Папки-передвижки

Музыкальное искусство и художественная деятельность-основа музыкального воспитания и развития дошкольников

Татьяна Федосова
Музыкальное искусство и художественная деятельность-основа музыкального воспитания и развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного» Платон.

Музыка (греч. муза)искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом устроенные во времени.

«Искусство — форма отражения действительности в художественных образах».

Там и там – основополагающим является художественный образ.

Публикация «Музыкальное искусство и художественная деятельность-основа музыкального воспитания и развития дошкольников» размещена в разделах

Язык искусства - это особый язык — язык художественных образов, который позволяет общаться людям, не только говорящим на разных языках, но и живущим в разные исторические эпохи.

Задача музыкального руководителя — состоит в том, чтобы: помочь ребенку прикоснуться к этой тайне, т. е. стать участником таинства общения с музыкой; помочь понять художественный образ, который раскрывает описываемое явление действительности. А что же делает художественный образ неповторимым и уникальным? Ответ прост - сочетание в искусстве одновременно изображения и выражения. В музыке изображение реальности чаще всего связано с воссозданием или имитацией с помощью звуков различных явлений (шум моря, звон колоколов, пение птиц). Например: Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»; Г. Свиридов «Тройка»; П. Чайковский «Песня жаворонка». Для того чтобы подчеркнуть изобразительность в музыке, композиторы определяют названия своих произведений, задают своего рода программу, которая ограничивает воображение слушателя содержательными рамками. Поэтому такая музыка определяется как программная.

Вторая сторона художественного образа - выразительность — т. е. отражение внутреннего состояния, переживания которые изображает художник или композитор.

Музыка — пространственное искусство. Потому что при создании музыкального произведения и при его восприятии человек представляет себе ту или иную картину. Эту картину в пространстве человек не может ощутить зрительно, т. к. она развертывается лишь в его сознании. Это означает, что музыка обладает способностью с помощью слуховых и зрительных ассоциаций создавать пространственные образы, например: 1. море в «Шахерезаде» Римского-Корсакова, 2. утренний рассвет в «Хованщине» Мусоргского.

Природа музыки, ее художественных образов связана и с интонацией. Музыкальная и речевая интонации во многом схожи. Средствами передачи интонаций в речи являются: высота (регистр речи, громкость (разговор на повышенных тонах или приглушенный, ритм (отрывистая или плавная речь, темп (быстрота речи, оттенки тембра (вы не узнаете окраску голоса человека в минуты его волнения). Что же такое интонация в музыке?

1. Музыкальная интонация (даже состоящая из двух-трех звуков, в отличие от речевой, несет в себе музыкальный образ.

2. В музыкальной интонации заключено основное содержание музыки. Через интонацию в музыке отражаются человеческие чувства, представления, явления окружающего мира.

3. Музыкальная интонация более развита, чем речевая, и имеет богатейшие выразительные возможности, а звуки, из которых она складывается, обладают точно фиксированной высотой.

Интонация — это язык музыки, язык, наиболее полно выражающий чувственный мир человека.

Почему и взрослые, и дети так охотно слушают популярные эстрадные песни? В действительности это происходит, потому что интонации популярных эстрадных песен соответствуют ритму времени. Более того - их интонации не требуют серьезного эмоционального погружения. Ведь зачастую эстрадные песни состоят из самых бессмысленных слов или построены на частом повторении одного итого же слова или предложения…. Т. е. они слишком просты…. Мы как простые слушатели, не музыканты - воспринимаем музыку именно - интонационно. А интонационное восприятие музыки не предполагает ее разделение на составляющие — т. е. мелодику, ритмику, интервалику. Такое осознание музыки возможно через аналитические операции. Для совершения таких операций необходимо специальное обучение. Поэтому профессиональные и непрофессиональные музыканты разнятся в понимании музыки.

