Анна Прудская
Проектная деятельность с применением арт-терапии в практике педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность с применением арт-терапии в практике педагога-психолога на групповых и подгрупповых коррекционных занятиях в детском саду.
Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста методом арт-терапии.
Прудская Анна Андреевна,
ГБДОУ «Детский сад № 35»,
педагог-психолог
Проект краткосрочный 1-неделя
Пояснительная записка
Публикация «Проектная деятельность с применением арт-терапии в практике педагога-психолога» размещена в разделах
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми. 1 В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.
На сегодняшний день изменились и возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. 2
Актуальность темы обусловлена тем, что ускорение темпа жизни, информационный взрыв, быстрое развитие технологий, влияние массовой культуры, психологическая напряженность среды диктуют необходимость воспитания подрастающего поколения, богатого духовной культурой, адекватно реагирующего на стремительные изменения в мире и соответствующего современным требованиям жизни. Человек, обладающий развитой эмоциональной сферой, как механизмом успешной адаптации и самоактуализации личности, это человек-созидатель, стремящийся к действию, способный противостоять потребительскому отношению к жизни. 3
Цель проекта : сохранение и укрепление нервно-психического здоровья дошкольников и создание условий для социально-личностного развития ребенка средствами арт-терапии.
Объект: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
• Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам
• Экспериментирование с ощущениями и развитие способности к их восприятию.
• Развитие художественных способностей, творчества, повышение самооценки, самопознания.
• Развитие высших психических функций, соотношение которых меняется в разные возрастные периоды (память, мышление, воображение и др.);
• Снятие страхов, тревожности и неуверенности перед возможными ошибками через реализацию принципов игры, скоростной импровизации и коллективного сотворчества;
• Моделирование атмосферы духовно-эмоциональной безопасности и комфорта для эффективной художественно-эстетической реабилитации детей с проблемами здоровья;
• Формирование художественно-эстетического вкуса;
• Активизация умственной деятельности;
• Повышение собственной самооценки, адекватности коммуникативных проявлений.
Гипотеза: Я предполагаю, что внедрение в практику работы дошкольного учреждения арт- терапии правополушарного рисования, направленное на эмоциональное развитие детей, будет способствовать повышению уровня эмоциональной сферы и мотивации к учению.
Теоретический анализ позволяет сделать выводы:
1. В дошкольном возрасте происходит процесс активного становления личности. В течение первых семи лет жизни ребенок начинает осознавать свое «я», активно познает и оценивает себя и свою деятельность. Эмоциональный мир ребенка выходит на новый уровень: он изучает новые эмоции, начинает испытывать чувства, не знакомые ранее. На все это влияют измененная детская среда, изменение мотивов, появление новых интересов. Ребенок начинает воспринимать себя как часть общества и есть процесс активного социально-эмоционального развития.
2. Под эмоциональной сферой мы понимаем совокупность знаний об (состояниях, переживаниях, чувствах и т. д., умений определять содержание эмоций, опознавать эмоциональные состояния и переживания, умений сопереживать, сочувствовать и содействовать другим людям, а также навыков осознания и регуляции собственных эмоциональных реакций, развитие которых позволяет выстраивать социальное поведение, общение и взаимодействие.
3. Обобщая научные исследования, можно выделить следующие компоненты модели формирования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста:
• Знания ребё нка об основных базовых эмоциях: радость, удивление, печаль (грусть, гнев (злость, страх и т. п.
• Операциональный компонент – навыки и умения ребёнка, лежащие в основе распознавания эмоционального состояния человека: своего и чужого.
• Личностный компонент включает в себя: определение своих лучших характеристик личности, умение смело говорить о неудачах и трудностях, возникающих в общении и деятельности, умение соподчинять мотивы, регулировать своё поведение согласно принятым нормам и правилам, коммуникабельности, эмоциональной гибкости, целеустремлённости, смелости.
С целью диагностики эмоциональной сферы была проведена методика «Волшебная страна чувств» (Авторская - Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов, методика «Цветовая диагностика эмоций» О. А. Ореховой. Методика О. А. Ореховой использовалась мной для диагностики у дошкольников структуры определенной стороны эмоциональной сферы, имеющей социальное происхождение, которое в конечном итоге определяет отношение ребенка к окружающему миру. Далее была проведена Методика "Лесенка" В. Щур с целью изучения особенностей самооценки детей дошкольного возраста.
