Светлана Серебренникова
Методическое пособие «Коммуникативные игры-танцы в музыкальном развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое пособие
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Аюна»
Методическое пособие «Подвижные коммуникативные игры-танцы в музыкальном развитии детей»
Музыкальный руководитель : Серебренникова Светлана Михайловна
Высшая квалификационная категория
Публикация «Методическое пособие „Коммуникативные игры-танцы в музыкальном развитии детей“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
«Организация положительной эмоциональной обстановки создает благоприятный климат, способствует развитию эмоционально - волевой сферы детей, вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению, формируя интересы и потребности» Б. Т. Лихачев
Аннотация
Данные методическое пособие разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта, опыта А. И. Буренниной и авторской педагогической методики Данная работа может оказать помощь педагогам – практикам, организаторам воспитательной работы с детьми для совместных игр-танцев детей с родителями или детей разного возраста на праздниках или развлечениях (дошкольники, учащиеся младших классов) Данное методическое пособие рассматривает вопросы
Содержание
Введение
Актуальность
Глава 1. Теоретические аспекты развития музыкальной коммуникативной деятельности детей
1.1. Особенности развития коммуникативной деятельности у детей
1.2. Показатели развития коммуникативной компетенции в детском возрасте.
1.3. Использование коммуникативных танцев-игр в педагогической практике
Заключение
Список литературы
Введение
Эпоха глобальных перемен, пришедшая на смену относительной стабильности как в сферах экономики и идеологии, так и в более тонких сферах нравственности и морали, вынужденно создают новый тип более пластичного и гибкого человека. В процессе адаптации к современному миру и современным отношениям рождается необходимость развития творчески активной личности, принимающей на себя определенные социальные роли, вступающей в различные социальные отношения, и реализующей в своей коммуникативной деятельности положительные эмоционально-волевые качества.
Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психологических функций. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека (взрослого или сверстника, но и самого себя.
Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии. В детском саду коммуникативное развитие осуществляется во всех видах детской деятельности: коммуникативной, познавательной, продуктивной, двигательной, музыкально – художественной.
Музыкальная деятельность даёт возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства. Большое влияние на становление данной сферы оказывает развитие нравственно – эмоционального мира ребёнка, ведь музыка – искусство, обращённое к душе человека, что даёт возможность эффективно использовать её в коммуникативном развитии детей.
Особая роль в программе «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.)
Актуальность
Возрастает также внимание педагогов к проблеме развития творческих
способностей ребенка в различных областях деятельности. В этих условиях
мы расширяем поиск эффективных форм работы с детьми. В наше время
все больше детей с неадекватной самооценкой, ребенок зажат (или
расторможен) и, как следствие, проблемы с общением. Поэтому педагогам
следует заботиться о развитии его социально - эмоциональном
воспитании дошкольников, о формировании у детей таких качеств, как
коммуникабельность, активность, самостоятельность, инициатива.
В этой связи актуальным является поиск методик, направленных на
создание у ребенка системы психологических установок для решения
проблем, возникающих в процессе его взаимодействия с окружающим
миром.
Основной проблемой, с которой сталкивается нормально развивающийся ребенок уже в раннем возрасте, является проблема установления взаимоотношений со сверстниками, со значимыми для него взрослыми людьми. Решение ее осуществляется в общении, которое становится важным каналом получения информации о внешнем мире и основой, на которой строится здание всей последующей жизни личности. Общение является важнейшим фактором и неотъемлемым условием нормального психического развития ребенка (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Р. С. Буре, Л. Н. Галигузова, А. В. Запорожец, Е. Г. Злобина, М. И. Лисина, Т. А. Репина, З. С. Целенко, и др.). Поэтому с такой тщательностью подбираются меры воспитательного воздействия и обучения, но и они не могут предотвратить столкновение ребенка с конфликтами и проблемами современного общества. Большие резервы в деле приобщения детей к миру духовной красоты скрыты в коммуникативной музыкально –игровой деятельности с ее радостной эмоциональностью, образностью, моторной активностью, коллективностью участия, развитием творческой инициативы, разнообразными воспитательными и творческими возможностями. Музыкальные игры занимают достаточно много времени, поэтому их целесообразнее использовать в досуговой деятельности старших дошкольников и школьников. Данный подход к означенной проблеме способствует реализации следующих педагогических функций музыкально-игровой деятельности :
• познавательной;
• коммуникативной;
• рекреационной;
• компенсаторной;
• креативной;
• эстетической.
