Трегубова Галина
Методическое пособие «Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста». Часть 3
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17 села Воронцовка муниципального образования Ейский район
Методическое пособие «Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Трегубова Галина Вячеславна
воспитатель МБДОУ ДСКВ № 17
с. Воронцовка МО Ейский район
2022 год
«Краски, краски! Помогите мне!»…
Публикация «Методическое пособие „Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста“, Часть 3» размещена в разделах
«Почему и Потому» (по Д. Родари).
Жили-были Почему и Потому. Видят они – катится бревно.
- Почему оно катится? – спросило Почему.
- Потому что оно круглое – ответило Потому.
- А почему нам не сделать что-нибудь круглое? – спросило Почему.
Стали тогда Почему и Потому строгать, пилить и получилось у них круглое колесо. Сели они и покатились по земле. Катятся и видят…
«Что случится в Новый год?» (В. Данько).
В Новый год случится сказочное что-то, Тихо постучится в наши двери кто-то:
- Тук-тук!
- Кто там?.
«Проказник кот» (Ю. Могутин).
Жил у нас проказник кот, много было с ним хлопот… А как выгнали кота, поселилась скукота…
2. Короткие истории.
1. Жила-была праздничная свеча. Она с нетерпением ждала, когда же начнётся праздник. И вот он наступил. Свечу зажгли и поставили на стол. Что было дальше?
1. Мальчик вернулся домой с прогулки. Его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость». Какая новость может быть у мамы?
2. По небу плыла огромная мохнатая туча. Вдруг она увидела играющих мальчиков. Во что играли мальчики? О чём они могли спорить?
3. Все предметы разговаривают со мной, и я их понимаю. Когда я захожу на кухню, чайник говорит мне: «Привет! Хорошо, что ты зашёл! Я уже
приготовил тебе ароматный чай». Сажусь, а стул говорит мне: «Вот и ты, вдвоём нам будет веселее». Что могут сказать мне другие предметы?
5. Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Как он поступит дальше?
3. Сочиняем сказки по опорным словам
- К сказке «Курочка Ряба» добавим слова «кот» и «лиса». Какая лиса? Куда и зачем побежала? Что случилось с курочкой? Кого и как позвала курочка на помощь? Что сделал кот, чтобы спасти курочку? Как кота и курочку встретили дед и баба? Что случилось с лисой?
- В сказку «Красная Шапочка» добавим слова «доктор Айболит» и «Цветик- семицветик». Пробуем сочинить интересную сказку.
4. Сочиняем диалоги по аналогии.
- «Заяц и ёж» (К. Ушинский).
Придумай похожий разговор черепахи и суслика, слона и обезьяны, лося и зайца. - «Лис и мышонок» (В. Бианки). Придумай похожий разговор синицы и ежа, волка и зайца, собаки и лисы.
11. Описание систем диагностики
Диагностика В. Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой «Изучение умений пересказывать литературные тексты сюжетного характера».
Анализ умений пересказывать литературные тексты производится на основе пересказа русской народной сказки «Крылатый, мохнатый, да масленый».
Пересказы анализируются по следующим показателям:
1. Понимание текста – правильное формулирование основной мысли.
2. Структурирование текста – умение соблюдать последовательность изложения событий (пересказ сопоставляется со структурой текста)
3. Лексика – полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными.
4. Грамматика – правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения.
5. Плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз.
6. Самостоятельность пересказа – наличие или отсутствие необходимости подсказок по ходу пересказа и в повторном чтении текста. Каждый показатель оценивается максимально в два балла. В сумме высшая оценка составляет 12 баллов.
Критерии оценки:
Ребенок получает 2 балла, если:
• Правильно воспроизводит текст произведения, передает основную мысль;
• Последовательно и точно строит пересказ;
• Использует авторскую лексику, удачно заменяет ее собственной;
• Грамматически верно строит предложение разных типов;
• Пересказывает без неоправданных длительных пауз;
• Отсутствует необходимость в повторном чтении текста и подсказках педагога.
