Ангелина Вензига
Методы музыкального воспитания дошкольников
▼ Скачать +Заказ
В настоящее время в педагогике не существует единого мнения о содержании понятия «методы воспитания и обучения». Нет и единой, общепринятой классификации педагогических методов.
Наиболее устоявшейся классификацией является деление методов на наглядные, словесные и практические, т. е деление на основании различных источников передачи и восприятия знаний. В то же время существует классификация, учитывающая степень проблемности изложения материала (подход А. В. Запорожца и Т. А. Марковой). Ими выделяются методы прямого воздействия, опосредованного педагогического воздействия и проблемного воспитания и обучения, при этом источники передачи и восприятия опыта остаются теми же (наглядный, словесный, практический). Классификация методов эстетического воспитания и художественного обучения предложила Н. А. Ветлугина. Исходя из своеобразия задач и сущности эстетического воспитания, ею выделены следующие методы : побуждения к сопереживанию, убеждения в процессе формирования эстетического восприятия, упражнения в практических действиях, поисковых ситуаций, побуждающих к творческим действиям.
Публикация «Методы музыкального воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
2. Общедидактические и специфические методы музыкального воспитания, развития и обучения. Использование наглядных, словесных и практических методов
Исходя их специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры дошокльников. Для характеристики методов музыкального воспитания возможно объединение двух классификаций, предполагающее рассмотрение наглядного, словесного и практического методов в сочетании с проблемным.
Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный (по О. П. Радыновой). Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания. Основное содержание этого метода – исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО. Основное требование по использованию этого метода – качество исполняемой музыки. Придание проблемности наглядно-слуховому методу может происходить с помощью приемов, побуждающих детей к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий. Это может быть сравнение звучания одного произведения в «живом» исполнении и в записи, в исполнении различных инструментов, сравнение двух-трех произведений контрастных друг другу, либо наоборот, схожих (в старшем возрасте, произведений одного жанра («Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского и «Солдатский марш» Р. Шумана) с похожими названиями («Баба-яга» П. И. Чайковского из «Детского альбома», «Баба-яга» А. Лядова, «Избушка на курьих ножках» М. П. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки»). Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может рассматриваться как прием. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки) применяются для ознакомления с неизвестными ранее детям явлениями (какой-либо музыкальный инструмент, персонаж, обогатить и конкретизировать впечатления о музыке. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, ее использование наиболее оправданно в младшем возрасте. Как правило, зрительная наглядность не используется до прослушивания музыки во избежание навязывания определенного образа, излишней его конкретизации.
Словесный метод носит универсальный характер и в музыкальном воспитании также незаменим. Его назначение: организовать внимание и деятельность детей, углубить и дифференцировать воспритие музыки (эмоционально-образные характеристики музыки - используется не бытовая, а образная речь, Его разновидности: беседа, рассказ, пояснения, инструкции. Проблемность словесному методу придают побуждения детей к высказыванию собственных суждений о музыке, выражению предпочтений и т. д.
Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении (приемы правильного звукообразования, дикции, правильного дыхания, музыкально-ритмических движениях (используется тактильно-мышечная наглядность, игре не музыкальных инструментах. Практический метод приобретает проблемность, если используется не прямой показ, а предлагается выбор нескольких возможных действий, самостоятельный поиск решения. Одним из основных практических методов является упражнение, однако его использование не должно превращаться в тренаж. Эффективный практический метод - метод моделирования звуковых отношений. Он позволяет связать музыкальные явления с понятными и доступными дошкольникам действиями и образами. Так, соотношение звуков по высоте, длительности, силе может моделироваться с помощью действий (например, показ рукой изменения высоты звука, отхлопывание и отстукивание ритмического рисунка, показ с помощью наклонов изменение динамики музыки и т. д., с помощью предметов (для показа изменения высоты – предметы одного размера, расположенные на разной высоте по вертикали <ветки на дереве, цветы различной высоты и т. п. >, смены длительностей – предметы разного размера, соответствующие разной длительности звуков <длинные и короткие бревнышки, сосульки и т. п. >).
3. Значение методов моделирования и развития музыкальности дошкольников. Характеристика методов «уподобления характеру звучания музыки».