Исходя из сказанного процесс общего музыкального развития ребенка, который осуществляется в детском саду, должен отличаться от процессов специального обучения музыке. В этом случае – мы должны помочь ребенку: понять интонацию в музыке, научить его читать музыкальный язык, и в результате научить понимать музыку. В музыкальной интонации – мы должны помочь ребенку: услышать эмоции, которые передает музыка (а для этого мы подбираем соответствующий музыкальный репертуар, который ярко рисует те или иные жизненные эмоции, близкие детям). Таким образом, опираясь, на ярко-эмоциональный музыкальный репертуар мы помогаем ребенку понимать и чувствовать музыку.

Для того чтобы сформировать в сознании ребенка музыкальный образ, мы снова, опираясь на определенный музыкальный репертуар, – помогаем ребенку понять этот образ. Например, знакомим детей с «музыкой воды», для этого мы предлагаем детям прослушать вступление к опере «Садко», «Океан-море синее» (Н. А. Римского-Корсакова). И рассказываем о том, что в этом произведении композитор изобразил, какое бывает море: а море бывает - тихое, спокойное, взволнованное, бушующее. За счет подобного рода образных произведений, музыка для ребенка становится доступнее и понятнее. Это происходит потому, что ребенок, слушая музыку, сосредотачивает свое внимание на уже конкретном музыкальном образе.

И в итоге, мы приходим к выводу, что для ребенка программная, образная музыка доступнее для понимания. Она обогащает его эстетические чувства, развивает музыкальное мышление, творческое воображение и представления о красоте музыки.

Музыка — это искусство особых выразительных средств.

За короткий срок в системе музыкального воспитания дошкольников изменилось очень многое: появилось большое количество программ, образовательных технологий, изменились дети и родители. А главное – изменились требования к содержанию и организации музыкального воспитания. На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам, которые бы позволили образовывать (обучать, воспитывать, развивать) дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Ориентиром в этом направлении являются требования ФГОС ДО, устанавливающие нормы и правила, обязательные при реализации основной образовательной программы (ООП) ДО, определяющие новое представление о содержании и организации музыкального воспитания. Область «Музыка» входит в совокупность образовательных областей программы. Реализация ее содержания направлена на формирование общей культуры детей через развитие музыкальности, музыкально-художественной деятельности детей и способности эмоционально воспринимать музыку, приобщение к музыкальному искусству. Причем за счет тематического разнообразия, выразительных и изобразительных возможностей музыки параллельно решаются и задачи других образовательных областей. Комплексно-тематический принцип и принцип интеграции реализуются в совместной деятельности взрослого и детей (непосредственная образовательная деятельность – НОД и деятельность в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями дошкольников, в различных видах детской деятельности. Так, вот, согласно требованиям ФГОС ДО, реализация образовательной области «Музыка» осуществляется через музыкально- художественную деятельность детей. Музыкально-художественная деятельность — это способ взаимодействия человека с музыкой. Проблема художественной деятельности активно исследуется в науке. Философский словарь определяет художественную деятельность как «деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства».

Художественная деятельность представляет собой процесс выработки, хранения и передачи информации и состоит из трех звеньев:

1. творчество музыканта, в котором необходимая информация вырабатывается, закрепляется для хранения и кодируется для передачи другим людям;

2. собственно произведение искусства, которое кодирует информацию, передаваемую музыкантом;

3. художественное восприятие, при котором информация извлекается, что требует понимания этого особого языка.

Эта схема объясняет сущность художественно-музыкальной деятельности. Например: Л. Бетховен был потрясен женской красотой, и это потрясение закодировано в нотной записи «Лунной сонаты». Композитор несет вам информацию о своих переживаниях и чувствах, а вы расшифровываете ее, испытывая похожие эмоциональные состояния.

Музыкально-художественная деятельность это - целостность четырех основных форм человеческой активности:

1 преобразовательной, когда активность, человека направлена на объект с целью его изменения;

2 познавательной, когда активность направлена на объект с целью получения сведений о нем;

3ценностно-ориентационной, когда активность направлена на объект с целью определения его ценностной значимости;

4коммуникативная — в случае взаимодействия двух и более субъектов. Музыкально-художественная деятельность — это и создание, и исполнение, и восприятие музыкальных произведений.