На основе анализа полученных данных мною был составлен проект с применением арт- терапии правополушарного рисования для формирования эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Была поставлена цель проекта – это создание атмосферы, в которой присутствует взаимное доверие, создание психологической обстановки, снимающей нервно-психическое напряжение, необходимое условие, чтобы ребенок чувствовал себя в состоянии успеха и мог эмоционально и культурно развиваться, тем самым повышая общий уровень эмоциональной компетентности и мотивации к учению в виде «Календаря целей».
Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий – правого и левого. Левое полушарие – аналитическое. Правое полушарие обрабатывает информацию как бы целиком, в образах, оно позволяет нам мечтать, фантазировать, сочинять истории, оно мыслит творчески.
Левое
Вербальное (использует слова что бы называть вещи своими именами)
Аналитическое (Пошаговый процесс осознания действительности, буква-слог-слово)
Символическое (=, +, % известные всем и легко воспринимающиеся символы)
Абстрактное (возможность увидеть океан в капле воды)
Временное (позволяет следить за временем и выполнять задания в порядке очерёдности)
Рациональное (делает выводы основанные на причинах и фактах)
Цифровое (позволяет использовать цифры)
Логическое (способность строить логические цепочки где одно вытекает из другого)
Линейное (одна идея следует за другой и они непременно связаны между собой)
Правое
Невербальное (восприятие или осознание происходит на бессловесном уровне)
Синтетическое (складывает увиденное в одно целое)
Актуальное, реальное (видит вещи такими какие они есть в настоящий момент)
Аналогическое (ищет схожесть в вещах, отвечает за понимание метафор)
Вневременное (отсутствует чувство времени)
Нерациональное (не требует основу из фактов и данных для вывода, склонность к откладыванию суждений)
Пространственное (видит отношение вещей друг с другом и как части составляют целое)
Интуитивное (склонно к внутренним откровениям)
Целостое (способность видеть вещи целиком, без разбивания их на детали).
У ребенка, который только что родился, правое полушарие сформировано – у него есть набор чувств для восприятия окружающего мира. Закон развития человеческого мозга предполагает гармонию развития правого и левого полушария. Левое полушарие развивается при условии развития правого – это приоритет развития ребенка дошкольника. В противном случае у ребенка теряется потенциал человека-творца.
Для того чтобы ребенок был успешен в школе, в дошкольном детстве необходимо развивать правое полушарие.
Есть несколько упражнений, выполнение которых стимулирует работу правого полушария:
* Рисование воображаемых предметов. Прежде, чем что-то нарисовать, необходимо пофантазировать. После того, как воображение «разыграется», пробуем нарисовать воображаемую вещь.
* Зеркальное рисование одновременно двумя руками. При выполнении этого упражнения задействованы оба полушария, что улучшает эффективность работы всего мозга.
* Рисование на цветной бумаге.
В правополушарном рисовании самое главное – довериться интуиции и рукам, которые сами все сделают. Отключение логики и рациональной оценки является основой такого интуитивного метода творчества.
С помощью интуитивного правополушарного рисования можно убрать барьеры такие как: «я не могу», «я не умею», «у меня не получится» и раскроются спящие творческие способности. А также невероятное удовольствие от процесса и раскрытие своей индивидуальности.
- Перед началом обучения технике правополушарного рисования, нужно нарисовать любой рисунок за 5 минут. (пробный)
- Правила работы:
• рисунки выполняются в быстром темпе;
• во время работы лучше не разговаривать, так как речь это часть левого полушария, которое нельзя активировать, потому что оно тут же запустит реакцию логического мышления;
• при создании фона важно не останавливаться на краю и не бояться выходить за рамки листа. Для фона сначала нужно покрыть лист белой гуашью, потом в хаотичном порядке нанесите пятна краски разных цветов. Не жалейте краску. Растянуть цветные пятна с белой краской размашистыми движениями. Далее дорисовать нужные элементы растительность или животных.
