Алла Коновалова
Методическое сопровождение педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Методическое сопровождение педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Подготовила Коновалова А. В., ст. воспитатель.
Слайд 2
Актуальность проблемы
«Мы исключили эту часть людей из общества,
и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить» Жан Ванье.
Публикация «Методическое сопровождение педагогов, работающих с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Жан Ванье – известный канадский и французский философ и гуманист, основатель общин-поселений для умственно отсталых людей, называемых «Ковчег», а также движения «Вера и Свет» – общин, в которые входят особые люди, их родители и их друзья.
Родился 10 сентября 1928 г. (88 лет, Женева, Швейцария.
Слайд 3
Методическая работа делится на 2-а основных направления: методическое обучение и методическое сопровождение. М/С – направление, через которое проводится работа с педагогическим коллективом. Основная цель методического сопровождения в области работы с детьми с ОВЗ :
повышение профессиональной компетентности педагогов.
Слайд 4
Модель понимания профессиональной компетентности педагога. Знания, умения, способности, личностные качества, опыт – это составляющие компетентности.
К компетентностям педагога мы относим :
методологическую,
психолого-педагогическую,
коммуникативную,
исследовательскую,
презентационную,
акмеологическую, (акмеология – это наука о развитии взрослых людей, термин, предложенный Рыбниковым в 1928г.)
икт-компетентность.
Слайд 5.
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Интерактивный – значит способный взаимодействовать или находящийся в режиме беседы. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение. В настоящее время в педагогическую лексику прочно вошло понятие педагогическая технология. Что такое технология? Это совокупность методов и приемов в их логической последовательности, составляющей процесс образования.
Здесь перечислены технологии, основанные на диалоговом взаимодействии.
Что такое технология кооперативного обучения? Кооперативное обучение – это технология обучения в малых группах.
Приемы данной технологии разработаны Спенсером Каганом в 1980-1990годы. К этой технологии относятся такие структуры как:
• «пронумерованные головы, работающие вместе»,
• временная кооперация парами,
• «круглый стол».
• сравнения парами
• кинетические символы.
Члены большой группы разделяются на несколько малых групп и действуют по специально разработанной инструкции.
Задача организатора состоит в том, чтобы понять, какая из структур лучше всего подходит для решения конкретной методической задачи.
Пример приема «Пронумерованные головы, работающие вместе».
Идея этого приема состоит в том, что каждая группа педагогов получает свой порядковый номер (первый, второй… четвертый, и, разрабатывает свой вариант ответа на вопрос. Когда вся группа выполнит задание, они обмениваются вариантами ответов и обсуждают их.
Вот примерные шаги использования этой структуры:
Вся большая группа педагогов делится на подгруппы.
У каждого члена подгруппы есть свой номер.
Ведущий объявляет проблему или вопрос.
Все педагоги в группе вместе готовят ответ на этот вопрос, обсуждают варианты и записывают его в тезисах. Вся команда должна быть уверена, что любой ее участник может ответить на этот вопрос.
Затем ведущий вызывает на дискуссию от каждой подгруппы, например, № 2 или. случайно подобранные номера.
Педагог, чей номер выпал, говорит от всей команды. Команда не может ему помогать в данный момент. Если педагог не слушал своих коллег во время обсуждения и не составил тезисы ответа, то возможно ответ будет неверный.
Когда все вызванные педагоги озвучат свои варианты ответа, жюри или ведущий оценивает их правильность.
Технология взаимодействия на основе создания ситуаций
Практически эта работа строится так :
1. Ведущий озвучивает проблему или ситуацию такими словами: «Представьте, что Вы … (такой-то) и попали в ситуацию…» или «Представьте, что в районе сложилась ситуация…» Ситуация может излагаться устно или задаваться текстом.
2. После этого формулируется проблемный вопрос: «Что нужно сделать, чтобы…»
Анализ ситуации проводится посредством фронтального или индивидуального обсуждения.
Варианты ситуаций:
ситуация-иллюстрация (наглядный пример решения практической проблемы на основе изученного теоретического материала и способа деятельности, которые педагогу необходимо «примерить» к себе);
ситуация-проблема (содержит некий конфликт – жизненный, научный, социальный и др., разрешение которого требует поиска нетрадиционного способа или новой информации);
ситуация-оценивание (требует собственной оценочной деятельности, выражение своего мнения, отношения, позиции);
ситуация выбора (возможны различные варианты действий, в которых необходимо принять аргументированное решение о выборе одного из них).
Коммуникативно-диалоговые технологии
Их применяют в образовательном процессе для того, чтобы помочь педагогам овладеть способами публичного выступления, искусством ведения спора, диалога, полемики, научить работать в команде, проявляя толерантность к мнению оппонента и соучастника диалога.
К наиболее разработанным и применяемым на практике технологиям этой группы относятся:
- проблемная дискуссия;
- дискуссия-диалог;
- межгрупповой диалог;
-дискуссия с игровым моделированием;
- направленный диалог;
-дискуссия на основе обмена мнениями (в формах «заседание экспертной группы», «симпозиум», «конференция», «дебаты» «круглый стол»).
Слайд 14
«Микрофон». Коллегам предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По залу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон», обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.
«Аквариум» – форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа педагогов обсуждает проблему. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум». После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а коллеги обговаривают ход дискуссии, аргументы выступивших.
«Синтез идей». Данное упражнение предусматривает рассмотрение группами поэтапно всех вопросов заседания: на отдельных листах бумаги первая группа рассматривает первый вопрос, вторая – второй и т. д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т. д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений своих коллег.
Метод «Квадро» – форма дискуссии после лекции педагога. Специалист задает проблемный вопрос, педагог голосует карточкой (4 шт.) : 1 – согласен; 2 – согласен, но; 3 – не согласен; 4 – согласен, если. Затем специалист объединяет в группу педагогов с одинаковыми карточками и организуется дискуссия. Делаются выводы.
Метод «ПРЕСС». Это упражнение развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично. Он состоит из четырех этапов:
Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»).
Обоснование своей мысли («… Так как…»).
Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…»).
Обобщение, выводы («Итак…»).
Кейс-метод : – неигровой метод анализа и решения ситуаций. Педагоги обсуждают деловую ситуацию, взятую из реальной практики, и задачи по ее решению. Суть кейс-метода состоит в том, что овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие творческих способностей педагогов происходит в процессе активной дискуссии.
Квик-настройка – это настрой педагога на успешную работу.
1. Если вы хотите нравиться людям – улыбайтесь!
2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам завидуют.
3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18