В основе музыкально-художественной деятельности — лежит творчество. Детское музыкальное творчество может проявляться в процессе восприятия музыки, а также в различных формах общения ребенка с музыкой : пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Проявление творческих способностей при восприятии музыки осуществляется : в словесной передаче эмоциональных переживаний от прослушанного произведения, в цветовом и графическом моделировании музыки, в рисунках, отражающих состояние ребенка.

Песенное творчество выступает важнейшим средством самовыражения и самоутверждения ребенка в музыкальном искусстве. В младшем дошкольном возрасте песенное творчество детей наиболее ярко можно наблюдать в игровых заданиях на звукоподражание: подражание звучанию сигналов больших и маленьких детских игрушек, пению птиц, движению транспорта. Кроме заданий на звукоподражание, можно использовать и игровые задания на импровизацию музыкальных вопросов и ответов. При этом возможно использовать такой прием, как чередование речи педагога с пропеванием слова или короткой фразы. Тексты вопросов и ответов могут предлагаться: «Что-то Машеньки не слышно?»«Погулять, наверно, вышла»; «Мышка, мышка, что не спишь, что соломкою шуршишь?»«Я боюсь уснуть, сестрица: кот усатый мне приснится» и т. д., Но кроме того тексты и вопросы могут быть и придуманы самим ребенком. Важно обращать внимание ребенка на характер различных интонаций в вопросах и ответах: интонации возгласа, призыва, жалобы, удивления и т. д. Для того чтобы пробудить в детях песенное творчество, можно использовать и такие игровые задания, как: задания на завершение мелодии, начатой музыкальным руководителем. Например, если на небе светит солнце, то…. ; если птицы улетаю на юг, то…. Задания на сочинение мелодий с опорой на заданный мотив или текст и т. д. Например, поем знакомые стихи: Солнце радостно смеется, На дворе звенит капель.

Творчество детей в ритмике проявляется в их умении импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе имеющегося запаса музыкально-ритмических движений, а также в способности придумывать собственные оригинальные музыкально-двигательные композиции. Можно выделить ряд этапов, отражающих усложнение музыкально- творческих проявлений детей. Первый этап развития способности ребенка двигательно реагировать на музыку связан с использованием пьес и песен с яркими образами: образ смелого наездника в пьесе Р. Шумана, веселых, задорных клоунов в музыкальном произведении Д. Кабалевского «Клоуны», повадки шустрых, подвижных мышек в музыкальном произведении А. Жилинского «Мышки». На этом этапе перед детьми при этом ставятся творческие задания, которые позволяют им самостоятельно выбирать движения, отражающие повадки зверей, птиц или других персонажей. Музыкальный руководитель при этом дает примерный образец движений, показывая несколько вариантов, из которых ребенок выбирает по своему усмотрению один, наиболее полно отвечающий, по его мнению, характеру музыки. Разновидностью творческих проявлений на данном этапе музыкально- двигательного развития ребенка могут служить действия детей, связанные с имитацией игры на различных музыкальных инструментах. По мере овладения детьми навыками исполнительских движений, обогащения музыкального опыта ребенка музыкальный репертуар усложняется. Детям предлагаются музыкальные произведения с ярко выраженной динамикой развития музыкального образа : например, «Сицилийская песенка» из «Альбома для юношества» Р. Шумана, «Парень с гармошкой» Г. Свиридова из «Альбома пьес для детей». Это побуждает ребенка использовать более широкий спектр движений, своевременно менять их в соответствии с характером музыки. Именно программные музыкальные произведения занимают ведущее место в выполнении творческих заданий.