После завершения проекта была проведена повторно диагностика: методика "Лесенка" В. Щур с целью изучения особенностей самооценки детей дошкольного возраста. Для большинства количества детей обеих групп свойственен адекватный уровень самооценки. Далее была повторно проведена методика «Цветовая диагностика эмоций» О. А. Ореховой.
Общие выводы
Первичная диагностика эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что различные ее составляющие развиты на недостаточном уровне и требуется помощь в их развитии и формировании в будущем.
По данным проведённого проекта исследования наиболее распространёнными видами неблагоприятных эмоциональных состояний в дошкольном возрасте, нуждающимися в психологической коррекции, являются: высокий уровень личностной тревожности, заниженная самооценка, выраженное агрессивное поведение, импульсивность, закрепление негативных эмоций, способствующее инверсиям личностных ценностей.
Ожидаемый результат:
Используя арт терапию правополушарного рисования, ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и, соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться», для знакомства детей с основными эмоциями, умениями понимать эмоции других людей, способность их выражать свои эмоции вербально и невербально, для приема регуляции и саморегуляции.
Метод правополушарного рисования – это создание произведений искусства, основанный на активизации работы правого полушария головного мозга
Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей, «задавленных и затюканных» замечаниями воспитателей и родителей, учебными неуспехами, нагрузкой, непомерными требованиями. Агрессивным детям. Метод не только раскрывает истинный потенциал ребенка и помогает ему легче усваивать материал, но и бережет от перегрузок и стрессов. Люди, у которых развиты оба полушария, меньше устают и имеют более высокую работоспособность. Я уверена, что «календарь целей» для дошкольников послужит отличным мотиватором для учения.
Совместное рисование на одном полотне как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться с друг другом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
https://www.edunor.ru/fgos/fgos-dou
3. Абульханова-Славская, К. А. Активность сознания личности как субъекта деятельности / К. А. Альбуханова-Славская. - М. : Просвещение, 2010.- 192 с.
4. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под ред. Н. М. Платоновой. - СПб. : Речь, 2014. - 336 с.
5. Бетти Эдвардс http :// www. drawright .com /
6. 2. Б. Эдвартс "Художник внутри вас», Минск: Попурри, 2008 г. 27.
wwwnaydisebyaru Студия правополушарного рисования
7. 3. Бетти Эдвардс «Открой в себе художника», Минск: изд Попурри.
2010, 288с.
8. 4. Лана Ф. "Правополушарное рисование", 14 Dec 2013, интернет-
ресурс,wwwnaydisebyaru
9. Воропаева, И. П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. Метод. Пособие / И Л Воропаева. - М. : Изд-во ИПК и ПРНМО; 2003;- 56 с.
10. Выготский, Л. С. Детская психология //Собр. соч. в 6-ти томах. / Л. С. Выготский. -Т. 4. -М. : Педагогика, 1984. - 432 с.
11. Добровольская, Т. А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании / Т. А. Добровольская. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. -246х: .
12. Додонов, Б. И. - Эмоции как ценность / Б. И1 Додонов. - М; Политиздат, 1978: - 272с.
13. Захаров, А. И. Как предупредить страхи у детей. / А. И. Захаров. - М. : Просвещение, 1986.- С. 112.
14. Зеленина, Е. Л. Играем, познаем, рисуем / Е. Л: Зеленина. - М. :Просвещение, 2006. - 64 с.
15. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М. : Педагогика, 1989.
16. Картушина Е. П., Романенко Т. В Психологический комфорт в школе: как его достичь, акции, тренинги, семинары. – Волгоград: Учитель, 2008.
17. Киселева Л. С., Данилина Т. А. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» .- М. АРКТИ 2005
18. Машлыкина Марина Айтечевна Прозрачный мольберт — нетрадиционное средство развития творческих способностей у дошкольников. - https://doshkolnik.ru/risovanie/12559-prozrachnyiy-molbert-netradicionnoe-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnosteiy-u-doshkolnikov.html
19. Пискунова А. А. Место проекта в образовательном процессе ДОУ. - https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/03/08/metod-proektov-v-rabote-dou
20. Чудинова В. Г. Проектная культура как часть профессионализма педагогов, - https://festival.1september.ru/articles/614391/
21. Изард, К. Е. Психолгия эмоций / К. Е. Изард. — СПб. ,2013. -286 с.