Зурет Кубашичева
Доклад «Психологическое сопровождение с ОВЗ в ДОУ с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Психологическое сопровождение с ОВЗ в ДОУ с детьми дошкольного возраста»
Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребёнка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте и отрицательно влияют на дальнейшее её развитие, вызывая трудности обучения в школе, являются причиной появления вторичных психологических отклонений.
Темочки:
Основной задачей психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является обеспечения доступного, качественного и эффективного развития с учётом возможностей детей, развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.
педагогического коллектива считаю важным выстроить систему сопровождения детей в единстве диагностики и коррекции. В работе с детьми, с проблемами в развитии опять- таки важным считаю комплексный системный подход, который должен включать в себя согласованную работу всех специалистов ДОУ.
Процесс сопровождения осуществляется педагогом - психологом, знающим психофизиологические особенности детей. Здесь хочется отметить, эту работу нужно согласовать и со специалистами ДОУ (музыкальный руководитель, логопед, педагог-психолог). Но в данном детском учреждении нет специалиста-логопеда и это нас очень тревожит.
Психологическое сопровождение включает в себя :
. Создание предметно-развивающей среды;
. Материально-техническое оснащение;
. Разработку индивидуальных программ воспитания обучения и развития;
Обязательное обучение родителей педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях.
В связи с этим сформирована чёткая система работы. Она включает в себя четыре основных направления:
1. Обучение, воспитание, развитие.
2. Социальную адаптацию и интеграцию в общество.
1. Обучение, воспитание, развитие.
Дети с особыми потребностями получают достаточный объём общеобразовательных услуг.
В моей работе ведётся планирование рабочей программы педагога-психолога ДО, где прописаны все направления деятельности психолога.
Направления «Психологическая диагностика», которая включает шесть разделов (оценка развития детей; Работа по проблемам психологического развития ребёнка по запросу родителей и педагогов в течение учебного года; Психодиагностическая работа в период возрастных кризисов 3-7 лет в течение учебного года; Психодиагностика психологической готовности к обучению в школе воспитанников 5-6 лет – конец учебного года, 6-7 лет- начало и конец учебного года; Психодиагностическая работа по выявлению ранних признаков одарённости; Психодиагностическая работа по изучению личностных качеств и профессиональных компетенций у педагогов ДО»
Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция». Здесь направление реализуется по следующим разделам:
- «Развивающая работа в процессе освоения детьми образовательных областей»;
- «Развивающая работа по коррекции проблем в развитии у воспитанников»;
- «Развивающая работа в периоды возрастных кризисов 3-7 лет»;
- «Развивающая работа в период адаптации ребёнка к ДОО»;
- «Развивающая работа по преодолению психологических трудностей в развитии одарённых дошкольников».
Коррекция нарушений в развитии.
Считаю психолого-педагогическое сопровождение неотъемлемым звеном системы сопровождения детей с ОВЗ, которое обеспечивает создание оптимальных условий для их полноценного личностного и интеллектуального развития.
В нашем дошкольном образовательном учреждении также осуществляется:
- диагностика уровня психического развития детей;
- индивидуальные и групповые занятия психолога;
- ведение индивидуальной психологической карты развития ребёнка;
- составления маршрута сопровождения ребёнка;
- психологическую консультацию, помощь воспитателя ДОУ;
- психологическую консультацию, помощь родителям детей.
Основными принципами в нашей коррекционной – развивающей работе с детьми с ОВЗ являются :
- принцип единства диагностики и коррекции – определение методов коррекции с учётом диагностических данных;
- безусловное принятие ребёнка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности;
- принцип системности, последовательности, подаче материала- опора на разные уровни организации психических процессов;
- создание комфортных условий для развития личности ребёнка.
Реализация этих принципов осуществляется в ходе сопровождения ребёнка, заключающегося в дифференцированном подходе, то есть в адекватной системе педагогических требований, соответствующих возможностям ребёнка.
- комплексный подход к диагностике ( участие специалистов: педагога дефектолога, логопеда, психолога);
- подход с учётом процесса развития, который требует не только оценки результатов применения диагностических проб, заданий, но и тщательного анализа истории развития;
- качественный анализ выполнения ребёнком диагностических заданий.
Психолого-педагогическая диагностика познавательной деятельности определяет уровень актуального развития, выявляет потенциальные возможности- «зону ближайшего развития».
