Ирина Чичина
Методики музыкального воспитания. Карл Орф и его «Шульверк»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка - могучий источник мысли. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие», - говорил В. А. Сухомлинский.
Существует множество приемов, педагогических наработок и просто прекрасных идей для того, чтобы познакомить ребенка с миром музыки.
Публикация «Методики музыкального воспитания, Карл Орф и его „Шульверк“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методика Карла Орфа
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Дмитрий Кабалевский, Золтан Кодай, Карл Орф, Шиничи Судзуки – имена выдающихся музыкантов, живущих в разное время в разных точках мира. Но все они внесли огромный вклад в систему музыкального образования и во многом трансформировали ее. Благодаря педагогам-новаторам обучение музыке перестало быть привилегией лишь «избранных» и «одаренных», теперь оно стало доступно всем. В своей педагогической практике, как преподавателю Детской школы искусств и начинающей свою педагогическую деятельность впервые как музыкальный руководитель дошкольного образовательного учреждения, мне более близко утверждение немецкого композитора и создателя программы музыкального обучения для детей Карла Орфа - «Каждый ребенок музыкален!».
Карл Орф, современник Д. Кабалевского, создал такую систему музыкального воспитания, которая рассчитана не на «избранных», не на имеющих специальную подготовку, а на всех детей. Ее главной целью является развитие творческой фантазии, в элементарном музицировании, а задача музыкального воспитания по Орфу – стимулировать творческую фантазию, умение импровизировать, сочинять в процессе индивидуального и коллективного музицирования. Музыкальное воспитание, по мнению Карла Орфа, не должно ограничиваться развитием слуха, ритма, слушанием музыки, обучением пению или игре на музыкальных инструментах. Создавая свою систему детского музыкального воспитания, Карл Орф ставит в центр её активное действие: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок, -говорил К. Орф, - музыкантом или врачом, учёным или рабочим, задача педагогов воспитывать в нём творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить и этому надо помочь.
Методика музыкального воспитания Карла Орфа опирается на широкое использование музыкального фольклора и развитие творческой инициативы. Свое художественное воплощение эти принципы нашли в «Musikshculerwerk» - «музыка для детей» (в соавторстве с Г. Кеетман).
«Шульверк» - это пятитомное собрание пьес для хорового исполнения в сопровождении инструментов, упражнений в произношении и декламации, ритмических упражнений, театрализованных сценок, - все, что необходимо для практического музицирования. Тем более, что такие танцы и движения сопровождаются не только игрой на музыкальных инструментах, но и «звучащими жестами» - хлопками, шлепками по бёдрам, топанием ног, щелчками пальцев, цоканьем языком и т. д. Основой «орфовского оркестра» являются так называемые штабпили - мелодические ударные инструменты с деревянными или металлическими пластинками (различного размера ксилофоны, металлофоны, глокеншпили); а также широкая группа немелодических ударных (от детских литавр, двойного барабана и до маленьких тарелочек). Также – очень простые духовые инструменты: родственные народной свирели – разного диапазона блокфлейты; и некоторые смычковые инструменты, используемые для извлечения тянущихся звуков на «пустых» струнах.
На начальной стадии обучения Орф рекомендовал прежде всего ударные инструменты, прекрасно развивающие ритмическое чувство детей, а также некоторые мелодические инструменты - ксилофоны, глокеншпили, металлофоны, блокфлейты и др. Ценность его системы состоит в том, что она рассчитана на разные возрастные группы детей с учетом особенностей каждой. Каждая небольшая пьеса представляет собой простейшую партитуру, доступную в исполнении даже маленьким детям.
Пьесы «Шульверка» созданы вовсе не для того, чтобы их разучивали по нотам. Все они представляют собой модели, демонстрирующие последовательное усложнение музыкального материала и способ, который доступен детям для самостоятельного поиска мелодических и ритмических средств в работе с музыкальным материалом. Первостепенное значение отводится здесь метро- ритмическому началу, которое строится не только на основе движения и игры на элементарных музыкальных инструментах, но прежде всего на речь, музыкальную декламацию и пение. В основе всех музыкальных упражнений, как ритмических, так и мелодических, лежат речевые упражнения. «Шульверк» построен на народных песнях и старинной музыке, содержит большое количество хоровых песен, пословиц, считалок, детских дразнилок, загадок. В последних томах Орф использует французский, шведский, датский и английский фольклор.
Идея синкретического развития, опирающегося на народные лады, ритмы и жанры, подхваченная Орфом от Эмиля Жак-Далькроза, Белы Бартока, Золтана Кодая, ряда других просветителей и музыкантов, является для «Шульверка» ключевой. Музыка вырастает из ритмизованной речи, ее формы рождаются в танцевальном движении, и все это окрашивается радостью взаимного общения и игры.
В «Шульверке» Орф предлагает творить не только ребёнку, но и педагогу. Величие и гуманность концепции Орфа заключается в том, что он ставит во главе личность каждого ребёнка, воспитывая человечность и гуманность.
Благодаря его программе даже «необучаемые» дети могли исполнять разные части специальных музыкальных произведений с относительной легкостью.
Системы музыкального воспитания разнообразны, а мысль о том, что музыкальное образование доступно каждому, признана всеми.