Ребенок получает 1 балл, если:
• Допускает незначительные отклонения от текста, не нарушающие основной смысл произведения;
• Не нарушает логику произведения;
• Не всегда пользуется авторской лексикой, ее замены собственными конструкциями бывают неудачными.
• Использует в основном простые предложения, в сложных предложениях допускает грамматические ошибки;
• Пересказывает с небольшими паузами, но длительные паузы отсутствуют;
• Требуется небольшое количество подсказок педагога.
Ребенок получает 0 баллов, если:
• Неверно воспроизводит текст;
• Нарушает его структуру;
• Используемая лексика бедна;
• Допускает грамматические ошибки;
• Наблюдаются многочисленные паузы;
• Существует необходимость в подсказках педагога.
Высокий уровень: 10-12 баллов. Средний уровень: 6-9 баллов. Низкий уровень: 0-5 баллов
12. План работы практикума по развитию словесного творчества «В гостях у сказки»
Цель: Обучение детей творческому рассказыванию.
Октябрь.
Тема: «У сказки есть начало»
Цель: вызвать интерес детей к творческой деятельности, русской народной речи, желание создать что-то по-своему.
1. Детям дается задание сочинить сказку. Как узнать, что это за сказка? (можно сочинять по подгруппам). Чтение зачина сказки и начала рассказа. Объяснение, в чем разница между сказкой и рассказом: особенности языка сказки и рассказа, наличие волшебства в сказке. Чтение разных вариантов зачина.
2. Задание детям придумать зачин (каждый к своей сказке).
3. Проговаривание зачина вслух «Если не сразу получилось, то не страшно. Придумывать сложно иногда нужно время».
4. Обратить внимание детей на то, какой у педагога выражение лица, когда он рассказывает сказку, какой голос и т. д.
5. Задание детям попробовать себя в роли сказочника. Домашнее задание родителям: записать придуманный ребенком зачин (или несколько
вариантов).
Ноябрь.
Тема: придумай сказку с помощью «волшебных дощечек».
Цель: учить составлять рассказы с опорой на «тактильные дощечки» и тактильные ощущения, давать оценку своему эмоциональному состоянию, использовать в речи качественные прилагательные, метафоры.
Приемы:
1. составление тактильных рассказов на основе сопоставления поверхностей (походу рассказа ребенок выкладывает дощечки друг за другом)
2. составление «неподвижных» рассказов (дощечки не передвигаются). Пример: жил был колючий еж (дощечка) под не очень колючей елкой (дощечка, а рядом росла мягкая шелковистая трава (д, в которой ползали маленькие букашки (д). в гости к ежику иногда приходили пушистая белка (д, и не очень пушистый зайчик (д) и они все вместе шли гулять по твердой дороге (д).
Тема: Любимые и добрые герои сказок.
Цель: Развивать творческое мышление воображение, интерес к созиданию.
План:
1. Беседа о любимых и добрых героях сказок.
2. Рассматривание героев сказок на иллюстрациях, в скульптурном изображении, поделках из бумаги и т. д.
3. Рассказ детям, как придумать героя разными способами :
а) преуменьшение (мальчик с пальчик, Дюймовочка, гном);
б) преувеличение (великан, богатырь);
в) комбинирование (русалка - женщина-рыба, кентавр - мужчина-лошадь).
4. Составление собственных рассказов с использованием тактильных д. - составление «подвижных» рассказов, где уже выложенные дощечки по ходу рассказа используются вновь.
5. Задание на дом рассказать: о придуманном герое по плану: а) какая внешность; б) как одет; в) какой голос; г) где он живет. Д/3 сделать запись со слов ребенка описанного им сказочного героя, помочь сделать ребенку аппликацию или рисунок доброго героя.
Декабрь.
Цель: Научить видеть связь человека с природой, ее ответ на доброе и недоброе отношение, помочь детям освоить способы воображения,
упражнять детей в ведении диалога, развивать интонационную выразительность речи.
План:
1. Демонстрация обложек известных сказок, как называются эти сказки? Чтение сказки «Гуси – Лебеди», беседа по прочитанному (кто здесь герои, не только Аленушка, но и яблонька, речка, природа помогает, и она отказывает в помощи. Почему).
2. Задание детям, придумать какие деревья, кустарники, цветы, речки и тд. помогут в дороге героям и как именно.
3. Рассказы детей.
4. Выбранный рассказ предложить инсценировать, упражнять детей в ведении диалога между героями, голосом передавая характерные особенности каждого. Д/3 записать со слов ребенка описание сказочной природы, которая помогает или вредит человеку, и помочь сделать рисунок.
Тема: Животные в сказках.
Цель: Развивать фантазию, научить анализу и сравнению, развивать выразительность речи, учить детей выделять характерные особенности животных.
План:
1. Вспоминаем сказки, в которых герои животные. Рассматриваем репродукции, иллюстрации.
2. Чем похожи животные в сказках (говорят человеческим голосом и тд.).
3. Обсуждение, похож ли герой «Аленького цветочка» на медведей из сказки «Три медведя», чем похож, чем отличается?
4. Обсуждение характера сказочных животных. Кто добрый, кто злой, кто хитрый, кто коварный.
5. Какое животное вы бы выбрали героем своей сказки (можно использовать д.)
6. В кого хотели бы вы превратиться, почему?
7. Д/и. «Я вас сейчас заколдую», «Сказочное превращение» - учить детей выделять характерные особенности животных (зайца, медведя, лисы и т. д.) и изображать их при помощи мимики, выразительных движений, изображать голос.
Январь
Тема: Природа добрая и злая.
Цель: Развивать в детях стремление к справедливости, веру в победу добра над злом, отрицательное отношение к жестокости, учить оценивать поступки действующих лиц, давать им объективную оценку.
План:
1. Детям предлагается вспомнить героев сказок, которые побели чудовищ, колдунов, злодеев
а) что помогло им победить (оружие)
б) какое оружие вы знаете (меч, сабля, копье)
в) рассматривание этого оружия на иллюстрациях.
2. Какое оружие было у волшебницы в сказке «Золушка» (волшебная палочка).
3. А что за оружие было у Элизы из сказки «Дикие лебеди» (только руки, терпение и любовь)
4. Задание детям, выбрать для своего героя оружие, чтобы победить зло.
5. Рассказы детей обсуждение. Д/3 записать самостоятельный рассказ ребенка о победе добра над злом.
Тема: Волшебные предметы в сказках.
Цель: Развивать воображение, обогатить речь детей.
План:
1. Выставка книг сказок, в которых есть волшебные предметы (ковер-самолет, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, волшебная палочка, сапоги скороходы). Рассматривание книг и обсуждение.
2. Зачем нужны волшебные предметы.
3. Кто придумывает волшебные предметы (сочинители, фантазеры, сказочники).
4. Как придумали? (с помощью преувеличения, преуменьшения, комбинирования).
5. Задание детям обычные предметы сделать волшебными. Д/3 родителям записать со слов ребенка описание волшебной вещи, помочь изобразить ее.
Февраль
Тема: Как добро побеждает зло.
Тема: Злые герои сказок.
Цель: Развивать умения анализировать и сравнивать; различать вымысел и реальность, избавляться от ненужных страхов перенося их в
творчество, сочинение сказок по тактильным д.
План:
1. Кого из злых героев знают дети.
2. Классификация злых героев:
а) чудовища - «люди» (ведьмы, колдуны, лешие, водяные);
б) чудовища - животные, птицы, змеи (змей Горыныч, Жар-Птица);
в) злые силы в обычном облике (волк, крокодил)
3. Обсуждение того надо ли бояться чудовищ (нет, их просто придумали люди, боясь темноты, грозы.) Вот посмотрите обычный ком бумаги, а теперь (выключить свет, как он выглядит?
4. Рассматривание иллюстраций, обсуждений.
5. Составление собственной сказки со злыми героями с использованием «тактильных д.» с опорой на эмоциональное состояние. Д/ 3 родителям: сделать запись описания ребенком злого героя, записать со слов ребенка описания жилища злого героя и помочь нарисовать его.
Тема: дороги сказочных героев.
