Оксана Матвеева
Конспект поисково-игровой деятельности по ТРИЗ «Репка» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект поисково-игровой деятельности по ТРИЗ
Тема: «Репка»
Цель:
используя ТРИЗовские методы и приемы, формировать умение
Публикация «Конспект поисково-игровой деятельности по ТРИЗ „Репка“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- «Репка»
- Темочки
нестандартно подходить к рассматриванию объектов, высказывать свою точку зрения, делиться своими мыслями; развивать зрительную, слуховую, образную память, внимание, восприятие окружающей действительности; готовить детей к осознанному чтению.
Методы и приемы:
мозговой штурм, ИКР, системный оператор, эмпатия, глобальное чтение, психогимнастика, подвижная игра.
Демонстрационный материал:
загадки с иллюстрациями, книга «Репка», компьютер (текст, иллюстрации, отрывок из сказки, музыка, изображения жилищ, герои сказки, слова-названия, иллюстрация «Вороны и чучело», вешалка, шляпа, белая ткань, корнеплоды, корзина, доска, маркер.
Раздаточный материал:
слова-названия, изображения репки (по 4шт).
1. Вход:
(вытянуть детей)
- Я тяну …., а ты?
- Мы всех вытянули?
- Тогда можем поприветствовать гостей.
(словами, улыбками, взглядами, жестами)
- Когда мы всех тянули, вам это о чем-то напомнило?
- А в загадках узнаете эту сказку?
2. Восприятие словесного образа «Отгадай сказку»
(загадать загадки о сказках «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».)
- Вы не только услышали, какая репка, но и представили ее себе. Покажите. (показывают)
- А если встанем в круг, да возьмемся за руки?
- Вот какая большая- пребольшая репка, как наш круг:
- 1,2,3,4,5
Вместе мы в кругу опять
Будем вместе мы играть
Будем в сказку попадать.
- Предлагаю сесть рядком, да поговорить ладком (сесть на ковер)
- Разговор продолжается, а сказка начинается.
(взять книгу «Репка», начать рассказывать)
- Посадил дед репку. Хоть и смотрите заинтересовано, но по глазам вижу, что сказка вам знакома. Вместе сможем рассказать? А прочитать? А показать?
- Удобно сели, готовы? Только все вместе, четко, громко.
3. Глобальное чтение, хоровое рассказывание с показом действий жестами.
(текст, иллюстрации, отрывок из сказки - на компьютере)
Русская народная сказка … (читаем «Репка»)
Читаем: Посадил дед репку.
Глядя на иллюстрацию, рассказываем, одновременно показываем: Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть. Тянет-потянет, вытянуть не может.
Читаем: Позвал дед бабку.
Глядя на иллюстрацию, рассказываем, одновременно показываем: Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут.
Читаем: Позвала бабка внучку.
Глядя на иллюстрацию, рассказываем, одновременно показываем: Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут.
Читаем: Позвала внучка Жучку.
Глядя на иллюстрацию, рассказываем, одновременно показываем: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут.
Читаем: Позвала Жучка кошку.
Глядя на иллюстрацию, рассказываем, одновременно показываем: Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут.
Читаем: Позвала кошка мышку.
- Что дальше?
- Посмотрим, как это произошло?
(смотрим отрывок)
- Обычно сказки начинаются со слов «Жили-были», а эта по-другому. Герои этой сказки что, не жили-были?
- Тогда у меня возникает вопрос «Где жили?»
4. Мозговой штурм «Быстро отвечай и не повторяй!»
(подойти к доске, встать полукругом, воспитатель показывает изображения жилищ, быстро задает вопросы, дети отвечают, не повторяясь)
Дворец – В этом доме жили герои сказки «Репка»? А кто?
Ледяной дворец – Этот дворец из чего? Значит он какой? Его жители …
Замок – Как правильно назвать: замок, или замок? Где посадить здесь можно репку? Король будет репку тянуть?
Многоэтажный дом – Такой в городе или в деревне? Кто его строил? Легко ли с улицы позвать тех, кто дома?
- Понятно, что в больших домах не стоит искать героев сказки «Репка». Посмотрим на другие.
Одноэтажный дом – Сколько окон? Почему труба дымит? Могли здесь жить герои сказки?
Домик из веток – Из чего? Прочный? Хватит ли всем места?
Старый дом – Что скажите?
(поставить на доску те дома, в которых могли жить герои сказки «Репка»)
- Раз в сказке не говорится, где дело происходило, то мы сами можем предполагать, или посмотреть, как художники проиллюстрировали.
(показать три иллюстрации) Вот такой дом, вот такой, а этот совсем другой.
А если посмотрите вокруг, найдете еще один.
(подойти к домику)
5. Упражнение на развитие зрительной памяти «Найди героя, сравни слова»
- Предлагаю вспомнить и полным предложением назвать героев сказки.
(называют, ставят на домик изображения)
- Проверим. А поможет нам умение читать и находить нужный образ.
(хором читают, ставят слова к героям сказки)
- Еще слова остались, разбирайте.
Походите, погуляйте,
Слова прочитайте.
Как услышите сигнал,
К герою возвращайтесь.
(ходят, читают, подходят к своему герою)
- Слово громко прочитай
И в шкатулку убирай!
(каждый читает, убирает слово)
- И я хочу все слова убрать, оставить только одно, слово, обозначающее главного героя. Что скажите? Почему?
(оставить слово «репка»)
- Что про репку знаете?
6. Высказывание мыслей, обмен знаниями
(корректировать высказывания детей, уточнять, оценивать, расширять)
- Предлагаю отправиться туда, где репка растет.
(подойти к огороду)
- Чучело встречает,
Дальше не пускает.
Но теперь мы не ребята,
Мы вороны, воронята.
7. П\и «Вороны и чучело»
(бегают, машут крыльями, приговаривают, садятся)
В огороде чучело
Нас, ворон, измучило.
Машет чучело руками,
А летать не хочет с нами.
Так и шляпу из гнезда
Не достанешь никогда.
- Вороны не могут достать шляпу, но мы-то люди, значит, умеем думать. Будем размышлять, как поступить.
(повесить шляпу на вешалку)
8. ИКР «Достань шляпу»
-У кого уже есть предложение?
(подойти к доске, оценить, уточнить, записать знаками)
- Можно, конечно, все попробовать, но мы подумаем и выберем идеальный конечный результат, т. е. то, что проще всего и наверняка получится.
(разобрать, выбрать)
- Оказывается, думать всегда полезно. Отправляемся на огород!
(пройти на ковер)
- Огород – это солнечное, просторное место. Пусть будет вот здесь.
9. Эмпатия. «Растет репка»
- В сказке не сказано, как дед сажал репку. Семенами, корешками, поливал, удобрял, рыхлил? Посадил и выросла. Но так только в сказке бывает. А в жизни – это долгий процесс.
(включить музыку)
- Почувствуйте, как все происходит.
Вы маленькие семена. Еще меньше, очень маленькие. Упали в мягкую рыхлую землю. Накрыло вас снегом. Семена многих культур можно сажать осенью. Уснули семена, ждут тепла. Пришла весна, солнышко пригрело, снег растаял. Проснулись семена, вытянули ножки-корешки, тянут из земли питание. Вот и росточки-ручки тянутся к солнышку, светом солнечным репку питают. Растет репка, сначала маленькая, потом больше, больше. Вот и выросла репка, большая-пребольшая.
(выключить музыку)
- Почувствовали рост репки? На картинках сможете показать?
10. Закрепление «Разложи по росту»
(подходят к столам, раскладывают репки от маленькой до самой большой).
- Сказочную репку хорошо себе представили. Хотите увидеть настоящую?
(взять из корзины)
- Вот она! Какая?
11. Игра «Подбери слово»
(дети передают репку друг другу, говорят по одному слову, направлять, повторять хором).
- Репка – главная не только в сказке, но и на нашем занятии. Посмотрим, чему же репка нас научила.
(пройти к доске).
12. Системный оператор «Репка»
(поставить репку в центр)
- Мы учились воспринимать даже мелкие детали, посмотрите, что есть у репки?
(дети называют, воспитатель ставит карточки: корень, листья, плод, сок)
- Репка учила быть внимательными. Где она может находится?
(дети говорят, воспитатель ставит картинки: огород, корзина)
- Репка развивала память. Какая была? А еще раньше?
(нарисовать семечко)
- В сказке сказано: «вытянули репку» и все. Но мы учились размышлять
что будет с репкой дальше?
(рисовать)
- А что же здесь? Хотите узнать? Значит, встретимся с репкой еще.