МААМ-картинки

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 9 (1 фото)

Татьяна Туева
Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 9
▼ Скачать + Заказать документы

Новый день — новое открытие

ПЛАНИРОВАНИЕ.

В старшем дошкольном возрасте необходимо систематизировать знания о природе и природных явлениях, полученные в младшем возрасте. В процессе специально организованных наблюдений, экскурсий и целевых прогулок, участия в исследовательской и практической деятельности, в экологических играх и акциях расширяются и углубляются представления детей о мире природы, о причинно – следственных связях, о правилах поведения человека в природе.

Публикация «Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Новый день — новое открытие“, Часть 9» размещена в разделах

Перспективный план тесно связан с временами года и сезонными проявлениями природы.

Перспективный план целевых прогулок и экскурсий!

Конспекты некоторых прогулок я нашла в журналах "Дошкольное воспитание", остальные разработала сама. Предлагаю планирование на осенний период

СЕНТЯБРЬ.

Целевая прогулка «травушка-муравушка»

Цель. Познакомить с народными названиями птичьего горца: спорыш, птичья гречишка, гусятница, трава-мурава; показать пищевые связи в природе; учить видеть необычное в обычном.

Ход прогулки: Как вы думаете, что делают воробьи в траве? Они что – то ищут. Посмотрим, что клюют воробьи. Возьмите эту травку в руки, внимательно рассмотрите. Воробьи клюют вот эти маленькие зернышки — семена. А что мама готовит из крупы, т. е. зерен? (Кашу). Как же мы назовем растение, зерна которого так охотно клюют воробьи? (Воробьиная каша). А в народе ее называли птичьей гречишкой, почти гречкой (Подвести детей к месту, где трава недавно была скошена.) Потрогайте травку, поласкайте ее ладошками. Видите, какой чудный зеленый коврик из нее получился. Назвал ее народ ласково: травушка-муравушка, трава-мурава. В деревне эту траву еще называют гусятницей. Как вы думаете, почему? Да, ее любят щипать и не только гуси, но и куры, телята, козлята. Вот какая эта травка. Всем нужна. Итак, она называется. (трава-мурава, птичья гречишка, гусятница.) А еще эта трава весной быстро растет. Вот и четвертое название этой травки — от слов «скоро, быстро, споро» — «спорыш». Рассмотрите ее стебли, листочки. Давайте нарвем этой травки, высушим, чаю попьем. Только сначала скажите, какая же травка-муравка? Послушайте, как маленьких детей по утрам мамы будят: «Травка-муравка со сна поднялась, птица-синица за зерно взялась». А какое название этой травки вам больше всего понравилось? Придумайте свои названия травушке-муравушке. Эту травку в народе еще называют топтун-трава. Она растет вдоль тропинок, у колодцев, по ней все ходят. А она не боится, стебелек свой прижмет к земле и вновь поднимется. По научному ее называют птичий горец.

Целевая прогулка «Бархатцы — садовые цветы»

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 9

Цель. Закрепить умение видеть особенности растений, отраженные в народных названиях.

Ход прогулки: Подвести детей к цветущим бархатцам. Кто знает, как называются эти яркие, разноцветные садовые цветы? Какие они? (Разные цветы. Желтые, оранжевые — крупные, пестрые помельче). Почему это растение называют бархатцы, бархотки? Приглядитесь повнимательней, потрогайте их лепестки, осторожно погладьте. (Дети обследуют лепестки. Нюхают.) Имеют ли запах эти растения? Какие еще садовые цветы сильно пахнут? (Ноготки, настурции.) Какие листья у бархатцев? Рассмотрите внимательно цветы, обратите внимание на окраску лепестков, форму, величину цветков. Опишите их. (Дети составляют рассказы.) У лепестков яркая окраска. Бархатцы не закрываются в пасмурную погоду, поэтому и в пасмурный день клумба выглядит очень ярко. В Германии за это назвали бархатцы солнечным цветком, а на Украине – чернобровками. Почему? А еще их называют цыганочками. Почему?

Экскурсия в школьный парк (лес) «Золотая осень».