О. П. Радынова выделяет группу методов уподобления характеру звучания музыки, которые позволяют отражать, смену характера и настроения музыки в процессе восприятия с помощью доступных дошкольникам способов. Это методы мимического уподобления (отражение настроения с помощью мимики, тактильного (прикосновение руки педагога к руке ребенка, отражающее характер звучащей музыки : нежно, ласково, тяжело, колюче и т. д., интонационное (высказывание о музыке с речевой интонацией, соответствующей характеру музыки, вокальное (подпевание музыкальных фраз, моторно-двигательное (дирижерский жест ребенка, мелкая моторика, танцевальные движения, цветовое (подбор цветовых карточек, соответствующих характеру музыки, тембровое (подбор музыкальных инструментов, тембр которых соответствует музыке,оркестровка произведения с их помощью, словесное (подбор эпитетов, стихотворных строк, полихудожественное (одновременное использование слова, цвета, драматизации и т. д.)
Особое место в музыкальном воспитании дошкольников занимает игра как метод музыкального воспитания (одновременно являясь и формой организации музыкльного воспитания).
4. Нагдяно-дидактические пособя и УМК как средство обучения и развития, пути их использования
Многие наглядно-дидактические игры предполагают использование музыкально-дидактических пособий, однако последние могут использоваться и вне игр, являясь своеобразными моделями, способствующими осозанию дошкольниками различных явлений музыкального искусства.
Можно выделить следующие виды пособий:
1. Музыкально-дидактические пособия общего назначения (фланелеграф, нотный стан со съемными нотами и др.)
2. Музыкально-дидактические пособия для развития способностей к определенному виду музыкальной деятельности (Комиссарова Л. Н.) :
а). формирующие представление о характере музыки (“Солнышко и тучка”).
б). Музыкально-дидактические пособия формирующие представления о средствах выразительности (“Музыкальный домик”- регистр, “Карусель”-темп).
а). формирующие представление о содержании музыки и музыкальных образах (“Море”, “Узнай сказку”).
3. Музыкально-дидактические пособия для развития отдельных музыкальных способностей (разрезные комплекты для моделирования звуковысотных и ритмических отношений, книжки-малышки с сюжетами знакомых песен для формирования певческих навыков и закрепления изученного репертуара).
Важное значение в музыкальном воспитании дошкольников, в реализации принципа наглядности, играют и учебные пособия для дошкольников. Среди них:
Н. А. Ветлугина “Музыкальный букварь”;
Л. С. Ходонович “В мире музыки”, «Я и музыка», «Необыкновенные знакомства» и др. - индивидуальные тетради для старших дошкольников;
В. В. Ковалив «Мои первые ритмы» - пособие-раскраска для среднего дошкольного возраста;
О. Н. Анцыпирович, О. Н. Зыль «В мире музыки» и «Тропинка в мир музыки»- учебно-наглядные пособия для детей 3-5 лет и 2-3 лет (Серия «Мир детства»)
Для детей старшего дошкольного возраста Л. С. Ходонович разработан УМК (учебно-методический комплекс) «Путешествие в мир музыки», включающий учебно-методическое пособие для педагога (планирование работы, конспекты занятий, развлечений и др., учебное пособие для дошкольников, рабочая тетрадь для дошкольников (черно-белая).
57 вебинаров для учителей на разные темы
ПЕРЕЙТИ к бесплатному просмотру
(заказ свидетельства о просмотре - только до 11 декабря)
Скачать материал
Автор
Видгоф Наталья Львовна
Дата добавления
07.02.2016
Раздел
Музыка
Подраздел
Конспекты
Просмотров
2301
Номер материала
ДВ-426882
Получить свидетельство о публикации
Чтобы добавить отзыв, войдите в Ваш кабинет или зарегистрируйтесь
Новый бесплатный вебинар
«Нравственно-половое воспитание - основа сохранения и укрепления репродуктивного здоровья нации»
Смотреть вебинар
Похожие материалы
Музыкальное воспитание в разных педагогических системах
07.02.2016
Просмотров: 150
Комментариев: 0
Разработка урока в 5 классе "История тюркской двухструнки"
07.02.2016
Просмотров: 234
Комментариев: 0
Программа по предмету "Чтение с листа"
07.02.2016
Просмотров: 146
Комментариев: 0
Презентация "Фольклорная арт-педагогика как метод приобщения к народной культуре
07.02.2016
Просмотров: 130
Комментариев: 0
Методическая разработка "Приобщение малышей к народному фольклору"
07.02.2016
Просмотров: 184
Комментариев: 0
Презентация по Музыке Иван Яковлевич Билибин - художник - сказочник (7 класс)
07.02.2016
Просмотров: 117
Комментариев: 0
О нас
Пользователи сайта
Обратная связь
Наши баннеры
Войти в команду «Инфоурок»
Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
© 2012–2016 Проект «Инфоурок»
16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.
Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru
Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999)
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.