Татьяна Туева
Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 11
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста . Часть 11
ПЛАНИРОВАНИЕ.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН целевых прогулок и экскурсий на весенний период.
МАРТ
Экскурсия в парк «Ранняя весна».
Цель. Закрепить знания детей о смене времён года, о сезонных изменениях. Вызвать интерес к весеннему пробуждению природы.
Ход: Посмотрите, что изменилось в парке. Почему? Какой был парк зимой? Отметить как потемнел снег. Прочитать строки стихотворения С. Маршака «Март»: Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Публикация «Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Новый день — новое открытие“, Часть 11» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Отметить появление на поверхности снега плодов деревьев: березы, липы и др. Как вы думаете, откуда они появились?
Обратить внимание на поведение воробьёв: они ведут себя шумно, громко чирикают, перелетают с места на место. Почему? Какие ещё изменения вы заметили?
Целевая прогулка к мать-и-мачехе.
Цель: Учить детей самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи: связывая наблюдения за растениями с представлениями об удлинении дня и потеплении. Показать последовательность развития растения (сначала появляются цветы, потом листья). Учить бережно относиться к первоцветам.
Ход: Сегодня мы отправимся на поиски весны. По дороге к месту появления первоцветов отметить появление весенних проталин. Куда исчез снег? Показать образование маленьких ручейков. Куда они текут? Напомнить загадку:
Зимой в поле лежал, а весной в реку побежал.
Предложить ребятам поискать на проталинах молодую, свежую траву. Показать пушистые стебельки мать-и-мачехи с низко наклоненными головками. Напомнить о бережном обращении. Отметить, что они выросли на солнечном месте. Осторожно выкопать растение вместе с комом земли, чтобы не повредить корней (для наблюдений в уголке природы).
Целевая прогулка в яблоневый сад.
Цель: Осмотр деревьев после зимнего сна. Воспитывать заботливое отношение к деревьям.
Ход: Обратить внимание детей на образовавшиеся углубления возле стволов деревьев. Объяснить. Предложить осмотреть хорошо ли перезимовали яблоньки, не нужна ли им помощь. Трещины и повреждённые места дети замазывают садовым варом. Надломленные ветки аккуратно срезать садовыми ножницами и место среза тоже замазать.
Целевая прогулка к кормушке.
Цель: Развивать наблюдательность. Учить делать выводы, опираясь на причинно – следственные связи.
Ход: Предложить детям по следам на снегу и наличию корма в кормушках определить нуждаются ли птицы в подкормке также как зимой. Отметить, что с наступлением весны птицы могут сами добывать себе корм. Объяснить, что весной все птицы заняты строительством гнёзд и в этом мы можем им помочь. Положить на кормушку кусочки ваты, прутики, отойти подальше и понаблюдать.
АПРЕЛЬ
Целевая прогулка «Здравствуй, Ивушка!»
Цель: Пополнить знания детей о растениях, познакомить с ивой, со способом размножении (порослью). Учить видеть красоту дерева во время цветения
Ход: Предложить издали полюбоваться цветущей ивой, прочитать стихотворение Весна ещё не сшила лесам, лугам рубашки,
Лишь ива распустила кудрявые барашки.
Барашки золотые бегут по тонким веткам
Весёлые, живые, как маленькие детки.
Подвести детей ближе, рассмотреть гибкие веточки, гладкий серебристый ствол. Рассказать: иву в народе называют вербой, она любит влажную почву.
Экскурсия к месту гнездования грачей.
Цель: Познакомить детей с местом обитания грачей.
Ход: Предложить детям вспомнить какие птицы прилетели к нам первыми?
Всех прилетных птиц черней, враг личинок, друг полей,
Взад, вперед по пашням вскачь, а зовется птица. (грач).
Подходя к месту гнездования, обратить внимание на крик грачей. Понаблюдаем за поведением грачей. Как они кричат? Как думаете, почему их назвали «грач». Сколько тут грачей? Грачи живут большими стаями. Отметить, что они несут в клювах. Для чего им нужны ветки? Какие делают гнёзда? Как вы думаете, сильные птицы – грачи? Какую пользу приносят?
Целевая прогулка к месту цветения мать-и-мачехи.
Цель: Учить детей узнавать известные первоцветы: мать-и-мачеха, одуванчик. Воспитывать бережное отношение к ним. Развивать наблюдательность.
Ход. Предложить полюбоваться цветущей полянкой. Отметить как вытянулись к солнышку стебли. Вспомните, какими они были, когда только появились из земли. Отыщите листья мать-и-мачехи. Объяснить, что она цветёт без листьев. А чем отличается цветок мать-и-мачехи от одуванчика? Кто найдёт больше отличий?
Экскурсия в парк весной после появления зелени.
Цель. Продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе, за насекомыми и птицами.
Ход: Прочитать стихотворение А. С. Пушкина:
Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года,
Синее блещут небеса, еще прозрачные леса как будто пухом зеленеют.
1. Обратить внимание детей на изменения в природе (листочки на деревьях и кустарниках; пробивающаяся трава; первые весенние цветы).
2. Осторожно нагнуть ветку березы и рассмотреть, потрогать, понюхать листочки (нежно-зеленые, клейкие, со своеобразным запахом).
3. Понаблюдать за птицами (с наступлением весны корм в кормушках все чаще остается нетронутым; не видно снегирей, они улетели ближе к северу; остальные птицы летают парами, высматривая места для гнезд). Повесить скворечники.
