ольга левченко
Индивидуальная работа с детьми — ключ к решению задач в музыкальном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальная работа — ключ к решению задач в музыкальном развитии дошкольника. В помощь музыкальным руководителям
Дети стремятся к общению с искусством, которое невозможно увидеть и потрогать, но которое при этом оказывает на них самое сильное влияние, расширяя границы детского сознания до бесконечности.
Публикация «Индивидуальная работа с детьми — ключ к решению задач в музыкальном развитии дошкольников» размещена в разделах
Задачей педагога становиться необходимость поддержать индивидуальные творческие проявления ребенка, дать возможность раскрыть свои скрытые возможности посредством осуществления индивидуального и дифференцированного подхода.
Для выявления музыкальных способностей в детском саду осуществляются постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один – два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.
Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей – ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б. М. Теплов).
Для выявления музыкально одаренных детей в педагогической практике используется технология педагогического наблюдения.
Начиная со среднего возраста целесообразно подключать и такую форму работы как индивидуальное занятие. Это вызвано, с одной стороны, тем, что дети развиваются неодинаково, их музыкальные проявления индивидуальны, с другой стороны - спецификой обучения некоторым видам музыкальной деятельности, предполагающим контакт с каждым ребенком в отдельности (игра на музыкальных инструментах, некоторые виды музыкально-ритмических движений).
Выявив склонности детей к отдельным видам музыкальной деятельности, можно посоветовать родителям, чему предпочтительнее обучать ребенка дополнительно в кружке, студии, или музыкальной школе : хореографии, пению, игре на музыкальных инструментах.
Таким образом индивидуальные занятия полнее выявляют возможности детей, раскрывают их музыкальные способности.
Индивидуальная работа с детьми проводится с целью :
- коррекции;
- развития музыкальных способностей одаренных детей
Осуществляя индивидуальную работу, обращаю внимание на то, что ориентир на «подравнивание» к среднему уровню отрицательно сказывается на развитии способных и одаренных детей. Усреднение требований снижает и уровень развития всех остальных детей, так как лишает их возможности догнать опережающих сверстников. Занятия с целью коррекции позволяют найти причину не усвоения программных задач. Часто она сокрыта в личностных качествах ребенка — излишняя застенчивость, отсутствие веры в свои силы. Иногда ребенок отстает в развитии каких-либо навыков в отдельном виде деятельности. Индивидуальные занятия с преобладанием именно этого вида помогут ребенку преодолеть трудности. Индивидуальные качества некоторых детей порой являются причиной неудач совместной деятельности, например, низкий диапазон голоса не позволяет им петь чисто в более высоком регистре. В таких случаях на индивидуальных занятиях транспонирую песни в удобный для ребенка диапазон и постепенно расширяю его. Причиной нечистого интонирования в пении может быть неразвитость одной из музыкальных способностей—звуковысотного слуха. В этом случае помогают специально подобранные музыкально-дидактические игры и упражнения : игра на звуковысотных музыкальных инструментах помогает различить и правильно воспроизвести высоту звуков, обостряет слуховое внимание; совмещая пение и игру на музыкальных инструментах, можно быстрее добиться слуховой и вокальной координации.
Особое место в системе художественно-эстетического воспитания детского сада занимает работа с одаренными детьми. Особенности же работы с одарёнными детьми в музыкальной, театрализованной, изобразительной деятельности, как и проблема выявления и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, в педагогической литературе представлены недостаточно.
Моя работа как музыкального руководителя направлена как на выявление детей с предпосылками музыкальной одаренности, так и на детей, которые менее адаптированы в обществе, с последующим сохранением и дальнейшим развитием их способностей, опираясь на собственную активность детей. Данная работа осуществляется в тесном взаимодействии всех специалистов ДОУ: педагога-психолога, воспитателя по ИЗО, логопеда, воспитателя и конечно родителей.
В своей работе опираюсь на принципы:
• системности
• учета индивидуальных особенностей психики ребёнка.
• разнообразия музыкального репертуара и его усложнения.
• предоставления ребёнку условий для творчества и импровизации.
• креативности и эмоциональности педагога.
• наглядности (картины, костюмы, видеоматериалы и т. д.)
• преемственности в работе с другими специалистами.