Считаю наиболее целесообразным применение следующих методик для исследования познавательных процессов детей дошкольного возраста :
- Психодиагностический комплект Семаго Н. Я., Семаго М. Н.
«Готовность детей к школе»; «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника» А. Н. Веракса ; «Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками» М. В. Ермолаева; «Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников» М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева; «Коррекционно-развивающие занятия в ДОУ» Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. П. Слободяник; Педагогическая оценка индивидуального развития детей». Принципы педагогической диагностики, нормативные карты развития, разработанные Н. А. Коротковой и П. Г. Нежновым.
При обследовании принимаю во внимание слабо развитую речь, снижение объёма не только активного, но и пассивного словаря. Поэтому для таких детей использую невербальные методики. Оценивая интеллектуальные возможности ребёнка, учитываю такие показатели, как умение принимать и удерживать в памяти задание, обдумывать предстоящие действия, оценивать результат, переключаться с одного задания на другое. Таким образом, при заключительной оценке результатов обследования детей, имеющих те или иные отклонения в психофизическом развитии, опираюсь на качественные критерии оценки при выполнении заданий: адекватность, критичность, обучаемость, понимание инструкции и цели задания, переключаемость.
Адекватность.
- эмоциональная реакция ребёнка на факт обследования (адекватность поведения).
Понимание инструкции и цели задания.
- задание принимает сразу и действует в соответствии с его содержанием, но результат может быть разным (для детей с нормальным умственным развитием);
- задание принимает, начинает действовать, но затем теряет его и выполнение не доводит до конца (для детей с ЗПР).
В случае неправильного выполнения задания диагностическим показателем для меня является критичность – умение найти и исправить свою ошибку.
Варианты критичности:
- ребёнок самостоятельно проверяет своё выполнение задания, понимает свои успехи и неудачи (для детей с нормой);
- ребёнок не ведёт самостоятельной проверки, но начинает поиск, если ему говорят (для детей с ЗПР).
Немаловажным в диагностике считаю уровни обучаемости:
- высокий – высокая чувствительность к помощи взрослого, невелико число подсказок для выполнения задания. Выраженная активность ориентировки в новых условиях, перенос усвоенных способов действия на аналогичные задания. Быстрота и лёгкость усвоения новых понятий и способов деятельности, высокая работоспособность, усидчивость, отсутствие усталости.
- низкий – закрытость для помощи взрослого; выраженная пассивность в новых условиях, неиспользование старого багажа знаний; медленный темп работы, утомляемость, рассеянность.
Варианты переключения:
- свободное самостоятельное переключение с одного способа выполнения на другой с пониманием различий в заданиях для (детей с нормой);
- переключение после того, как обращается внимание на одинаковость задания (для детей с ЗПР);
По итогам проведённого диагностического исследования составляю коррекционно- развивающую программу – документ, определяющий направления, последовательность и содержание коррекционно-развивающей работы психолога. Реализация коррекционной программы осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий при активном участии родителей, педагогов и детей.
При подборе основных коррекционных методов учитываю ведущий вид деятельности дошкольников :
- подвижные, сюжетно-ролевые игры;
- коммуникативные игры, игры и задания на развитие произвольности, воображения.
Считаю важным акцентировать внимание родителей:
- На преодоление собственного авторитаризма и способности увидеть мир с позиции ребёнка;
- Отношение к своему ребёнку как к равному себе и недопустимость сравнения его с другими детьми;
- Знание и учёт сильных и слабых сторон ребёнка;
- Проявление искренней заинтересованности в действиях ребёнка и готовности к эмоциональной поддержке.
Подход к педагогической пропаганде позволяет своевременно родителям преодолевать затруднения и поддерживать уверенность в своих силах при соблюдении следующих условий:
- Взаимное доверие и взаимопомощь между педагогами и родителями;
- Соблюдение чувства такта, чуткости и отзывчивости по отношению к родителям, умение убеждать.
- Учёт своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания.
- Взаимосвязь разных форм работы с родителями: установление контакта, беседы, консультации, участие в открытых занятиях, утренниках, спортивных соревнованиях, конкурсах.
Мой опыт работы свидетельствует о том, что успех коррекционной работы зависит от эффективного взаимодействия всех участников этого процесса в системе «психолог-педагог-ребёнок- родитель».