Иначе говоря, музыкальные игры в досуговой деятельности дают детям одновременно возможность развлечения, развития личности и отдыха. Коммуникативная музыкальная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сферы.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей, умений общаться не только с отдельными детьми, но и с коллективом сверстников, со взрослыми, в соответствии с социально одобряемыми нормами поведения.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основные формы поведения и общения, складывается детский коллектив, законы существования которого требуют более развитой системы коммуникативных навыков. В данном случае коммуникативные игры –танцы и творческой деятельности детей этого возраста. Среди всех видов деятельности музыкальная игра - самый уникальный вид деятельности детей дошкольного возраста.
Цель настоящей работы:
Теоретическое обоснование проблемы развития музыкальной коммуникативной деятельности детей, осуществление связи теории с практикой на музыкальных занятиях и в досуговой деятельности. Формирование активного творческого восприятия музыки у детей через способность получения наслаждение от контакта с музыкой, игрой,
совместных действий сверстников, воспитывая доброжелательность и умение быть коммуникабельным.
Глава 1. Теоретические аспекты развития музыкальной коммуникативной деятельности детей
1.1. Особенности музыкальной коммуникативной деятельности у детей
Коммуникативная музыкально – игровая деятельность тесно связана со всеми видами музыкальной деятельности : восприятием музыки, исполнительством, и творчеством. В процессе музыкально- игровой деятельности детском сознании возникают естественные закономерности ассоциации музыки с другими видами искусства, а также с самой жизнью, которые формируют эстетический взгляд и формируют культуру ребенка. Это является доказательством огромных педагогических возможностей музыкально-игровых методик. Фактически они дают ребенку ключ к восприятию, постижению образного мира, что является важной предпосылкой к формированию интегративных качеств личности, а следовательно действительно развитого во всех отношениях человека. Поэтому все виды игр предлагаемых в данном пособии являются дидактическими, так как они представляют собой часть методики музыкального воспитания как педагогической науки и опираются на следующие принципы: единство воспитательных, обучающих, развивающих целей и задач, психологическая комфортность, научная обоснованность и практическая применимость, интеграции образовательных областей, «минимакса» (разноуровневое музыкальное развитие детей- в соответствии со своими природными возможностями).
Важной особенностью коммуникативных танцев-игр, является простота исполнения, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания. Коммуникативные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу
В этих танцах- играх, есть игровые сюжеты, что еще больше облегчает их запоминание. Есть еще одно важное направление подобного материала– это коррекционная работа с детьми. Поскольку данный материал является доступным, привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми имеющими различные патологии развития (т. к. у детей с проблемами развитии нарушена эмоциональная сфера). Выявленные особенности предметно-практического взаимодействия дошкольников в музыкальной коммуникативной игре могут рассматриваться как диагностические. Она дает возможность одновременного выявления уровня развития музыкальных способностей и уровня социально – психологического развития ребенка. Простая фабула позволяет ребенку выстраивать свой вариант развития сюжета игры, что поддерживает на высоком уровне интерес к игре и высокую активность играющих. Музыкальная игра-общение равных. Отмеченные особенности музыкальной коммуникативной игры, как и игры в целом придают ей особенное педагогической значение. Она –
• фактор развития ребенка;
• способ приобщения ребенка к миру музыкальной и общей культуры;
• щадящая форма обучения ребенка жизненно важным для него основам общения;
• мягкая коррекция воспитанности ребенка и незаметное вовлечение его в ценностную политру человеческих отношений;
• деликатное диагностирование социально – психологического и музыкального уровня развития ребенка;
• способ формирования гуманистической атмосферы в детском коллективе;
• способ подарить ребенку радость и эстетическое наслаждение от игры.
1.2. Показатели развития коммуникативной компетенции в детском возрасте.
Коммуникативные игры — это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. А по сути это — синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка. К ним относится практически весь детский фольклор — частушки, потешки, прибаутки. Это может быть и обычная сюжетно-ролевая игра, но — с включением песенок, танцев, шутливых выразительных действий участников. Основанные на методах и приёмах, найденных немецким композитором и педагогом Карлом Орфом, музыкальные коммуникативные игры (Орф-педагогика) успешно развивают принципы игровой народной педагогики. А главное — они помогают социальному и духовно-нравственному развитию детей.