• взаимодействия с семьей.
Основными методами являются: наглядный; исследовательский; практический, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, дирижёрский показ.
Видом деятельности музыкально-одарённых детей является инструментальное исполнительство, а используемый инструмент - деревянные ложки.
Для индивидуальной работы мною была разработана структура занятия, которая включает в себя следующие составляющие:
• Содержание работы
• Задачи
• Подбор мелодий и попевок по слух
• Развитие музыкально - слухового представления
• Сочинение мелодий на заданный ритмический рисунок
• Музыкально – двигательные импровизации
• Развитие творческого восприятия музыки при передачи настроения и содержания музыки
• Релаксация на занятии
Таким образом, в структуру индивидуального занятия включены такие виды деятельности, которые развивают продуктивность мышления, помогают ребенку максимально проявить своё воображение, музыкальные способности, а затем стабилизировать свое эмоциональное состояние.
Индивидуальная работа с одаренными детьми строится на диагностической основе: выявление музыкальных способностей (методика К. В. Тарасовой) и определения склонности к творчеству (из наблюдений воспитателя и родителей). В начале года было выявлено несколько детей, имеющих достаточно высокий уровень музыкальных способностей игры на инструментах. В течении года с детьми проводилась индивидуальная работа по развитию умений игры на оркестровых инструментах.
Анализ полученных результатов показал, что в процессе проведенной работы уровень развития мелодического слуха детей достиг очень высокого уровня (по К. В. Тарасовой – уровня одаренности).
Качественно проделанная работа, позволяет с лёгкостью обучать детей игре в ансамбле и в оркестре. Ансамбль доставляет удовольствие не только своим слушателям, но и самим детям, которые в полной мере проявляют свои способности в игре на инструменте и получая огромное удовлетворение от достигаемых результатов.
Основная работа с одарёнными детьми осуществляется музыкальным руководителем, но система индивидуальных занятий предполагает связь с другими специалистами детского сада.
Воспитатель в ходе наблюдения, старается поддерживать полученные знания на различных мероприятиях, создает условия в группе для развития музыкальных способностей детей (музыкальный уголок, наличие различных музыкальных инструментов, дидактических игр и т. п.).
Воспитатель по изобразительной деятельности обращает внимание на восприятие ребёнком изобразительного искусства, проводит интегрированные занятия с музыкальным сопровождением, учит детей “рисовать музыку”.
Психолог наблюдает за изменениями в эмоциональных проявлениях детей в процессе занятий, развлечений и других видах деятельности, проводит при необходимости занятия по коррекции эмоций; консультирует родителей, воспитателей и других специалистов по различным вопросам.
Логопед на индивидуальных занятиях отрабатывает звукопроизношение ребенка, консультирует по автоматизации поставленных звуков, помогает в отборе речевого материала для утренников, театрализованной деятельности. В ходе занятий логопеда проводится работа по интонационной выразительности речи.
Система работы предусматривает тесную связь с семьей, так как очень важно продлить положительный эмоциональный настрой ребёнка, полученный им на занятиях и праздниках, дома. Выступления на родительских собраниях, беседы, консультации, стенды-отчеты, открытые занятия и праздники, личное участие родителей в различных мероприятиях детского сада и т. д. – вся эта работа даёт возможность родителям получить представление о деятельности детей в детском саду, поддерживать и воссоздавать полученный детьми эмоциональный опыт в кругу семьи. Она помогает родителям осознать, что взаимное влияние семьи и детского сада – необходимое условие для полной реализации возможностей одарённого ребёнка. В этом направлении решались такие задачи :
- объединение усилий педагогов и родителей для развития способностей детей;
- создание атмосферы общности интересов в организации образовательного процесса;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Для родителей разработаны следующие консультации: “Музыкален ли ваш ребёнок?”, “Какую музыку и как слушать с детьми дома?”, “Пойте вместе с детьми!”, а также видеозаписи и компьютерные презентации из жизни детей.
Таким образом, анализируя эффективность проведенной работы с ребёнком, имеющим предпосылки к одаренности, мною был сделан вывод, что система индивидуальных занятий позволяет значительно поднять уровень музыкального развития ребёнка, формирует у него творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности, укрепляет его уверенность в своих способностях.