Любовь Кабурова
Тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Л. И. Кабурова
педагог-психолог
МБДОУ «ЦРР – ДС № 9»
Тьюторское сопровождение
профессионального развития педагогов ДОУ
«Главное в этом мире не то, где мы
стоим, а то, в каком направлении движемся»
О. Холмс
Эпиграф символизирует мысль о постоянном профессиональном
Публикация «Тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов ДОУ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа тьютера. Тьюторство
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2017
самосовершенствовании педагога, которое как никогда актуально на современ-ном этапе. Актуальность обусловлена, во-первых, государственным заказом, а именно:
• Законом об образовании в РФ № 273- ФЗ от 29.12.2012г., ст. 48 – системати-ческое повышение профессионального уровня педагогов;
• требованиями федерального государственного образовательного стандарта к условиям реализации основной образовательной программы (п. 3.2.6. – создание условий для профессионального развития педагогических работников) и, во-вторых, социальной ситуацией в ДОУ № 9, а именно: в детском саду работают 42% молодых и вновь при-шедших воспитателей.
Педагогический коллектив ДОУ № 9 активно принял новые линии модернизации дошкольного образования. У 95% педагогов было понимание того, что необходимо повышение профессиональной компетентности, поскольку мы увидели инновационные линии в образовании, поняли, что изменилась образовательная парадигма, и у нас недостаточно профкомпетенций для обеспечения требуемого качества образования. 58% педагогов-стажистов видели возможности повышения своей профкомпетентности в основном только через курсы повышения квалификации, которые, к сожалению, не всем доступны. Анкетирование же молодых педагогов выявило, что у 100% имеются профессиональные затруднения, и они предпочитают развивать профессиональные компетенции через непосредственное профессиональное общение с педагогами-стажистами. Пришло решение: рассмотреть профкомпетентность педагога ДОУ, её составляющие и выявить так называемое проблемное поле педколлектива. Проблемное поле оказалось неоднородным, разнообразным по запросам педагогов : незнание техник эффективного общения, неумение найти эффективный способ преодоления разногласий, трудности установления контакта с ребёнком проблемного поведения, боязнь взаимодействия с родителями, неумение про-анализировать свою деятельность, однобокость рефлексии, неумение применять совре-менные методы и технологии. Возник вопрос: как помочь педагогам в самообразовании? Создалась необходимость выстроить сопровождение, позволяющее не только выявлять проблемы, но и интересы педагогов и сопровождать их развитие, используя все возможные ресурсы. Мы нашли ответ: организовать тьюторское сопровождение. Подтолкнули к нему новые требования современности.
Приступая к новой для всех деятельности, определили наиболее близкие нам теоретические положения:
• Тьюторское сопровождение – это деятельность, направленная на создание и обеспечение условий инициативного образовательного движения и/или профессиональ-ного развития согласно индивидуальному запросу тьюторанта (сопровождаемого).[1]
• Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персо-нальной образовательной стратегии, учитывающей: индивидуальные интересы, личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности).[2]
• Тьютор – это педагог : Наставник, Посредник, это Позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный по-иск).[2]
Практику сопровождения реализовывали по таким направлениям:
1. Разработка проекта тюторского сопровождения.
2. Введение особой тьюторской позиции для некоторых педагогов - «Тьютор-ский совет» (6 человек) и структурирование их функций.
3. Максимальное насыщение образовательной среды: использовали все возмож-ные помещения ДОУ - культурно-предметные ресурсы, связи с социальными института-ми города - социальные ресурсы, выявили антропологические ресурсы - возможности, образование, способности педагогов ДОУ.
4. Организация «событийных» форм образовательной деятельности (индивиду-альные и групповые консультации, тьюториалы, тренинги, конкурсы, мастер-классы и т. п.).
5. Возможность объединения педагогов в микрогруппы по интересам (фокус - группы).
При организации увидели трудности:
- в недостаточном владении технологией тьюторского сопровождения, так как не было возможности прохождения курсов повышения квалификации;
- ограничении временных ресурсов при совмещении должностей: заведующего, старшего воспитателя, педагога-психолога, воспитателя и функций тьютора;
- отсутствии информации об опыте тьюторских практик в дошкольном образо-вании. Расширение ресурсного пространства в ДОУ происходит по инициативе педаго-гов с тьютоской позицией, а также по предложению тьюторантов. В методическом каби-нете есть тьюторский уголок. В нё м расположены: стол с материалами, тьюторскими ин-струментами, журналом записи на индивидуальную консультацию; доска с рубриками: «У меня есть идея», «Мои находки», «Могу поделиться», «Объявления», «Для тех, кому интересно…», «Что, где, когда». Тьюторанты имеют возможность влиять на расширение условий и вариативность ресурсов среды через помещение своего предложения в какой-либо раздел. Система имеющихся ресурсов дана в навигаторах «План-карта ресурсов», «Веер ресурсов по теме».
В ходе тьюторской практики у нас выработался собственный механизм сопро-вождения и соответственно ему инструментарий сопровождения.
рефлексия (осознание своих возможностей, интересов) - формулирование первичного вопроса «Что мне интересно? Что я могу? Что мне мешает?» - рефлексивные листы, рисунки, Карта интересов «Старт- тьюторант, Финиш-тьюторант»;
диагностика и самодиагностика (изучение дефицитов, проблемного поля) - листы самодиагностики, самооценки;
проектирование предстоящей работы - выстраивание образовательных пер-спектив – ИОМ (обозначение точек роста);
навигация - «веер выборов», план-карта ресурсов;
реализация образовательного маршрута – прохождение «точек». Результа-том совместной деятельности может стать составление портфолио тьюторанта;
демонстрация результатов – самореализация через различные формы: фото-альбом, презентация, открытое занятие, мастер-класс, рассказ коллегам – кейс;
анализ и самоанализ пройденного пути, достигнутых результатов - «карта личностного роста»;
проектирование следующего шага в образовании.
Подводя итог, можно сказать, что в ходе сопровождения определены :
- факторы, которые стимулируют профессиональный рост каждого педагога;
- факторы, которые препятствуют профессиональному росту педагога;
- созданы условия для нахождения каждым желающим педагогом необходимых ресурсов для самосовершенствования;
- осуществлено сопровождение 44% педагогов ДОУ по индивидуальным образо-вательным маршрутам (по желанию и индивидуальным запросам).
Мы увидели результаты практики в повышении мотивации педагогов к профес-сиональному самосовершенствованию, в положительной динамике активности и креа-тивности педагогов, увеличении количества воспитателей, занимающихся инновацион-ной деятельностью.
Литература:
1. Волошина Е. А. Тьюторство : поиск гуманитарной технологии в рамках педаго-гической. / В сб. Открытое образование и региональное развитие : проблема современного знания. Томск, 2000
.2. Ковалева Т. М. Гуманитарные технологии и тьюторская практика. / В сб. обра-зование и региональное образование: образование Открытое как сфера интересов инновационных сообществ. Томск, 2002.
3. Ковалева Т. М. Введение в тьюторство. [Электронныйре-сурс]/ https://www.mioo.ru/
4. Костина Н. А. Тьютор как сопровождающий профессиональное развитие педа-гогов - Сибирский учитель. – 2006. – № 1.
5. Тьюторство как новая профессия в образовании : Сборник методических мате-риалов. / Ответственные редакторы: Муха Н. В., Рязанова А. Г. – Томск, 2011.