Они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте, способствуют развитию мелкой моторики рук, фонематического слуха, помогают корректировать звукопроизношение.
· Познавательные игры. Игры на знакомство с окружающим миром, географические игры, фантастические, исторические, игры-экскурсии.
· Проективные игры. Проективные игры можно проводить индивидуально и в группе, с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка
Для реализации коррекционно-развивающей работы в своей деятельности использовала следующие принципы песочной терапии:
1. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями детских игр и детских сказок – на основе этого принципа песочной терапии осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот.
2. Осмысление опыта и ситуации – разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Этот принцип песочной терапии позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.
3. Принцип обмена – в играх с песком ребенок и психолог легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами. Таким образом песочная терапия позволяет построить партнерские взаимоотношения.
4. Принцип оживления абстрактных символов – песочная терапия позволяет сформировать чувство реальности происходящего.
Игры с песком я использую:
- в качестве ведущего метода коррекционного воздействия;
- в развивающих и обучающих занятиях;
- в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки;
- в качестве диагностики и психопрофилактики и др.
В качестве песочной терапии используется следующее оборудование
1. Световой стол для рисования на сухом песке.
2. Песочница для построения песочных картин из кенитического песка.
3. Чистый, просеянный песок.
4. Кинетический песок.
5. «Коллекция» миниатюрных фигурок
Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используются музыкальные произведения, например: «Звуки природы», релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для детей дошкольного возраста.
В своей работе использую две формы работы с песком.
Это работа в песочнице с использованием кинетического песка и работа с сухим песком на световом столе.
Классический вариант в песочной терапии это построение песочной картины. Ребенку предлагается построить волшебный мир или сказочную историю на песке. Обязательный компонент для работы в песочнице - маленькие фигурки или их изображение.
Работа с песком требует определенных правил поведения. Обычно они обговариваются в начале занятия специально подобранным песчаным персонажем. Он приглашает в песочную страну и определяет правила поведения в ней. Персонажем может быть песчаная фея, король песка, черепашка, верблюд.
Здесь же песчаный персонаж дает задание ребенку.
Основная часть это выполнение задание.
В заключительной части которая называется ритуалом прощания песочный персонаж объявляет об окончании путешествия или игры.
Таким образом, терапия песком способствует снятию мышечных зажимов, коррекции эмоционального состояния, раскрытию творческого потенциала самого ребенка.