Надежда Щекотько
Круглый стол «Формирование правильной речи у дошкольников» (методика проведения игр и упражнений)
▼ Скачать + Заказать документы
Успех формирования правильной речи у дошкольников с нарушением речи во многом зависит от того, насколько продуктивно осуществляется процесс закрепления речевых навыков и умений, приобретаемых детьми под руководством логопеда. Закрепление у детей полученных знаний на логопедических занятиях осуществляется в детском саду с воспитателями и в домашних условиях с родителями.
Проведение воспитателем занятий по ознакомлению с окружающим, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, формированию элементарных математических представлений и другие непосредственно связано с обогащением активного и пассивного словарного запаса детей, с закреплением грамматических конструкций, правильным звукопроизношением. Материал, изучаемый детьми под руководством логопеда, воспитатель должен закреплять на занятиях по изобразительной деятельности, конструировании других занятий; воспитатели должны контролировать речевые высказывания детей, полученные на логопедических занятиях.
Публикация «Круглый стол „Формирование правильной речи у дошкольников“ (методика проведения игр и упражнений)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Круглый стол для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Например, при изучении темы «Мебель» воспитатель осуществляет наблюдение за мебелью в группе, составляет рассказ-описание. На занятиях по формированию математических представлений педагог использует «Геометрическое лото» (соотносит мебель с геометрическими формами, а также сравнивает по величине кресло, диван; пересчитывает предметы (один стул, два стула, три стула, четыре стула, пять стульев и т. д.). Формирование лексико-грамматического строя речи на занятиях воспитателя осуществляется поэтапно. Вначале детей знакомят с изучаемым явлением, затем дети учатся с помощью образца речи педагога понимать словесные обозначения данных явлений. После этого воспитатель организует речевую практику детей с целью закрепления изучаемых явлений. Учитель-логопед с воспитателем определяют словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков, который детям необходимо понимать и уметь практически употреблять. Уточняются типы предложений, которые могут использоваться детьми в определённый период обучения, и уровень требований, предъявляемых к самостоятельной речи детей. На таких занятиях, как лепка, рисование, аппликация, конструирование, музыкальное воспитание) создаются условия для развития коммуникативных умений детей. Важно стимулировать и поощрять их речевую активность. Соответственно на лепке дети лепят мебель (уточняется цвет, форма, для чего предназначена, выполняется аппликация «Моя комната», конструируется стол и т. д.
Раскрою задачи коррекционной работы и методику проведения игр с детьми по возрастам.
Средний и старший возраст – дети с ОНР, поэтому на подгрупповых занятиях идёт развитие всех компонентов речи.
В первом периоде обучения (средняя группа) на занятиях упор делаю на воспитание у детей усидчивости, доброжелательности, выработке умения слушать и понимать обращенную к ним речь, учить отвечать полным предложением. На подгрупповых занятиях - пополнение и активизация словаря, развитие связной речи, составление рассказов – описаний. Дети учатся слышать звуки, сначала это гласные (а, о, у, выделять их из ряда других звуков (на картинном материале, предметах, правильно показывать и называть артикуляцию звука. На подгрупповых занятиях проводятся такие игры:
• «Назови ласково» (с мячом)
• «Чего не стало»
• «Четвёртый лишний» (с помощью картинок)
• «Один - много»
• «»Подними кружок» и др.
Очень важно на этом этапе развивать у детей общую моторику, рекомендую воспитателям проводить подвижные игры, игры, сопровождающиеся с речью и движением, физминутки с проговариванием (обязательно). Не малую роль в развитии речи детей играет хорошо развитая рука ребёнка. Поэтому необходимо развивать мелкую моторику с помощью следующих упражнений:
• Пальчиковые игры с проговариванием
• Массаж рук
• Лепка
• Рисование (обводка, раскрашивание, штриховка)
• Конструирование
• Мозаики
На индивидуальных занятиях у детей уточняются и ставятся свистящие звуки (с, з, сь, зь, ц, автоматизируются и дифференцируются в речи. Детям звук не называем, а в игровой форме преподносим в виде:
- с – «песенка водички», «насос»;
- з – «песенка комара»;
- зь – «маленький комарик».
Тот звук, над которым ведётся работа, дети должны уметь слышать, выделять его на фоне других, подбирать картинки с этим звуком.
Дети учатся выполнять общие артикуляционные упражнения и специальные упражнения для свистящих звуков.
К началу второго периода (старшая группа) речевые возможности детей значительно возрастают.
В старшем возрасте дети уже умеют слушать, самостоятельно выполнять какие-либо упражнения. На групповых занятиях продолжается работа над связной речью, составление и распространение простых предложений, построение сложных предложений с однородными членами, составление рассказов по картине, по серии картинок, по плану. Проводятся примерно такие же игры, но с усложнением, например: игра «Четвёртый лишний», можно проводить без картинок и усложнить (тема «Мебель» ср. гр. – стол, кровать, яблоко, диван; ст. гр. – стол, шкаф, стул, диван. С детьми необходимо играть в следующие игры:
• «Наоборот» (подбирать слова-антонимы)
• «Что делает» (подбирать слова-действия)
• «Какой, какая, какие, какое» (подбирать слова-признаки)
• «Чего много»
• «Придумай слово на звук…»
На этом этапе работы особое внимание уделяю работе над звуками: учу находить детей предметы на определённый звук, придумывать слова, находить их на картинках, знакомлю со схемой слова, учу находить место звука в слове, для этого использую схемы; дети должны усвоить понятие гласные и согласные звуки, гласные обозначаем красным цветом, согласные – синим. Ведётся работа над слоговым составом слова, учимся разными способами делит слова на слоги.
На индивидуальных занятиях у детей уточняются и ставятся шипящие звуки (ш, ж, щ, автоматизируются и дифференцируются в речи. Детям звук также не называем, а в игровой форме преподносим в виде:
- ш - «шипит змея, гусь», «шелест листьев»;
- ж – жужжит жук.
В процессе третьего периода обучения основной акцент в коррекционной работе переносится на развитие связной речи. Дети совершенствуют навыки составления рассказов по образцу, по плану, с опорой на картинку и серию картин, учим пересказывать текст. Особое внимание уделяется работе над звуковым составом слова, дети должны знать понятия звук и буква, знать согласные и гласные звуки, чем отличаются, их артикуляцию. Учу детей давать характеристику звука (-б- согл, зв, м. б. тв. и мяг., работать со схемами самостоятельно, определять на слух место звука в слове, производить звуковой анализ слов.
Индивидуальная работа направлена на коррекцию сонорных звуков (р, рь, л).
Общие рекомендации для всех возрастных групп:
• Упражнения на координацию речи с движением;
• Пальчиковые игры;
• Добиваться ответа полным предложением;
• Учить работать над картиной;
• Проговаривать все звуки чётко (на примере Маши);
• Включать в зарядку, в физкультурное занятие упражнения – ползания.
Таким образом, речевой материал, полученный детьми на логопедических занятиях, должен закрепляться воспитателем на коррекционно-воспитательных занятиях.