Татьяна Александровна Трунова
Прозрачный мольберт в психологической практике педагога-психолога и арт-терапии
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время увеличивается число детей дошкольного возраста с проблемами эмоционально-личностного характера. Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита не достаточно. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относится эмоциональная неустойчивость, агрессивность, повышенный уровень тревожности, импульсивность проявления эмоций, страхи различного характера, что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром и со сверстниками. Эмоциональная сфера выступает важной составляющей в развитии личности дошкольников, поскольку никакое общение и взаимодействие не будет результативным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять своими собственными эмоциями.
Публикация «Прозрачный мольберт в психологической практике педагога-психолога и арт-терапии» размещена в разделах
Ко мне, как специалисту, часто обращаются родители и педагоги с целью помочь ребенку – дошкольнику в решении проблем, связанных с повышенной тревожностью, агрессивностью, эмоциональной неустойчивостью, застенчивостью, импульсивностью в поведении, различными страхами. Я занялась поиском новых психологических технологий, которые помогли бы в построении работы с дошкольниками по развитию эмоционально-личностной сферы и способствовали бы устранению недостатков в ней. Мое внимание привлек безопасный, прозрачный арт-мольберт. Изучив методические рекомендации и прикупив мольберт, стала использовать его в своей практической деятельности. Это прекрасный многофункциональный дидактический материал.
Прозрачный мольберт можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и на занятиях в парах. Мольберт можно использовать для арт-терапевтических занятий, являющихся эффективным способом решения многих психологических проблем, таких как развитие общей и мелкой моторики, мышления в процессе восприятия и отображения, преодоление недостатков развития личностных качеств, таких как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость, ощущение несостоятельности и др.
Занятия с использованием прозрачного мольберта направлены на коррекцию, развитие психических процессов обучающихся, обогащение сенсорного опыта, развитие эмоциональной и образной памяти, развитие пространственного мышления, мелкой моторики, на сплочение детского коллектива и развитие коммуникативных навыков у обучающихся, коррекцию трудностей в общении, снижение уровня конфликтности в поведении. Занятия живописью на стекле – хороший способ творческого самовыражения детей, способствующий развитию у них коммуникативных навыков.
Очень эффективно использование прозрачного мольберта в период адаптации. Есть дети, у которых он протекает очень сложно. В процессе совместной работы с психологом, когда взрослый начинает рисовать, а ребенок продолжает рисунок, легче установить контакт, вызвать на общение.
Прозрачный мольберт можно использовать в работе по преодолению конфликтов между детьми. В процессе рисования конфликт превращается в совместную деятельность. Каждому ребенку дается задание выполнить часть рисунка, а затем дети дополняют совместный рисунок, вместе додумывают сюжет, подбирают цвет, гамму. В процессе поиска общего решения происходит снижение психо - эмоционального напряжения.
Рисование по стеклу активно развивает у детей воображение, которое является эффективным способом познания и усвоения окружающего мира, пропадает тревожность, страх и возникает желание рисовать.
Еще одним из преимуществ является то, что мольберт легко можно переносить и использовать в разных помещениях.
Спектр возможностей применения данного методического пособия достаточно широк и актуален для педагога-психолога, т. к. всегда интересно найти методы, приемы и способы организации коррекционно-развивающей работы, которые помогут добиться положительного результата.
Виды работ
с использованием прозрачного мольберта
Алгоритм занятия работы за мольбертом :
1. Ритуал приветствия
2. Разминка - снятие напряжения, включение в занятие -пальчиковая гимнастика (ежики, су-джок и т. Д.)
3. Основная часть (на мольберте)
4. Рефлексия
5. Ритуал прощания
Рисование на «Стеклянном мольберте» :
• Способствует развитию мелкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей, интеллекта.
• Развивается координация рук. Детские пальчики становятся более сильными, ловкими и умелыми. Ребенок учится различать ощущения окружающих предметов, их физические свойства.
• Рисование способствует развитию памяти, усидчивости, внимания.
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения.
• Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальчиками, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Копии сделанных рисунков можно сохранять, осторожно приложив к сырому рисунку лист бумаги.
• Ребёнок раскрепощается, становится общительным, уверенным в себе, устраняются страхи и комплексы. Настольный мольберт использую в работе с подгруппой и индивидуально, в вечерний отрезок времени перед сном.
Во время рисования на мольберте можно использовать различные нетрадиционные техники:
1. Рисование пальчиками и ладошкой
2. Рисование листьями.
3. Штампы и печати.
4. Поролоновые рисунки.
5. Рисование маркером
6. Точечный рисунок (ватные палочки).
7. Рисование по очереди.
8. Рисование с натуры (портреты, игрушки и т. д.)
Игры и упражнения с использованием прозрачного мольберта
Игра для самых маленьких «Дождик, дождик, кап, кап, кап».
Задачи:
1. обучать приемам «пальцевой живописи»;
2. развивать зрительно – двигательную координацию;
3. формировать умения адекватно относиться к изобразительному материалу (не есть краски, не разбрызгивать воду и краски, не размазывать краски по телу или по столу, подрожать действиям педагога, принимать помощь с его стороны.
Оборудование:
• прозрачный мольберт
• гуашь синего цвета
• пластиковая тарелочка
• влажные салфетки для вытирания пальцев руки
Ход игры:
1. Обмакнем один палец в синюю краску
2. Нарисуем капельки дождя, используя краску синего цвета.
3. Вместе радуемся полученному изображению
Игра «Гусеница».
Задачи:
1. формировать умения дорисовывать изображения до целостного образа, используя традиционную технику рисования кистью (прием "примакивание", рисование кончиком кисти, рисование волнистых линий);
2. расширять активный и пассивный словарный запас ребенка;
3. развивать желание украсить формы узором.
Оборудование:
• прозрачный мольберт
• гуашь желтого, красного, синего, зеленого цвета,
• пластиковые тарелочки,
• баночка с водой,
• влажные салфетки
• беличьи кисточки № 1, 3
Ход игры:
1. Обмакнем ребро ладони в краску или используем кисть для окрашивания его в нужный цвет. Оттиснем отпечаток ребра ладони несколько раз на стекле мольберта
2. Дорисуем с помощью тонкой кисточки полученное изображение, используя краски красного, зеленого и синего цвета.
Игра «Рисуем вместе».
Задачи:
1. развивать навыки ориентирования на вертикальной плоскости, сотрудничества ;
2. формировать творческую активность.
Оборудование:
• прозрачный мольберт
• гуашь,
• кисти,
• непроливайка,
• салфетка,
• образец рисунка
Ход игры:
дети с разных сторон рисуют одинаковые предметы, после чего объединяют рисунки совместным сюжетом. Например: «у кошки день рождения» - дети рисуют шарики для кошки, а затем проводят ниточки к ее лапкам. Психологь, побуждает детей работать совместно, формирует у них коммуникативные навыки, развивает творческие способности.
Игра «Цветы».
Задачи:
1. формировать навыки работы в паре, по определенным правилам
2. развивать зрительно - моторную координацию.
Оборудование:
• прозрачный мольберт
• гуашь
• кисти
• стакан непроливайка
• салфетка
• образец рисунка
Ход игры:
девочка рисует круги («бутоны», мальчик подрисовывает к ним линии («стебли»). Выполняется в быстром темпе.
Арт - терапевтическое упражнение «Рисуем под музыку времена года» (для подгруппы детей) направлено не только на самовыражение своего эмоционального состояния и эстетического восприятия, но и на развитие творческой активности, фантазии и воображения. Под музыку Антонио Вивальди «Времена года», ребятам предлагалось изобразить при помощи больших мазков, разными цветами на арт-мольберте времена года.
Лето – красные мазки (ягоды);
Осень – желтые и оранжевые мазки (листья);
Зима – голубые мазки (снег, снежинки);
Весна – зеленые мазки (листья, трава).
Выполняя это необычное упражнение, у детей наблюдалось состояние радости и восторга