Цель: Вызвать у детей эмоциональное состояние сопереживания, желания помочь с помощью волшебства, т. е. фантазии, развивать интонационную выразительность речи, рассказывать с изменением лица рассказчика.
План:
Чтение обсуждение отрывков их 2-3 сказок: почему маленькая Герда пустилась в опасный путь, боялась ли она? Страшно ли маленькому комарику из Мухи – Цокотухи. Вспомните, кто еще пустился в дорогу выручать попавших в беду.
1. Дать задание детям придумать, кто или что может заставить доброго героя идти на помощь.
2. Рассказы детей.
3. Рассказы детей от первого лица. (Попробуйте рассказать ни как сказочники- рассказчики, а как сам герой, покажите какие чувства, испытывает герой: страх, желание помочь и т. д.).
4. Придумайте, по какой дороге пойдет, полетит, поплывет ваш герой. Сказочная ли эта дорога? Д/3 описать со слов ребенка рассказ о путешествии доброго героя и зарисовать сказочную дорогу.
Март
Тема: Что случается в пути.
Цель: Развивать фантазию, вызвать у детей радость коллективного творчества, воспитывать в детях дружеские отношения друг к другу.
План:
1. Небольшой вернисаж из репродукций и иллюстраций к знакомым сказкам, на которых изображены происшествия, случившиеся с героями в пути. Рассматривание, обсуждение.
2. Дети вспоминают знакомые сказки, к которых с героями в пути происходят разные происшествия:
а) нападения;
б) засады;
в) природные преграды (буря, разливается море, исчезает дорога).
3. Дети предлагают свои варианты происшествий, педагог записывает.
4. Кто помогает герою в пути (друзья).
5. Обсуждение результатов. Д/3 записать со слов детей придуманные происшествия в пути.
Тема: чем заканчиваются сказки.
Цель: Развивать у детей веру в победу добра над злом, воспитывать чувства уверенности в своих силах, научить мечтать.
План:
1. Чтение концовок различных сказок:
а) типичных для народных сказок,
б) типичных для волшебных сказок,
в) нетипичных.
Чем похожи концовки всех сказок? Хорошо заканчиваются
2. Задание детям придумать свою концовку для своей сказки. Д/3 записать со слов ребенка несколько вариантов концовок для своей сказки.
Апрель
Тема: Сочиняем сказку.
Цель: Научить детей самостоятельно творить, радоваться своему и чужому успеху в работе.
План:
1. Мы учились с вами придумывать героев добрых и злых, волшебные предметы и превращения, происшествия. Сегодня попробуем придумать целую сказку все вместе. И так.
2. Дети сочиняют сказку, педагог играет направляющую роль, удачный вариант можно записать на кассету.
3. Обсуждение, что получилось, похоже ли на настоящую сказку.
4. Педагог предлагает дома каждому, как настоящему сочинителю придумать свою сказку. Д/3 записать сказку со слов ребенка, помочь нарисовать к ней рисунки.
Тема: чтение придуманных детьми сказок.
Цель: развивать сосредоточенное, доброжелательное внимание, способность к анализу и сравнению, умение радоваться общим успехам.
План:
1. Чтение всех сказок и рассматривания всех рисунков, сделанных детьми дома.
2. Составление сборника сказок, заранее изготавливается обложка, лист с оглавлениями и лист с фамилиями авторов, указывается номер детского сада и год.
3. Обсуждение книги.
4. Кому эта книга интересна (каждому кто сочинял, другим детям и взрослым).
5. В свободное время чтение придуманных детьми сказок, выбор сказки для инсценирования.
Май
Тема: Подготовка спектакля по творческой сказке.
Предварительная работа: педагог составляет сценарий, готовит костюмы, декорации, привлекает к подготовке родителей, слова, роли.
Вместе с детьми обсуждает название спектакля, распределение ролей, проводит репетиции ролевых диалогов.
Спектакль по сказке с приглашением родителей.
Девиз: «радость твоего творчества, радость окружающих людей».
Цель: учить детей разыгрывать спектакль, распределять игровое пространство сцены, способствовать объединению детей совместной деятельности, вести ролевой диалог, выступать при большой аудитории.