Трегубова Галина
Методическое пособие «Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста». Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17 села Воронцовка муниципального образования Ейский район
Методическое пособие «Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Трегубова Галина Вячеславна
воспитатель МБДОУ ДСКВ № 17
с. Воронцовка МО Ейский район
2022 год
Публикация «Методическое пособие „Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста“, Часть 2» размещена в разделах
Творчество немыслимо без фантазии и воображения. Ребенок наполовину живет в воображаемом, нереальном мире, и не просто живет, а активно действует в нем, преобразовывает его и себя. Ведь именно из этой сокровищницы малыш черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором он еще не умеет задумываться.
1. Педагогические условия для обучения детей творческому рассказыванию.
Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию. Известно, что в основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии.
Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. Использование систематических наблюдений за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений. Необходимо много читать
детям различных книг, особенно познавательного характера, которые обогащают детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, это углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения, привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.
Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря, а старшие дошкольники особенно нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов–определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов, с учетом индивидуальных проблем в развитии речи каждого ребенка.
Так, наблюдая зимний пейзаж, дети с помощью воспитателя дают разнообразные определения качеств и состояний снега: белый, как вата; чуть голубоватый под деревом; искрится, переливается, сверкает, блестит; пушистый, падает хлопьями. Затем эти слова используются в рассказах детей («Это было зимой, в последний месяц зимы, в феврале. Когда последний раз выпал снег – белый, пушистый – и все падал на крыши, на деревья, на детей, белыми большими хлопьями»).
Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.
Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.
Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть). Тематику творческих рассказов необходимо связывать с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей
(чтобы на основе воображения возник зримый образ, доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку. Когда дети научатся придумывать рассказ с конкретным содержанием, можно усложнить задачу – предложить рассказывание на отвлеченную тему: придумать рассказ «Про веселый случай», «Про страшный случай» по типу «У страха глаза велики», «Про интересный случай».
2. Методы и приемы развития творческого рассказывания детей.
В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды:
рассказы реалистического характера;
сказки;
описания природы.
В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом ( два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают комбинированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.
Начинать обучение творческому рассказыванию можно с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял», «Подарки маме к 8 Марта»). Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключаются в
необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию. Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Для выражения своих переживаний, связанных с природой, ему надо владеть большим количеством обобщенных понятий, в большей степени уметь синтезировать. Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.
В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми. Например, по теме «Что случилось с девочкой» детям можно предложить такие вопросы: «Где находилась девочка? Что с ней случилось? Почему она заплакала? Кто ее утешил?» и предложить «придумать» рассказ. Если дети затруднялись, педагог может подсказать («Может быть, она была на даче или заблудилась на шумной улице города»).
С целью развития творческих умений рекомендуется такой прием, как придумывание детьми продолжения авторского текста. Так, после чтения и пересказывания рассказа Л. Толстого «Сел дед пить чай» педагог предлагает продолжить его. Показывает, как можно придумать конец, давая свой образец.
В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.
3. Особенности использования приемов обучения в зависимости от вида рассказа
Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовывать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Е. И. Тихеева рекомендовала давать такое начало, которое бы предоставляло простор для воображения детей и давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях.
Приведу пример из исследования Л. А. Пеньевской Л. А. "Вася очень любил гулять по лесу, собирать землянику, слушать пение птиц. Сегодня он вышел рано и зашел особенно далеко. Место было незнакомое. Даже березы и те были какие-то другие – толстые, со свисающими ветвями. Вася сел отдохнуть под большую березу, вытер потный лоб и задумался, как найти дорогу домой. Направо вела еле заметная тропинка, но куда она идет, Вася не знал. Прямо начинался какой-то спуск, а налево был густой лес. Куда идти?" Дети должны придумать, как Вася выбрался из леса. Вспомогательные вопросы, по мнению Л. А. Пеньевской, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.
План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3 – 4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла. В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или
как закончить рассказ.
Более сложный прием – рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. Например, напоминаю, что скоро 8 Марта. Все дети будут поздравлять своих мам, дарить им подарки. Далее сообщаю: «Сегодня будем учиться придумывать рассказ про то, как Таня и Сережа готовили подарок маме к этому дню. Рассказ назовем: «Подарок маме». Лучшие рассказы мы запишем». Я поставила перед детьми учебную задачу, мотивировала ее, предложила тему, сюжет, назвала основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности. В конце можно нарисовать поздравительные открытки для мам.
Систему занятий по обучению рассказыванию по готовым сюжетам разработала Э. П. Короткова. Она предлагает серию сюжетов по близкой и доступной детям тематике, интересные приемы, активизирующие воображение: описание персонажа, опора на образ главного героя при составлении рассказа (полнее обрисовать его и ситуации, в которых он участвовал) и др.
Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему – самое трудное задание. Этот прием используется только при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ. О чем же можно придумать рассказ (об интересном случае, который произошел с
мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке). Предложите ребенку придумать название будущего рассказа и составить план («Сначала скажи, как твой рассказ будет называться, и коротко – о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине и о чем в конце. После этого расскажешь все»).
Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты. Например, воспитатель дает начало рассказа «Сон Андрюши» : «Мальчику Андрюше папа подарил велосипед «Орленок». Малышу он так понравился, что даже приснился ночью. Приснилось Андрюше, что он поехал путешествовать на своем велосипеде». Куда поехал Андрюша и что он там увидел, должны придумать дети. Этот образец в виде начала рассказа можно дополнить пояснениями: «Во сне может произойти что-то необыкновенное. Андрюша мог поехать в разные города и даже страны, увидеть что- нибудь интересное или смешное».
Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием игрушек, картин, просмотром диафильмов.
Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить их внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок. Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки происходит поэтапно.
На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов.
На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают использовать эти элементы в их собственных сочинениях. Воспитатель обращается к приемам совместного творчества : выбирает тему, называет персонажей – героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие сюжета.
На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования: детям предлагается придумать сказку по готовым
темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет, персонажей ( СНОСКА: Шибицкая А. Е. Словесное творчество детей 6–7 лет на материале русских народных сказок//Художественное творчество в детском саду. – М., 1974).
4. Работа со сказкой, сочинение творческих сказок
В дошкольном возрасте дети проявляют творческую изобретательность в играх, в разнообразной художественной деятельности. В отношении речевого творчества уровень его развития предполагает свободное владение родным языком, умение оперировать представлениями, комбинировать их, создавая новые образы, выражать своё отношение. Сказка - произведение, созданное для рассказывания, она обладает специфическими признаками устной речи. В сказках перед умственным взором ребёнка возникают образы родной природы, люди с их характерами и правильными чертами, быт; в них дети получают блестящие образцы родного языка. Часто рассказывая хорошо известные сказки, он значительно обогащает свои навыки и умение в рассказывании, что является необходимым условием для сочинения собственных сказок.
5. Приемы, способствующие развитию словесного творчества дошкольников
«Бином фантазии» - один из интересных приемов, способствующих развитию словесного творчества дошкольников. Для работы с детьми необходимо приготовить два набора картинок:
1) картинки с изображением животных и людей;
2) картинки с изображением предметов.
Из каждого набора наугад берут по одной картинке и, соединяя слова- обозначения при помощи предлогов или изменяя падежи, придумывают предложение, которое и будет служить названием будущей сказки. Например, «Рыбка и скрипка», «Слон в шкафу».
«СЛОН В ШКАФУ»
«В одном доме жил фарфоровый слон. Скучно ему было и одиноко - не было у него друзей. Пошел он однажды гулять и увидел, что в конце улицы стоит шкаф и скучает. Слон спросил: «Почему вы здесь стоите, разве у вас нет дома?» «Нет у меня ни друзей, ни дома- я совсем один!» - ответил шкаф. Слон предложил: «Давайте дружить!» Шкаф согласился. Стали они разговаривать да так и подружились. С тех пор шкаф живет у слона дома, они заботятся и охраняют друг друга».
В дальнейшем используется только словесный вариант игры, называются самые разные слова, не связанные между собой по смыслу и постепенно увеличивается их количество.
Следующий прием - «Новое свойство». Он, практически, изменяет содержание знакомых сказочных сюжетов, то есть рождается новая сказка. Например, Колобок не из теста, из смолы. Тогда сказка может выглядеть следующим образом: «…Катится Колобок, а навстречу ему заяц. «Колобок, Колобок, я тебя съем». «Не ешь меня, я не вкусный». «Я тебе не верю»,- сказал заяц и только хотел схватить Колобка, как вдруг прилип к нему. Покатился Колобок дальше, а заяц со своей добычей не отстает. Навстречу им волк, затем медведь, лиса. Прикатился Колобок восвояси – к бабушке и дедушке. Обрадовались старики : «И еда, и одежда сама в дом пришла». Заплакали звери: «Отпустите нас, мы больше не будем маленьких обижать». Пожалели их дед с бабой и отпустили. А на прощание сказали: «В следующий раз верьте тому, что вам говорят».
«Сказки наизнанку». Использовать этот прием для придумывания сказок можно в самых различных вариантах.
«Свойства наоборот». Берется любая знакомая сказка, и ее героям приписываются прямо противоположные свойства. Например, сказка «Красная шапочка» звучит совершенно по-другому, если волк в ней будет маленький, а Красная шапочка- большая, или Баба-Яга в сказках начнет совершать хорошие поступки.
«Все наоборот». Придумать слова- рифмы : лед-мед; мех-смех; котбегемот и. т. п. Затем все то, что относится к первому слову переносится на второй объект и наоборот. Например,
«У меня на грядке крокодил растет!
А в Москве-реке огурец живет!
Осенью на грядке крокодил поспел!
Огурец в Москве- реке всех лягушек съел».
«Задом наперед». То есть рассказывание сказки не с начала, а с конца. Это довольно сложная задача, поэтому первоначальное использование приема предполагает опору на картинки- иллюстрации. Постепенно можно переходить к рассказыванию без наглядного материала.
«Сказки в заданном ключе». Этот прием достаточно прост в освоении, с его помощью ребенок лишь несколько модифицирует сюжеты знакомых сказок. Существует несколько вариантов использования приема для создания новых сказочных версий.
«Введение в название сказки нового объекта». В название хорошо знакомой ребенку сказки добавляется слово, обозначающее какой- либо предмет. Например, «Колобок и воздушный шарик», «Теремокпаровоз»,
«Гуси- лебеди и автомобиль» и т. п. «Я- герой сказки». Знакомая сказка изменится, если в сюжет будет введен ребенок в качестве значимого персонажа. Предложите ребенку пофантазировать, что произойдет, если одним из героев сказки станет он сам, или герои сказки придут к нему в гости.
«Смена места действия». Сюжет хорошо знакомой ребенку сказки как бы перемещается в другое время и пространство. Например, жили-были старик со старухой в наши дни; теремок в океане; козлята и волк на необитаемом острове и т. п.
«Изменение сказочной развязки». Дети- народ оптимистичный. Им свойственно переделывать «все плохое в хорошее», в том числе и финалы сказок, если они их не устраивают. Помочь малышу придумать счастливую развязку можно, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо средства, предмета, явления. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра съедают таблетку от жадности; или Колобок вместо своей песенки будет исполнять другую, в которой поется о том, что он совсем невкусный.
«Событийная цепочка». Этот прием помогает ребенку лучше понять, почувствовать логику сказки, «прожить» судьбу героев вместе с ними.
Можно предложить детям заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом (например, с колобком после того, как он вернулся к бабушке и дедушке; как изменилась жизнь Красной шапочки после того, как ее и бабушку спасли охотники). «Прогулка» в прошлое героев имеет особый воспитательный смысл,она помогает осмысливать последствия тех или иных событий, учит их анализировать ситуацию и прогнозировать результаты конкретной деятельности, поступков, реакцию окружающих.
«Салат из сказок». Это удивительное блюдо можно получить самыми разнообразными способами. «Объединение». Рождение новой сказки происходит за счет объединения названий двух или нескольких знакомых сказок, например, «Красная Шапочка» и «Мальчик –с- пальчик», «Дюймовочка» и «Кот в сапогах», «Золушка» и «Малыш и Карлсон» и т. п.
«Опорные слова». Этот прием очень похож на «бином фантазии», но в то же время и несколько отличен от него. Из разных сказок вычленяют несколько опорных слов и подбирают соответствующие картинки, например: - цветок, ласточка, крот, жаба, девочка, нора; - фея, мачеха, принц, туфелька, тыква; - - кот, людоед, замок, мешок, сапоги. Затем из каждого ряда берут по 1-2 слова и на их основе придумывают новую сказку.
«Сказки о невиданных животных». Берутся картинки с изображением животных и разрезаются пополам. Дети из половинок составляют изображение целого животного и дают ему название. Например: Осел и ворона - воронос; Лиса и петух - лисатух. Затем дети составляют рассказ или сказку об этих невиданных животных. Можно задать детям ряд наводящих вопросов, которые помогут детям в работе. Например: как выглядит; с кем дружит; кого боится; что ест.
«Диафильмы». Работа по созданию диафильмов заключается в следующем: придуманная детьми история разбивается на фрагменты, к каждому из которых рисуется рисунок, отражающий содержание этого фрагмента. Под рисунками пишется соответствующий текст. Затем все это скрепляется по принципу «гармошки». Диафильм готов.
10. Различные приёмы в работе над сказкой
1. В беседе по прочитанной сказке определяем её композиционное построение (зачин, завязка, развитие сюжета с кульминацией, развязка, комментируем необычные или непонятные слова и выражения (например, «сидит ни жива, ни мертва» - очень сильно испугалась).
2. Выделяем изобразительно-выразительные средства.
3. Предлагаем детям :
- назвать самый весёлый, самый грустный, самый страшный эпизод сказки;
-понять мотивы поведения героев и выразить к ним своё отношение;
- вспомнить, какими необычными именами названы герои сказки;
- определить, правильную или неправильную характеристику дал воспитатель тому или иному герою сказки;
- пересказать эпизоды сказки по ролям;
- пересказать сказку по её модели (рисункам-схемам).
- «Вспомни имя» - воспитатель называет героя, а дети его сказочное имя (Василиса (премудрая);
- «Сказочное описание» - воспитатель даёт сухое описание дерева, леса, печки и т. п., а дети должны сделать описание красочным, добавив в него подходящие эпитеты);
- «Ответь на вопрос пословицей или поговоркой» - (Без чего не вытянуть рыбку из пруда? Без труда не вытащить рыбку из пруда);
- «Подбери пословицу к сказке» - из предложенных;
- «Проблемные ситуации» - как бы изменился ход сказки, если бы герой сделал или не сделал чего-либо.
Будем сочинять
1. Сказки ищут продолжения.
«Петушок» (по Сутееву).
Нарисовал художник петуха, а раскрасить-то его и забыл. Пошёл петух гулять, и все на дворе вдруг стали над ним смеяться.
«Не печалься» - сказала собака, - «иди к краскам, они тебе помогут». Пришёл петух к разноцветному домику.