В коммуникативных танцах - играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве) могут быть реализованы следующие направления воспитательной работы:
• развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт: инициативности, готовности к общению;
• развитии эмпатии, сочуствия к партнеру; эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
• развитие позитивного самоощушения, что связанно с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущения собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Основным показателем использования в практике коммуникативных игр является желание детей играть, танцевать, общаться с музыкой, радость и удовольствие, которое они получают от совместной деятельности в процессе игры.
1.3. Использование коммуникативных танцев-игр в педагогической практике
Коммуникативные игры производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и нормализации социального климата в группе, в детском коллективе. Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми и на праздниках, а на развлечениях и при непосредственной образовательной деятельности:
это танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше сыграет, спляшет)
их с успехом можно использовать для совместных игр-танцев с родителями. Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями стали проводится повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми.
этот материал может быть использован на праздниках, где собраны дети разных возрастов.
Движения и фигуры в танцах и плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что ещё больше облегчают их запоминание. Можно сказать, что основные ключи к организации детских досугов – это три «И» - Интеграция, Игра, Импровизация. Коммуникативные знания, умения, навыки я развиваются у детей во всех видах музыкальной деятельности, через использования следующие методы : наблюдение, естественный эксперимент, беседа, тестирование, анкетирование.
Для успешного выполнения работы применяются различные формы организации деятельности детей (совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность с семьёй).
На музыкальных занятиях и в досуговой деятельности для развития коммуникативных умений и навыков используются хороводы, народные круговые танцы, игры приветствия, коммуникативные телесные и контактные игры, народные хороводные игры.
В пении и песенном творчестве полезны приёмы, развивающие умение слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение, такие, как пение по очереди, пение в небольшых ансамблях, с солистами, творческие задания («Придумай и спой песенку», «Закончи мелодию», дидактические игры «Передай звук по цепочке», «Весёлый бубен».
Музыкальные коммуникативные игры
Музыкальные коммуникативные
Танцы со сменой партнёров
Несложные фольклорные танцы со сменой партнёров можно рассматривать как одну из форм коммуникативных музыкальных игр. Такие танцы есть в фольклоре разных народов. Движения и фигуры в них очень простые, несложные для запоминания даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что ещё более облегчает их запоминание. В качестве коммуникативных упражнений эти простые танцы весьма полезны.
Изучение психологами межличностных отношений детей показало, что в детском коллективе есть так называемые звёзды, а также «пренебрегаемые» и «изолированные». Причины такого разделения бывают разными, последствия — порой весьма печальны для ребёнка. Дети с высокой популярностью, «звёзды», могут зазнаться, стать излишне самоуверенными. Тогда как «пренебрегаемые» и «изолированные» испытывают эмоциональный голод, обиду, становятся замкнутыми, отчуждёнными, эгоцентричными людьми.
Танцы-игры со сменой партнёров снимают эти барьеры и искусственные ярлыки, создавая для всех равные условия общения. Дети с заниженной самооценкой в таких танцах чувствуют себя полноправными членами коллектива. Дети, которые лидируют в группе и привыкли пренебрегать «тихонями» и «задирами», открывают для себя, что они вовсе не плохие, а такие же, как все.
В основе танцевальных сюжетов — образы дружелюбия, партнёрской поддержки, одобрения друг друга в ситуации коллективного взаимодействия. Фигуры танцев — это в основном естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт танцующих ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.
Напомним, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, и все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот исключает процесс оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет самостоятельным смыслом его участие в танце-игре.
Детство – время активного формирования социально-психологических основ личности, приобщения к человеческой культуре, воспроизводства социального опыта. Усвоение ребёнком норм общения, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, умение принимать и любить себя, доброжелательно относиться к окружающему миру – факторы, определяющие его дальнейшую судьбу, возможность в будущем чувствовать себя успешным и достойным членом общества, полнее реализовать себя.
Отечественной педагогикой и психологией признано, что сферой социального творчества ребёнка, где закладываются основы для его полноценного социального общения, является совместная игра с другими детьми.
Участие в совместных с другими детьми играх закладывает у ребёнка основы для полноценного социального общения, умения понимать других людей и себя. Игра – выверенный веками, народным опытом фактор социализации личности, коммуникативного развития детей.
Серьёзной проблемой в условиях современного города является постепенная потеря традиций, не только фольклорной, но и совместной детской игры вообще. Современные компьютерные игры нацеливают детей на игру ради выигрыша, дезорганизуют их в границах дозволенного и недозволенного, развивают стремление к доминированию, самоутверждению любой ценой, и, таким образом, имеют асоциальную направленность.
Коммуникативное развитие детей, посредством музыкально-коммуникативных, фольклорных игр, возрождение игровой практики в ДОУ - особая задача.
Один из оптимальных путей решения основной задачи - творческое развитие принципов народной педагогики, обращение к музыкально-коммуникативным играм как к воспитательному средству, социализирующему и развивающему личность ребёнка. При организации коммуникативных музыкальных игр, направленных на развитие социальных качеств ребёнка, необходимо учитывать особенности музыкального развития детей на различных возрастных этапах, а именно – физиологические особенности детского голоса, физические, двигательно-координационные способности ребёнка.
Судьбы игр не одинаковы. Одни из них исчезают, теряя свое былое значение, другие трансформируются в современные варианты, развиваются. К сожалению, многие фольклорные игры теряют привлекательность для современных детей, хотя и широко внедряются в ДОУ. Под руководством воспитателя дети играют в них охотно, но за стены ДОУ не выносят. Радио, телевидение, современная музыкальная среда вытесняют фольклорные образы. Для педагога в этой ситуации особой задачей является возрождение игровой практики в ДОУ. Один из оптимальных путей решения этой задачи – творческое развитие принципов народной педагогики, обращение к музыкальным коммуникативным играм как воспитательному средству, социализирующему и развивающему личность ребенка.
Детские игры основаны на простых движениях: шаг, ходьба, бег, легкие прыжки, приседания, хлопки, притопы, покачивания с ноги на ногу. Основная фигура, в границах которой развертываются детские игры – круг, движения диктуются текстами песенок и связаны с изображением их персонажей – птиц, животных – в прибаутках или самих частей тела.
Одной из ведущих задач детских фольклорных игр является развитие коммуникативных навыков ребенка, обогащение возможностей его социального общения. В этом смысле детский игровой фольклор раскрывает механизмы реализации социально-адаптационного потенциала искусства.
Так, фольклорные игры подсказывают нам, что ребенок к четырехлетнему возрасту способен научиться переходить от состояния напряжения и возбуждения к расслаблению и успокоению с помощью соответствующих действий: широких потягивающих движений всем телом, плавных, волнообразных движений руками, временного пребывания в статической позе – «замирания». Игры научают ребенка этому полезному качеству саморегуляции и контроля за своим состоянием. Многие из них предусматривают развитие у детей тактильных ощущений : познание силы прикосновений, их возможностей в регуляции собственного эмоционального состояния и налаживании доброжелательных контактов с окружающими.
Своеобразными тренингами на преодоление микростресса являются игры, в которых догоняют, ловят, «пятнают». Игр подобного рода много: «Гори, гори, ясно», «Кривой петух», «Бубен, бубен – долгий нос», «У медведя во бору» и др. Почти все эти игры сопровождаются несложными распевами и интонационно- выразительными приговорами, которые помогают организовать игру ритмически, а также задают игровые движения.
В процессе обыгрывания фольклорных песенок с помощью выразительных движений дети учатся соотносить эмоциональную окрашенность интонации с ритмикой и пластикой своего тела. Опора на этот прием, подсказанный народной педагогикой, поможет развить выразительность речевой интонации, явится основой для формирования эмоциональной культуры, навыков невербальной коммуникации.
В будущем это откроет возможность ребенку к полноценному социальному общению, самореализации и успешности в жизни. Произведения детского игрового фольклора с этой точки зрения представляются сферой социального творчества ребенка, фактором социализации личности.
Мониторинг развития коммуникативных качеств у детей старшего возраста
Направления по развитию у детей навыков общения :
•
Развитие динамической стороны общения;
•
Легкость вступления в контакт;
•
Инициативность;
•
Стремление готовности к общению;
•
Развитие эмпатии;
•
Сочувствие партнеру;
•
Эмоциональность и выразительность невербальных средств общения;
•
Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущения собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки