Татьяна Туева
Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие» Часть 10
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАНИРОВАНИЕ.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН целевых прогулок и экскурсий в зимний период.
ДЕКАБРЬ
Целевая прогулка к ели.
Цель: Научить детей узнавать ель среди других хвойных деревьев. Определять возраст ели: каждый год на дереве появляются новые ветки, если сосчитать снизу вверх ряд ветвей, можно определить возраст ели. Воспитывать бережное отношение к молодым деревцам.
Публикация «Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Новый день — новое открытие“ Часть 10» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход прогулки: В парке предложить детям самостоятельно отыскать ель. Как вы её узнали? Предложить полюбоваться красотой ели, растущей в естественных условиях. Чем отличается ель от сосны? Еловые иголки от сосновых? Можете ли вы определить сколько лет ели? Рассказать детям как определять возраст ели, вместе с детьми определить его. Сообщить, что ель растёт очень медленно, поэтому к молодым деревцам нужно относиться особенно бережно.
Экскурсия в парк «Начало зимы».
Цель. Познакомить детей с изменениями в природе зимой. Продолжать развивать наблюдательность, способность чувствовать красоту природы.
План экскурсии.
1. При входе в парк остановиться, чтобы показать детям, как он изменился: кругом все бело. Прочитать стихотворение Пушкина А. С.
Мороз и солнце, день чудесный…
Ещё ты дремлешь друг прелестный.
Пора красавица проснись…
Можно загадать загадку: «Скатерть бела, весь свет одела».
(Да, снег везде: на земле, на дорожках, на скамейках, на ветках деревьев.) Следует обратить внимание детей: что зимой, когда природа спит, нельзя ломать ветки. Если идет снег, понаблюдать, как кружатся снежинки в воздухе, одинаковой ли они формы. Предложить поймать снежинки и рассмотреть их. Прочитать отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима»:
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
Объяснить, что снег, падая, вбирает в себя пыль из воздуха, увлекает ее на землю. Поэтому там, где нет промышленных предприятий – снег чистый.
2. Рассмотреть деревья: какими они стали? Какими были раньше? Что же изменилось? Отметить, что на ветках нет листьев, но есть почки.
3. Организовать подвижную игру «Кто скорее найдет дерево?» (по описанию).
4. Вернувшись в группу, прочитать стихотворение «Снег идет» и выучить:
Тихо-тихо снег идет, белый снег, лохматый.
Мы расчистим снег и лед во дворе лопатой.
По окончании экскурсии можно дать задание нарисовать зимний пейзаж, стараясь передать в рисунке красоту зимнего леса.
Целевая прогулка по главной улице посёлка (подготовка к празднику)
Цель: Показать детям, как посёлок готовится к празднику. Оформляют снежные городки, устанавливают ёлки, строят горки. Вызвать радостные чувства ожидания праздника. (После прогулки побеседовать о целесообразности приобретения живых елей. Показать необходимость проведения акции «Ёлочка»).
ЯНВАРЬ
Экскурсия в школьный парк «Зима».
Цель: Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы (холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, он серебрится и искрится на солнце, деревья и кусты укрыты снегом). (Саморукова, стр. 184).
Ход экскурсии: Предложить детям с пригорка полюбоваться красивой панорамой школьного сада. Прочитать стихотворение Каменчук А. «Зима».
Стоят деревья в инее – то белые, то синие.
Столбами синеватыми стоят дымки над хатами.
И всё на свете в инее – то белое, то синее.
Как вы думаете, уютно ли деревьям и кустарникам под снегом, тепло ли им? Предложить замерить глубину снежного покрова возле деревьев, кустарников и на открытом месте с помощью мерной линейки. Записать показания. Провести опыт: зарыть на разную глубину емкости с водой. В конце экскурсии раскопать и посмотреть какие произошли изменения с водой. Подвести детей к выводу, что чем больше толщина снежного покрова, тем уютнее и теплее растениям.
Рассмотреть веточки деревьев, покрытых инеем. Отметить как они сверкают, искрятся на солнце. Стряхнуть ветку, полюбоваться, как сыплется серебристый иней. Прочитать стихотворение «Звёздочки».
Лес снегом накрывается, всё белое кругом.
И веточки качаются, сверкают серебром.
Деревья серебрятся, пойдёшь, качнешь, и вдруг…
Звёздочки, звёздочки посыплются вдруг.
Целевая прогулка по улицам посёлка.
Цель: Подсчёт выброшенных елей для подведения итогов экологической акции. Закрепить умение ориентироваться, уточнить названия близлежащих улиц. Учить детей следовать по заданному маршруту (чертёж).
Целевая прогулка по участку «Поможем растениям».
Цель: Расширять знания детей о состоянии растений зимой (период покоя, прекращение роста). Продолжать учить различать растения по расположению ветвей и почек, по коре. Воспитывать заботливое отношение к растениям.
Ход прогулки: Обойти вместе с детьми территорию участка, выяснить в каком состоянии находятся деревья и кустарники. Привлечь ребят к оказанию посильной помощи растениям (надломленную ветку подвязать, обмотать бинтом; сломленные ветки убрать, а ранки замазать садовым варом). Организовать игру «1,2,3 – к названному дереву, беги!».
Целевая прогулка в школьную теплицу.
Цель: Расширять и систематизировать знания о растениях, учить узнавать их по описанию и внешнему виду. Закрепить знания о том, что для роста и жизни растений необходимы свет, тепло.
Ход прогулки: Перед прогулкой провести беседу. Можно ли в зимнее время года отыскать свежие помидоры, огурцы, живые цветы? Где их зимой можно вырастить? Какие условия необходимы для жизни и роста растений?
ФЕВРАЛЬ
Целевая прогулка к роднику.
Цель: Выяснить замерзает ли источник зимой.
Ход: Осмотр родника. Как думаете, почему родник не замерзает? Ходят ли люди зимой за родниковой водой? Как вы догадались? Много ли тропинок ведут к роднику? Для чего люди используют родниковую воду? Набрать воды для опытов.
Экскурсия в парк «Конец зимы».
Цель. Уточнить и закрепить представления детей об изменениях в природе поздней зимой. Наблюдать за повадками зимующих птиц, учить распознавать их следы (линейку для измерения толщины снежного покрова).
План экскурсии
1. Прочитать стихотворение А. С. Пушкина
Под голубыми небесами, великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит, прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит
2. Обратить внимание на небо, на засыпанные снегом деревья, тишину зимнего леса. Какой снег? Подвести детей к выводу: солнце светит и начинает пригревать, хотя снег ещё не тает.
3. Обратить внимание на, образовавшуюся на поверхности снега, ледяную корку, которая ослепительно блестит на солнце. Приподнять кусочек корочки и посмотреть, какой под ней чистый и мягкий снег. Замерить глубину снежного покрова около деревьев, кустарников и на открытом месте. Записать и сравнить их с результатами замеров, сделанных в январе. Почему глубина разная?
Экскурсия на водоём.
Цель: Расширять знания детей о характерных признаках зимней природы.
Ход: На реке обратить внимание на ледяной и снежный покров. Как вы думаете, крепкий ли лёд? Можно ли по нему ходить? Прочитать стихотворение Некрасова
Задумаю – реки большие надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные, каких не построит народ.
Какие мосты строят люди? Кто лучше строит мосты – мороз или люди?
Целевая прогулка по участку «Поможем растениям».
Цель: Приучать детей внимательно осматривать деревья, самостоятельно оказывать помощь. Закрепить и конкретизировать знания детей о деревьях. Воспитывать доброе, заботливое отношение к деревьям. Обратить внимание на изменения произошедшие в природе, учить устанавливать причинно – следственные связи.
Ход: Предложить детям самостоятельно осмотреть деревья на участке, выявить те из них, которым необходима помощь. Напомнить детям, что сломанную ветку надо осторожно срезать (в группе её можно поставить в воду). После практической деятельности спросить детей о том, каким деревьям понадобилась их помощь и как они её оказывали? Срезанные ветки занести в группу, поставить в воду. Организовать дидактическую игру «Угадай ветку по описанию».