Следующий этап в развитии музыкально-творческих проявлений детей в ритмике связан с формированием у них навыков передачи в движении взаимоотношений различных персонажей, контрастирующих между собой. Для подобных заданий подбираются песни с ярким, динамичным сюжетом, побуждающим к движению: например, «Козочки и волки», муз. В. Витлина; «Два барана», муз. М. Козловой и др. При том важно акцентировать внимание детей не столько на изобразительной, сколько на выразительной функции движений. Более сложный этап развития детей в ритмике связан с выполнением музыкально-двигательных композиций, придуманных самими детьми. Творчество детей на этом этапе проявляется в нестандартности, оригинальности пластики тела ребенка. Старшим дошкольникам могут предлагаться более сложные задания, включающие пластические импровизации на классическую музыку : - ребенок может изобразить картину моря - Волнообразным движением рук (вступление «Океан-море синее» к опере Н. Римского-Корсакова «Садко». Но прежде чем, ребенок приступит к импровизации, настройте его на этот лад. Предложите детям представить себя жителями сказочной страны, в которой люди не умеют разговаривать. Но передавать информацию и общаться, возможно, не только с помощью речи, но и с помощью языка движений, мимики. Например, можно «разговаривать» и «петь» руками.

Детское инструментальное творчество включает: подбор мелодий по слуху; сочинение несложных мелодий, различных по жанру и характеру; инструментальные импровизации на основе уже имеющегося опыта инструментального музицирования. Творчество в игре на музыкальных инструментах у детей младшего дошкольного возраста может проявляться в простом контрастном по характеру звукоподражании: редким каплям дождя (тихая звучность треугольника, раскатам грома (барабан, трещотка, стуку дятла (ложки) и т. д. В среднем и старшем дошкольном возрасте можно использовать инструменты для озвучивания сказок и стихов. Творческие задания для детей старшего дошкольного возраста усложняются: дети могут использовать звуковысотные и ударные инструменты для сочинений простейших попевок и мелодий в различных жанрах, могут носить проблемный характер: сочинение мелодий или песен, контрастных по характеру (контраст в пределах разных жанров — песня или марш; одного жанра — веселая или грустная песня; контраст в передаче одного (например, радостно- торжественно или нежно) или различных настроений.

Итак детское музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкально-художественной деятельности ребенка : в процессе восприятия музыки, а также в различных формах общения ребенка с музыкой : пении, ритмике. игре на детских музыкальных инструментах.

Публикации по теме:

Музейная педагогика как средство воспитания, развития и обучения дошкольников 1слайдТема: «Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников» 2слайд эпиграф «Музей – это смесь искусства.

«Пальчиковые игры — как основа развития речи дошкольников» В современном обществе с каждым годом, всё больше и больше рождается детей с отклонением в развитии, в том числе и детей с задержкой речи.

Доклад «Музыкальное занятие как основная форма музыкального воспитания дошкольников с проблемами в развитии» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА» Доклад на тему: «Музыкальное занятие.

Движение — основа для развития координационных способностей младших дошкольников Физическое развитие ребенка происходит по генетически заложенной программе. Однако доказано (П. К. Анохин, что реализация этой программы.

Коррекционная направленность музыкального воспитания дошкольников с задержкой психического развития Коррекционная направленность музыкального воспитания дошкольников с задержкой психического развития. Использование коррекционной ритмики.

Консультация «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания» Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный.

Открытое музыкальное занятие в старшей группе «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса и чувства ритма» Открытое музыкальное занятие в старшей группе на тему: «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса и чувства ритма».

Совместная деятельность как основа развития готовности дошкольников к взаимопомощи Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Черёмушки» города Балашова Саратовской области Совместная.

Статья «Психологические особенности детей дошкольного возраста как основа музыкального развития» Дошкольный возраст (3-7 лет) представляет собой качественно новый период по сравнению с ранним детством: происходит бурное развитие речи,.

Театрально-игровая деятельность как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста Игра - естественный для ребёнка вид деятельности, мотив её лежит в самой её сущности. Свободное от регламентации игровое действие позволяет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальное искусство и художественная деятельность-основа музыкального воспитания и развития дошкольников
Опубликовано: 18 ноября 2016 в 17:59
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкальное искусство и художественная деятельность-основа музыкального воспитания и развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Федосова (УИ 364648) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД