Галина Грабина
Методики обследования звукопроизношения детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Обследование звукопроизношения
В первую очередь выявляют, какая группа (группы) звуков нарушена. Для этого детям можно дать картинку с простым сюжетом, но такую, чтобы на ней были изображены предметы и действия, в названиях которых есть все группы звуков.
I — свистящие: с, з, ц, с’, з’;
II — шипящие: ш, ж, ч
III — сонорные: л, л’ р, р’ j
IV — заднеязычные: к, г, х, к’, г’, х’;
V — звонкие: в, б, и др. ;
VI — мягкие: г’, д’, н’ и др.
Публикация «Методики обследования звукопроизношения детей с ОНР» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
У ребенка нарушение звукопроизношения может затрагивать все группы звуков, включая и гласные. Гласные звуки обследуются в следующем порядке : [а], [э], [о], [ы], [у], [и]. Отмечается, хорошо ли ребенок открывает рот, выразительна ли его артикуляции во время произнесения гласных звуков. Обследование согласных звуков проводится в следующей последовательности: губно-губные и губно-зубные, заднеязычные, язычно-зубные, язычно-альвеолярные (сонорные, язычно-передненебные (шипящие и свистящие). Для обследования звукопроизношения используется набор рисунков, картинок. Предметы на рисунках подобраны так, чтобы исследуемые звуки находились в трех позициях: в начале, середине и в конце слова. Звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются.
Примерный список слов, на которые можно подобрать картинки:
(с) – санки, оса, нос;
[с’] – семь, апельсин, гусь;
|з] – замок, коза;
[У] – зима, магазин;
[ц| – цапля, овца, палец;
[ш] – шапка, машина, мышь;
[ж] –жук, лыжи;
[ч] – чайник, качели, мяч;
[щ] -- щука, овощи, плащ;
[л] – лампа, балалайка, дятел;
[л’| – лимон, пальма, фасоль;
(р) – ракета, картошка, комар;
[р’| – репка, карета, дверь;
[к] – кошка, окно, летчик;
[г] – город, огород, дог;
(х) – хлеб, охота, ах.
Фиксируется характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим, искаженное произнесение (носовое, смягченное, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное).
Результаты обследования должны отражать :
- форму нарушенного произношения (при изолированном произнесении) : норма, отсутствует, заменяется, искажается;
- положение нарушенного звука : в начале, в середине, в конце слова;
- наличие синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц и крыльев носа во время артикуляции.
По результатам обследования всех звуков определяется уровень нарушенного звукопроизношения.
Первый уровень (низкий) – у ребенка нарушено более 5 групп звуков, включая и гласные звуки. Помимо отсутствия, замен и искажений звуков, имеют место синкинезии, гиперкинезы лицевых, мимических мышц. Отмечается недостаточная выразительность артикуляции во время произнесения гласных звуков и нарушенных согласных.
Второй уровень (ниже среднего) – у ребенка нарушены 3-4 группы звуков, включая и гласные звуки. Помимо отсутствия, замен и искажений звуков, имеют местосинкинезии, гилеркинезы лицевых, мимических мышц. Отмечается недостаточная выразительность артикуляции во время произнесения гласных звуков и нарушенных согласных.
Третий уровень (средний) – у ребенка нарушено 7–11 звуков, относящихся к двум группам звуков, которые могут отсутствовать, заменяться и искажаться. Гласные звуки и остальные согласные звуки ребенок артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гиперкинезовлицевых, мимических мышц.
Четвертый уровень (выше среднего) – у ребенка нарушено 1-6 звуков, относящихся к одной группе звуков, которые могут отсутствовать, заменяться и искажаться. Гласные звуки и остальные согласные звуки ребенок артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц.
Пятый уровень (высокий) – ребенок все звуки артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц.