Елена Сидорова
Новые формы общения взрослых и детей в семье и ДОУ средствами музыкального воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Причин, соединяющих людей невидимыми нитями общения и привязанности очень много, их иногда невозможно уловить, тем более «заключить» в слова. Замечателен сам факт появления на нашем «педагогическом небосклоне» интереса к новым формам общения взрослых и детей. Это свидетельство происходящих глубоких изменений в сознании людей, прежде всего, взрослых, которые своим поведением передают детям уже иные ценности. В частности, представления о ценностях неформального доброжелательного общения, естественного, спонтанного поведения, важности диалога друг с другом.
Публикация «Новые формы общения взрослых и детей в семье и ДОУ средствами музыкального воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
«Такую чистую радость могут дарить друг другу только люди, никакие материальные «сокровища» на это не способны. Чувствуя, что глаза находящихся рядом полны бескорыстного внимания и доверия, люди сбрасывают свои обычные маски и роли как надоевшую «лягушачью кожу» - и тогда они все вместе способны творить чудо праздника, в воздухе которого будут вспыхивать звёзды, а искры душ будут сверкать, озаряя общение теплотой, искренностью.» (Т. Э. Тютюнникова статья «Праздник – это чудо общения» Дошкольное воспитание №1 за 1999г.)
Малыш проявляет особый интерес к тому, что и как делает взрослый. Мама, папа и другие взрослые люди, в том числе и педагоги, находящиеся рядом, раскрываются перед ним, как удивительные умельцы и искусники, способные творить с предметами истинные чудеса. Чудесами ему кажется процесс глажки и стирки белья, манипуляции с ножницами, иголкой, зажиганием конфорки газовой плиты и ремонтом велосипеда. Ребёнку всё нужно попробовать. Взрослый для него – эталон тех действий, которые он желает осуществить. Ему интересно только то, что интересно взрослому. И делать он хочет только то, что делает взрослый, но с обязательным не только присутствием, но именно непосредственно деловым его участием – ребёнок нуждается в том, чтобы взрослый сотрудничал с ним в деле, организуя его, помогая ему в трудную минуту, подбадривая при неуспехе, хваля за достижения. Ребёнок чувствует себя комфортно, когда рядом с ним танцует или играет взрослый, помогая ему психологически не растеряться, быть уверенным и спокойным.
Роль педагога заключается в том, чтобы наладить общение между родителями и детьми. Общение осуществляется на основе общего дела – практического сотрудничества, которое может осуществляться в различных видах совместной деятельности, в том числе и на праздниках и развлечениях. Традиционно, родителям детей раннего и даже младшего возраста не разрешают присутствовать на праздниках у малышей раннего возраста, считая, что родители будут отвлекать малышей и своим присутствием мешать восприятию содержания. В нашем учреждении имеется положительный опыт проведения таких совместных мероприятий.
Прикосновение и телесный контакт являются в этом возрасте биологической потребностью. Само касание представляет эмоциональный ответ. Положительные эмоции усиливают восприятие, желание что-то делать, влияют на воображение. Поток ласковых, любовных воздействий малыш оценивает как необычайно важные действия. Поэтому, на совместных мероприятиях располагаем детей и взрослых таким образом, чтобы ребёнок находился в непосредственной близости с мамой или папой. Например, сидя на коленях, если такое желание возникнет,или сбоку, рядом на соседнем стуле. И только в более старшем возрасте – за спиной ребёнка, отдельно, если того требует задумка. Стараемся, как можно чаще строить программу совместных мероприятий таким образом, чтобы дети в процессе утренника больше выполняли совместных действий с родителями. В процессе утренника детям предлагается: согреть маму, накинув её на плечи тёпленький платочек (путешествуя в холодном осеннем лесу); превратить маму в девочку, выбрав ей новогоднее украшение на голову (дед Мороз только детей пригласил); угостить мам конфетами, которые принесла кукла («Маму угостим, и сами – ам,- съедим!»; рассказать о своей семье («Этот пальчик – бабушка, этот пальчик – дедушка…» - мама загибает пальчики на ручке ребёнка, покатать маму на самолёте (мама в роли пассажира кладёт руки на плечи ребёнку сзади, или напоминаем, как можно маме показать свою любовь (поцелуем, ласковым словом, поглаживанием по головке). Очень большое значение имеет подбор репертуара. Особой популярностью пользуются совместные танцы и игры. Как правило, это простые танцы с повторяющимися движениями под пение или словесное сопровождение педагогов, различные пляски – приглашения, игровые танцы, в которых взрослые используют свои возможности (рост, силу, ловкость). Дети очень любят, когда их берут на руки, кружат, качают, приподнимают и т. д. В таких танцах – играх дети и взрослые вступают в тесный контакт, который даёт особые ощущения и эмоции.
Подыгрывание на музыкальных инструментах при рассказывании даже самой простой, давно известной ребёнку сказки откроет увлекательный мир музыкального творчества.
Стихи увлекают детей своим ритмом. Но, как и при озвучивании сказки, образы стихотворения становятся более яркими, если при чтении добавить совместное подыгрывание на музыкальных и шумовых инструментах. Стихи и сказки могут быть самыми разнообразными. Я очень люблю использовать в работе работы М. Картушиной, Т. Тютюнниковой. На просторах интернета готовых моделей для озвучивания стихов великое множество. Вот некоторые варианты (извините, авторы данных моделей мне неизвестны):
Стихотворение «Дождик»
Кап-кап-кап, кап-кап-кап треугольник, колокольчик
Дождь осенний льётся! металлофон «глиссандо»
Мы хотим его поймать, удары по разным пластинам металлофона
А он не даётся.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап треугольник
По зонтам, по крышам барабан
Дождик весело стучит деревянные кубики
То сильней, то тише. деревянные кубики с изменением динамики
«День и ночь» А. С. Ахмеровой
Рано утром в темном небе
Вдруг раздался сильный гром Крышка от казана
Капли падали на крышу Перевернутые кухонные миски
Отчего запел весь дом:
Тут поднялся сильный ветер, Дудочка, или дуть в горлышко бутылки
Зашумел в листве, в саду Шуршалки из фольги, или целлофана
С веток яблоки срывались, Барабан
Падали на землю- БУМ!
А сороки от испуга Трещетка
Растрещались по округе
Гром ударил еще раз- Крышка от казана
И затихло все тот час
Пауза
Лишь маленькие капельки
Стекали с крыш и капали МеталлофонВот тучи расступились
И солнышко взошло. Металлофон (glissando).
От соловьиных трелей
Нам радостно, светло - Колокольчик и бубен вместе
Успокоится природа -
Мы услышим новый звук: Деревянные ложки
За околицей, в лесу
Раздается дятла стук:
На соседней улице
Тройка лошадей бежит Кастаньеты, румба
А над беленьким цветочком
Пролетая, жук жужжит Игрушечный детский фен на батарейках
Незаметно стало тише,
Солнце скрылось за горой.
Спят в кроватках ребятишки, (Кладут ладошки под щёчки –«спят»)
В ульях спит пчелиный рой.
Вот одна, треугольник, фужер и палочка
Вторая,
много!
В небе звездочки зажглись! Ключи на вешалке
С наступленьем ночи мыши киндеры
Все на кухне собрались
Нашли мешочек семечек Маракасы, или
И вся семья мышат скорлупки от фисташек
С огромным удовольствием прикрепленные к деревянной ложке
Едят, грызут, шуршат:
Вдруг один мышонок прыгнул,
Скатерть зацепил и ту-у-ут….
На пол грохнулась кастрюля, Тарелки, крышки
Издавая жуткий звук:
Все мышата испугались Киндеры
И по норкам разбежались.
Нас теперь вокруг одна
Окружает тишина…. Прижать палец к губам: Т-с-с-с!
Стихотворение «Осень»
Тихо бродит по дорожке, Тихо бьют ладошками по барабану.
Осень в золотой одежке.
Где листочком зашуршит, Маракасы
.
Где дождинкой зазвенит. Колокольчики.
Раздается громкий стук: Деревянные ложки
Это дятел – тук да тук!
Дятел делает дупло
Белке будет там тепло.
Ветерок вдруг налетел, Румбы.
По деревьям пошумел,
Громче завывает, Тремоло бубнов.
Тучки собирает.
Дождик-динь, дождик-дон! Колокольчики, металлофоны.
Капель бойкий перезвон.
Все звенит, стучит, поет - Все инструменты
Осень яркая идет!
Воспитатели данный материал могут так же применять при организации самостоятельной музыкальной, игровой деятельности. Родителям его можно порекомендовать при организации домашнего досуга.
Педагоги помогают родителям консультациями и практическим материалом на тему «Проведение домашних праздников», предлагая им сценарии календарных, именных, бытовых семейных праздников, игровой и танцевально – песенный материал. Ведь если родители возьмут за правило хотя бы раз в месяц организовывать дома небольшие детские праздники, причём так, чтобы активное участие на всех этапах подготовки к нему принимали сами дети, то к подростковому возрасту ребята сами научатся творчески применять приобретённый опыт, использовать художественные умения и инициативу на встречах с ровесниками.
В результате такой работы, общение взрослых и детей выходит на совершенно иной уровень. Родители привыкают к такой форме проведения детских праздников, когда родители – полноправные участники, а не только зрители и критики. Они вступают в тесный контакт с детьми, который даёт особые ощущения и эмоции. Процесс разучивания и исполнения совместных танцев, игр доставляет огромную радость и детям, и взрослым, способствует их эмоциональному сближению, а иногда - и коррекции взаимоотношений детей и родителей.
Несколько раз в году мы имеем возможность наблюдать удивительные вещи: дети и взрослые находят неподдельную радость в общении друг с другом на праздничных досугах. Они её не просто находят, а ищут и к ней стремятся. А педагоги делают всё, чтобы эта радость состоялась для любого участника праздника, даже случайно на него попавшего. В чём она конкретно будет заключаться – это тайна, и её каждый унесёт с собой как собственное особое ощущение полёта, лёгкости и любви.