Цель. Познакомить детей с изменениями в природе осенью. Научить их составлять гербарии из опавших листьев различных деревьев. Начать знакомить с жизнью насекомых, птиц.

План экскурсии

1. Наблюдение и беседа по вопросам: какие деревья растут в парке? Как они изменились осенью? У всех ли деревьев одинаковые листья? Нравится вам осенний наряд? Чем нравится?

2. Предложить детям собрать листья для гербария (брать лишь те, которые лежат на земле).

3. Понаблюдать за насекомыми и птицами. Беседа по вопросам: каких птиц вы увидели в лесу? Почему насекомых стало меньше? Рассказать, что перелет птиц связан с наступлением холодов и с исчезновением корма: сначала улетают птицы, которые питаются насекомыми, затем — питающиеся зерном, ягодами, последними — водоплавающие. «Ласточка весну начинает, и осень накликает».

4. Чтение педагогом и детьми стихов о лесе, осени.

5. Игра «Отгадай, с какого дерева этот листик».

Целевая прогулка «Рябина и рябинка».

Цель. Расширить представление о растениях ближайшего окружения; учить сравнивать, находить общее и, отличие и делать обобщение.

Ход прогулки: Я очень люблю рябину. Вы тоже полюбите ее, когда узнаете о ней много интересного. Где чаще всего можно встретить рябину? Почему люди сажают рябину около дома так, чтобы ее из окна было видно? Посмотрите на дерево, на его крону. Кудрявая рябина — так о ней поется в песнях. Красивы и ее, листья, причем в разное время года. А еще за что любят рябину? (Из ее ягод варенье варят, чай заваривают). Кто еще любит ягоды рябины? (Птицы: снегири, свиристели, вороны). Рябине в народном календаре посвящен праздник — 23 сентября. Мы его отмечали, помните? С этого дня разрешается собирать и заготавливать ягоды на зиму. Но нельзя обрывать все гроздья — надо оставить и для птиц. Рябина, как считают в народе, оберегает от бед. Вот почему ее сажали под окнами. Давайте сорвем небольшую веточку рябины с гроздьями, обвяжем ее ленточкой: пусть она оберегает наш детский сад, нашу группу. (Срываю веточку с гроздьями рябины. Веду детей к зарослям пижмы.)

Как называется это растение? В народе оно известно как дикая рябинка. Посмотрите внимательно на нее и на веточку рябины. Чем они похожи? (Листья такие же). А какого цвета их листья? Сверху? Снизу? Опишите цветки пижмы. (Они похожи на ярко-желтые пуговки, собранные вместе. Так же, как ягоды у рябины – в виде зонтика). А теперь понюхайте пижму и рябину. Запахом пижмы люди отпугивают мух и моль. Известно, что моль любит все шерстяное: варежки, кофты, меховые шапки, шубы. Вот и перекладывают пижмой одежду, чтобы защитить ее от моли. Почему пижму назвали дикой рябинкой? Сорвём несколько кустиков пижмы, засушим их и поставим в группе, чтобы еще раз рассмотреть пижму и сравнить ее с рябиной-оберегиней.

ОКТЯБРЬ.

Целевая прогулка по участку «Знакомство».

Цель. Расширять знания о состоянии растений осенью (прекращение роста, пожелтение листьев и их опадание, наличие плодов и семян. Учить различать деревья и кусты по окраске листьев. Устанавливать причинно – следственные связи между наблюдаемыми явлениями. Выяснить какие деревья и сколько растут на участке.

Ход прогулки: Много ли деревьев растёт на нашем участке? Какие из них вы знаете, как они называются? Сосчитайте сколько берёз, рябин, тополей, клёнов, карагачей. Какие ещё деревья растут на участке? Растут ли на участке кустарники? Какие из них вы знаете? Много ли на деревьях и кустарниках листьев? Что происходит с растениями осенью? Почему происходят такие изменения?

Целевая прогулка «След белого человека»

Цель. Закрепить представление о значении подорожника для человека; познакомить с народными названиями этого растения; показать приспособленность подорожника к жизни у дорог.