4. Показать насекомых, которые после зимней спячки выползают наружу. В баночку положить жука, закрыть ее марлей и рассмотреть: какого он цвета? Как ползает? Есть ли у него крылья? Отпустить на волю.
МАЙ
Экскурсия в парк «Поздняя весна».
Цель. Уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе весной. Закрепить знания о жизни птиц, насекомых. Учить замечать красоту природы.
План экскурсии.
1. Показать детям парк издали. Как красиво выглядят светло-зеленые белоствольные березки на темном фоне хвойных деревьев! Напомнить детям о том, что нужно беречь каждый кустик, каждое дерево. Не зря же народная мудрость утверждает: «Много леса — не губи, мало леса — посади», «Рощи да леса всему краю краса»; «Растение—земли украшение».
2. В парке обратить внимание детей на траву. Сорвать одну травинку и предложить найти другую, не похожую на эту (пытаясь ее найти, дети поймут, как много разных растений). Все найденные травинки собрать и положить между страницами тетради — так будет положено начало коллекционирования трав.
3. Найти ландыш и загадать детям загадку: «Белые горошки на зеленой ножке». Выучить стихотворение Е. Серовой «Ландыш»:
Родился ландыш в майский день, и лес его хранит:
Мне кажется, его задень - он тихо зазвенит.
И этот звон услышат луг, и птицы, и цветы.
Давай послушаем, а вдруг услышим — Я и ТЫ.
4. Познакомить детей с весенними цветами, обратить внимание на их красоту (венчики, листья, нежный аромат). Напомнить, что рвать цветы не следует. Прочитать стихотворение Н. Найденовой «В лесу»:
Я нашла в лесу фиалку, а срывать фиалку жалко,
Пусть останется в лесу — лучше ландыш принесу.
Я на ландыш поглядела, пожалела ландыш белый,
Пусть останется в лесу — одуванчик принесу.
5. Предложить детям рассмотреть муравейник, познакомить их с жизнью этих трудолюбивых и полезных насекомых. Предупредить, что муравьи уничтожают вредных насекомых, поэтому муравейник нельзя разорять.
6. Обратить внимание детей на деревья, которые цветут первыми (орешник, осина, предложить им подышать чистым лесным воздухом, горьковатым острым ароматом берез.
Целевая прогулка «Парашютисты».
Цель: Формировать у детей об одуванчике как уникальном растении. Способствовать раскрытию «тайны» повсеместного произрастания одуванчика при помощи летучих семян-паршютистов. Развивать познавательный интерес.
Ход: Подвести детей к разнотравью на поляне и сообщить, что здесь спрятались парашютисты, предложить найти их. Этот парашютист носит жёлтый сарафанчик. Почему одуванчики я назвала шутливо «парашютистами»? Кто здесь посадил одуванчики? Предложить детям рассмотреть с помощью луп пушистую головку одуванчика и открыть тайну летающего «парашютиста», сдуть шапочку одуванчика. Обратить внимание, как летят парашютики по воздуху. Почему их так называют?
Целевая прогулка в царство весенних запахов.
Цель: Учить детей видеть красоту дерева или кустарника в период цветения. Упражнять в дифференциации цветущих растений по запаху.
Ход: Сегодня мы отправимся с вами в царство весенних запахов, а помогут нам в этом волшебные коробочки (с цветами яблони, сирени, черёмухи, калины). Предлагаю отыскать по запаху сначала калину, затем сирень. Воздух наполнен ароматом. Как вы думаете, правильно ли назвал М. Пришвин апрель - весной воды, а май – весной цветов. Познакомить с новой пословицей:
Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
Затем по запаху отыскать яблони. Предложить детям полюбоваться цветением плодовых деревьев: стволы побелены, и над ними возвышаются пышные бело – розовые кроны. Обратить внимание на большое количество пчёл в саду. Объяснить, что сейчас ульи выставили на пасеку и пчёлы собирают нектар, чтобы изготовить из него мёд. Отыскать черёмуху. Прочитать отрывок из стихотворения Серовой В. «Черёмуха – Белоснежка».
Запах, запах-то какой – голову дурманит!
Белоснежка за рекой вас тихонько манит.
С кем можно сравнить это удивительное дерево? (с девушкой, невестой, сказочной Белоснежкой).
Красивы деревья и кустарники в пору цветения, но именно в это время они наиболее уязвимы, как вы думаете, почему? И если бы растения могли говорить, они бы нам сейчас сказали: «Вдыхайте, люди, душистый аромат наших цветов! Любуйтесь белоснежным нашим нарядом. Но только, пожалуйста, не губите нас!».
Целевая прогулка «Лекарство рядом».
Цель: Учить детей аккуратно собирать листья лекарственных растений. Развивать внимание, совершенствовать умения узнавать растение.
Ход: Обратить внимание детей на то, что цветы мать-и-мачехи уже отцвели и на их месте появились листочки. Отметить разный характер их поверхности: верхняя – тёмно-зелёного цвета, гладкая и холодная на ощупь; нижняя – тёплая и мягкая, бледно-зелёного цвета. Рассмотреть их, напомнить, что благодаря своим листьям цветы получили такое название. Напомнить о бережном отношении к цветам. Показать, как аккуратно нужно срезать листочки. Объяснить, что с одного растения нельзя срезать много листьев. Организовать сбор лекарственных листьев.
Какие ещё лекарственные растения вы знаете?