Ход прогулки: Сегодня на прогулке мы пойдем в гости к растению, которое индейцы назвали следом белого человека. (Подводит детей к подорожнику.) Как называется это растение? Здравствуй, подорожник! Мы пришли к тебе в гости, чтобы узнать, почему индейцы назвали тебя следом белого человека. А почему это растение назвали Подорожником? Почему оно может расти там, где ходят, ездят на велосипеде? Земля утоптанная, а он растет. Рассмотрите внимательно растение. Может быть, догадаетесь? (У него листья на земле лежат. Почти нет стебля. Если бы был стебель, он сломался бы, когда люди прошли по нему). Рассмотрите листья. Может быть, они раскроют вам свою тайну? Сорвите лист. Легко сорвать лист подорожника? Рассмотрите, как расположены жилки листа подорожника. У подорожника жилки выпуклые. Если на него встать, они прижмутся к земле, не дадут листу порваться. Уйдет человек, лист распрямится. В народе за эти крепкие жилки на листьях и прозвали подорожник семижильником. О человеке сильном, выносливом тоже говорят «семижильный». Теперь вы поняли, почему подорожник может расти у дорог? Послушайте. «Лег пластом у дороги, разметал руки-ноги. Его бьют сапогом, его бьют колесом, ему все нипочем». А теперь сорвите спелые султанчики. (Дети срывают несколько султанчиков, выколачивают из них семена, рассматривают.) А кто переносит семена? Ведь у них нет крылышков, как у плодов клена, нет парашютиков, как у семян одуванчика, нет шипов, как у репейника. (Их переносят на ногах). А как переносят? Как они к нам пристают? Попробуйте пальцем, прилипнут ли семена к нему. Предлагаю смочить семена в воде. Дети вновь прикасаются к ним. Семена прилипли! (Когда дождь пройдет, семена смешиваются с грязью, и их переносят на лапах кошки и собаки, человек на ботинках. Почему же индейцы назвали это растение следом белого человека, теперь догадались? В Америке подорожник до прихода туда белых людей не рос. Там, где они проходили, появлялся подорожник. Вот и назвали индейцы это растение следом белого человека. Где применяют это растение? Как же вы назовете это растение? В народе это растение называют попутник, порезник, ранник, семижильник.

Целевая прогулка к расщелине (промоине).

Цель: Показать детям слои залегания почвы.

Ход прогулки: Спросить у детей куда девается листва, упавшая с деревьев. Поднимите почерневший листок, разотрите его между ладонями, понюхайте. Чем пахнет? Это запах прелых листьев. Они перепревают и получается перегной. Много ли плодородной земли у нас под ногами? А где же залегает глина, песок, камни и другие полезные ископаемые? Хотите увидеть как располагаются слои почвы? Во время наблюдения обратить внимание на то, что плодородный слой земли отличается по цвету, он тёмный. Толщина плодородного слоя земли небольшая (замерить с помощью мерки). Рассмотреть все слои почвы и глубину их залегания.

Экскурсия к роднику.

Цель: Дать детям представления о том, что родниковая вода полезная и чистая. В земле она проходит через разные слои почвы, при этом очищается и обогащается минеральными солями. Напомнить детям о бережном отношении к природному источнику, если есть необходимость привлечь детей к его очистке.

Ход: Осмотр родника, организовать молчаливые наблюдения, послушаем песенку родника. Что услышали, о чём поёт родничок? Набрать родниковой воды для исследований, дать детям попробовать, рассказать как вода становится такой полезной и чистой. Исследовать родник, показать образование ручейка. Куда бежит ручеёк? Путешествие вдоль ручейка к реке. Как вы думаете куда течёт река?

Целевая прогулка «Калинка, калинка моя!»

Цель: Познакомить детей с кустарником – калина. Показать особенности внешнего вида листа калины, сравнить его с листом винограда. Систематизировать знания детей о лекарственных свойствах калины. Дать знания о том, что кора, листья, плоды, побеги, цветки и даже корни – всё в калине полезное и лечебное.

Ход прогулки: Подвести детей к кусту калины. Знаете ли вы как он называется? Калина на Руси в народе считается символом девичьей красоты, любви, скромности. Калина, как девушка стыдлива: не выставляет напоказ свою яркую красу, она таится в укромных зарослях других деревьев. Пробовали вы ягоды калины? Как понимаете пословицы:

«Хвалилась калина, что с мёдом хороша»,

«не бывать калине малиной».

Предложить рассмотреть листочки калины. Сравнить их с приготовленными заранее листочками винограда, определить сходство и отличие. Рассмотреть ветку калины, показать детям, что её почки плотно прижаты к стеблю, верхушка у них закруглена, они похожи на капельку воды.

Рассказать, что в калине все части полезные и лечебные. Рассмотреть плоды калины, напомнить о приготовлении из них варенья, начинки для пирогов.

НОЯБРЬ

Целевая прогулка по участку «Охота за семенами».

Цель: Закрепить умение различать деревья по стволу, коре, расположению ветвей. Определить каким из них нужна помощь. Оказание практической помощи повреждённым деревьям. Дать знания о значении плодов и семян в жизни растений, воспитывать осознанно – бережное отношение к ним.

Ход прогулки: Рассматривая деревья, обратите внимание не повреждены ли они, не нужна ли им наша помощь. Давайте замажем раны садовым варом. А чем ещё можно лечить деревья, если под рукой нет садового вара? (глиной, землёй). Отыщите семена, которые отлетают, если на них подуть, соберите их, рассмотрите. Запустим семена летучки. Кто помогает им перемещаться? Найдите семена, которые цепляются за одежду, соберите их, рассмотрите. Как вы думаете, кто переносит эти семена? Отыщите головки семян, в которых их много. Подумайте, как распространяются эти семена? Сбор плодов и семян для поделок и зимней подкормки птиц.

Экскурсия в школьный парк (лес) «Поздняя осень».

Цель. Уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе поздней осенью. Продолжать развивать их наблюдательность.

План экскурсии

1. Наблюдение и беседа по вопросам: какие изменения вы заметили в природе? Что произошло с деревьями, их листьями? Прочитать стихотворение Ю. Капотова «Листопад».

Опавшей листвы разговор еле слышен:

- Мы с клёнов, мы с яблонь, мы с вишен,

-С осинки, с черёмух, с дуба, с берёзы.

Везде листопад: на пороге – морозы!

2. Обратить внимание детей на небо (осенью оно обычно вверху темно - голубое, а по краям светлее).

3. Предложить рассмотреть сухие листья (они покоробились, порывы ветра носят их по дорожкам). Побегайте по ним, послушайте, как шуршат.

4. Наклонить ветку и рассмотреть с детьми почки, объяснить, что деревья не погибли, они только сбросили отмершие листочки и готовятся к зиме.

5. Предложить детям поискать насекомых. (Их нет: все жуки, мухи, бабочки попрятались в трещинах стволов деревьев и заснули.) Найти свернутые сухие листья на ветках. (Они опутаны паутиной. Внутри «пакета» белые коконы — это зимует гусеница бабочки-боярышницы. Весной она проснется и будет наносить вред дереву.) Помочь детям снять их с деревьев и уничтожить.

6. Выполнить посильную работу по уборке парка.

Целевая прогулка к реке.

Цель: Познакомить с сезонными изменениями.

Ход прогулки: Пройти с детьми вдоль реки к мосту. Отметить, что вода в реке покрывается льдом. Вся ли поверхность реки покрылась льдом? Какой лёд на реке? (Тонкий, прозрачный, или запорошен снежком). Почему не замерзает вода в середине реки? Сильное ли течение? Как изменилась прибрежная кромка реки? Почему она подёрнулась льдом? Организовать молчаливые наблюдения, какие звуки слышны? Какие ещё произошли изменения?

Целевая прогулка к кормушке.

Цель: Выяснить какие птицы прилетают к кормушке, учить различать их по размеру, окраске и т. д. Показать детям, как правильно подкармливать птиц.

Ход: Беседа предваряющая прогулку. Почему улетели перелётные птицы? Чем они питались летом? Какие птицы остались с нами зимовать? Чем они будут питаться зимой? Как мы можем им помочь? Для чего мы изготовили и развесили кормушки? Давайте посмотрим какие птицы прилетают к нашим кормушкам. На прогулке насыпать разнообразного корма в кормушки (хлебные крошки, семечки, ягоды рябины, кусочки сала и пр.). Организовать молчаливые наблюдения, чтобы узнать какие птицы первыми прилетели к кормушке, какой корм им больше понравился. Как ведут себя разные птицы, какие из них смелее? Есть ли отличия в поведении воробьёв и синиц? Как передвигается по земле разные птицы? Отметить, что у вороны крупный шаг, воробей прыгает на двух лапках, для голубя характерны мелкие, частые шаги. Обратить внимание детей на внезапный обрыв следов, что это означает? (Птица взлетела, оставив на снегу другой след – от раскрытых крыльев и хвоста).

Экскурсия в парк после первого снегопада.

Цель: Учить детей замечать изменения, которые произошли в парке после снегопада (снег покрыл землю, деревья, кусты); различать лиственные деревья; наблюдать поведение зимующих птиц. Воспитывать у детей любовь к природе, способность чувствовать ее красоту.

Ход прогулки: Прочитать стихотворение Аксельрод Е. «Первый снег»

Городу ночью холодно стало,

Ночь для него одеяло достала.

Снегом заботливо город одела

И посветлела от доброго дела.

При входе в парк предложить детям полюбоваться красотой пейзажа. Как преобразился, нарядился и посветлел парк. Изменились ли очертания деревьев и кустарников. Кустарники накрылись остроконечными и круглыми шапками. У некоторых деревьев ветки напоминают причудливые оленьи рога, у других кружево. Предложить постоять и послушать, какая кругом тишина.

Первый снег опушил у деревьев ресницы,

И в лесу, и в полях – тишина, тишина.

Обратить внимание на деревья, можно ли узнать деревья без листьев? Найдите дерево, которое я опишу и назовите его.

Рассмотреть ветки деревьев, отметить как они наклонились под тяжестью снега, того и гляди сломаются. Объяснить, чтобы этого не произошло снег необходимо стряхивать. Показать детям как аккуратно нужно стряхивать снег, чтобы не повредить веток. Напомнить, что в мороз ветки становятся хрупкими и легко ломаются. Организовать практическую деятельность детей. Если попадутся сломленные ветки, взять их в группу.

Публикации по теме:

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Берегите лес!» Цель : формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения. Задачи: Образовательные: создать условия.

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Отчего и почему?» Методическая разработка по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Природа наше богатство» Конспект НОД: «Отчего.

Методическое пособие по патриотическому воспитанию «Тавдинский навигатор» для детей младшего и старшего дошкольного возрастаМетодическое пособие по патриотическому воспитанию «Тавдинский навигатор» для детей младшего и старшего дошкольного возраста Девиз: Знай, помни, дорожи историей своего города! Узнай всё о своём крае, его природе, известных людях, люби то, что тебя окружает, ведь.

Отчет по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №28» Отчет по экологическому воспитанию.

Перспективный план работы в летний период по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Цель. Сохранять и укреплять здоровье детей во время летнего отдыха, формировать основы экологического сознания и экологической культуры.

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Зеленый патруль»Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Зеленый патруль» Муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Светловского городского округа Детский № 1 «Пчелка» Проект.

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Природа Ямала» .

Проект по экологическому воспитанию «Времена года» для детей старшего дошкольного возраста Проект по экологическому воспитанию «Времена года»Вид проекта: долгосрочный (сентябрь-июнь) Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Сценарий квест-игры по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Приключения эколят» Авторы: Рыжкова О. Н. - воспитатель I квалификационной категории, Добыченко Ю. С. - зам. заведующего по ВМР I квалификационной категории.

Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 9
Опубликовано: 25 декабря 2017 в 04:08
+152Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 9» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Туева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 36.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД